О бедной науке замолвите слово
В Госдуме состоялось заседание Комитета Госдумы по образованию и науке, на котором был заслушан доклад президента РАН Александра Сергеева «О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учёными в 2019 году».
Открывая мероприятие, председатель профильного Комитета Вячеслав Никонов сказал: "... Безусловно, российская наука – это явление мировой культуры, мировой цивилизации. Мир очень многим обязан России, российской науке, больше, чем он даже подозревает, во всех областях, в каких только можно. Трудно назвать такую область, где бы Россия не была первопроходцем, потому что химия – это Менделеев, иммунология – это Мечников, физиология – это Павлов, ядерная физика – это во многом Курчатов, космос – это Королев, радио – это Попов, телевидение – это Зворыкин, медицина - это Пирогов... Жорес Иванович Алферов приложил руку к тому, что все мы сегодня говорим по мобильной связи. Ну и, собственно, если так подумать - мало что вообще остается за пределами всего этого... Те заделы, которые у нас действительно созданы в оборонной сфере - они выдающиеся, не на одно десятилетие, это тоже свидетельство высокого уровня развития науки.
Не случайность, что именно Россия одной из первых предложила вакцину от коронавируса. Это большое достижение нашей науки говорит о том, что мы способны на очень многое... В то же время мы, в Комитете по образованию и науке, постоянно бьём тревогу о состоянии науки, разделяем озабоченности, которые сегодня есть в научном сообществе. Действительно, проблемы достаточно серьёзные. К сожалению, по количеству учёных мы уже давно не являемся лидерами в мире. В Китае сейчас в шесть раз больше исследователей, чем в России, в США – вдвое, хотя когда-то у нас их было гораздо больше, чем и в Америке, и в Китае.
Бюджетные расходы, которые президент своим указом 2012 года предлагал установить на науку на уровне 1,77 процента от ВВП, так и остались на уровне 1,1 процента. Эта цифра не увеличилась с 2012 года, хотя целевой показатель должен был быть достигнут к 2015 году. К сожалению, отражением этого является меньший приток людей в науку, чем это было ещё в 20 веке. В итоге только один процент выпускников вузов сейчас приходит в науку. Невозможно мотивировать людей заниматься научной деятельностью, если за это никто не платит. Невозможно удержать людей в стране разговорами о паритете покупательной способности, если за границей предлагают зарплату в 10 раз больше.
В представленном докладе РАН обозначены многие факторы – отмечается необходимость формулировать целостную политику научно-технического развития страны, подчеркиваются проблемы новых кадров высшей квалификации, финансирования научных исследований, поставлены вопросы, связанные с наукометрией, с оценкой показателей деятельности отдельных учёных и научных организаций.
Все эти проблемы, на мой взгляд, связаны с национальными приоритетами развития. В СССР наука была на 1-2 месте в мире, сейчас мы существенно сдали позиции. Как ни банально, решение упирается в вопросы финансирования. Научная среда, приборы, возможность совершать открытия зависят от соответствующей материальной базы. Денег всегда будет не хватать, но, повторяю, это вопрос приоритетов, и он отражается как раз в процентах ВВП, выделяемых на науку, пусть даже при падающем ВВП. В стране деньги есть. У нас золотовалютные резервы – 583 миллиарда долларов. Все расходы на всё оборудование для всей российской науки на ближайшие пять лет – 1 миллиард. Это, по сути, стоимость одного хорошего прибора.
Мы ничего не сделаем без финансирования, хотя бы такого, которое зафиксировано в документах стратегического планирования и в указах президента. По-прежнему остаётся нерешённым вопрос законодательного регулирования этой сферы. В течение многих лет мы ожидали закон о науке, который находился в плане законотворческой деятельности правительства начиная, кажется, с 2015 года. Мы получили несколько вариантов этого закона, потом он ушёл в тень, и сейчас мы уже не знаем, когда и в каком виде будет представлен и принят закон о науке.
Не менее серьёзным является вопрос законодательного регулирования деятельности самой РАН, которая вносила ряд законодательных инициатив, нуждающихся во внимательном изучении и, на мой взгляд, поддержке с нашей стороны".
В своём докладе президент РАН, академик Александр Сергеев рассказал, что в 2019 году состоялся успешный запуск астрофизической обсерватории "Спектр-РГ". Это космический аппарат, в котором есть два совершенно уникальных современных прибора по наблюдению Вселенной в рентгеновском диапазоне длин волн. Рентгеновский диапазон – это очень энергетические, порой катастрофические явления во Вселенной, связанные с формированием, взаимодействием новых звёзд, чёрных дыр.
"Мы довольно давно, - сказал президент РАН - фактически в течение 10 лет эту программу создания космического аппарата наметили, и два прибора, которые там стоят, один российский, другой немецкий, являются комплиментарными приборами. Важно то, что этот запуск состоялся, космический аппарат выведен в точку наблюдения, на расстояние 1,5 миллиона километров от Земли, встал там в режим работы и начал получать абсолютно уникальную информацию о Вселенной вот в этом вот диапазоне длин волн.
Мы гордимся этим результатом, об этом знает весь мир, надеемся на то, что это результат такого нобелевского уровня. Но вот говоря такие слова, в общем, наверное, нужно добавить, что какие-то следующие успехи в нашей научной космической программе мы можем получить только через достаточно большое количество лет, если вообще получить. Значит, в чём дело? Вот недавно было совещание относительно нашей федеральной космической программы, которая сильно урезается последнее время, и что особенно обидно, самому большому секвестру подлежат статьи, связанные с "Научным космосом". Это федеральная космическая программа на 2016-2025 годы, и планировался выход на финансирование 12-15 миллиардов рублей в год под задачи "Научного космоса".
Ну, что это такое ? Это наши "Луны" – 25, 26 и 27-я, Насчёт "Луны" я могу сказать, что последний раз мы пустили "Луну-24" в 1976 году, с тех пор у России не было никаких запусков. Это программы по Венере, программы по созданию следующих космических аппаратов для вот такого изучения вселенной в других диапазонах длин волн – в ультрафиолетовом, в миллиметровом диапазоне длин волн, это исследование экзопланет. Но финансирование "Научного космоса" сейчас снижено фактически до минимума. К 2022 году финансирование работ должно упасть всего до 2,9 миллиарда рублей, вместо 15 миллиардов рублей.
В текущем году финансирование на "Научный космос", которое есть в Российской Федерации, в 60 раз меньше, чем финансирование "Научного космоса" в НАСА. Конечно, в этих условиях быть конкурентами, ну, не представляется возможным. Конечно, можно выделять какие-то отдельные направления, но мы с вами понимаем, что "Научный космос" всегда был визитной карточной страны, это не просто там супертехнологии, но и это, ну, в некотором смысле престиж страны, поэтому очень большие переживания у нас есть по этому поводу. Президент дал указание восстановить финансирование "Научного космоса" вот на том уровне, который был, но последующая встреча уже на уровне Министерства финансов показывает, что, наверное, вряд ли это вообще будет сделано. Вот это есть, так сказать, некая иллюстрация того, что у нас, безусловно, есть результаты, есть мозги, есть технологии и есть понимание чего делать, но это понимание не может быть реализовано в отсутствие, ну, такого, я уж не говорю конкурентного, ну, более-менее разумного финансирования".
Предлагаем вашему вниманию видеофрагменты с заседания Комитета Госдумы по образованию и науке.
Вернуться назад или поделиться