«Прозрачная система образования»: время увидеть результаты
Студенты-выпускники консерватории:
– Ну как у тебя дела с дипломной? Ты вроде сонату должен сочинить?
– Да, сонату. Ничего не получается...
– А ты возьми дипломную руководителя дипломной и перепиши задом наперед...
– Уже пробовал – Лунная соната получается...
Каким должно быть образование? Любой эксперт, любая публикация в СМИ нам скажет – современным, эффективным, конкурентоспособным. И обязательно – прозрачным. «Прозрачная система образования» – именно так называется проект, запущенный в 2012 году Правительством РФ совместно с «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Его цель – организовать публичный доступ всех учебных работ в сети Интернет. Президент РФ, Владимир Путин поручил не позднее 1 марта 2017 года представить доклад, который должен продемонстрировать, насколько эта цель достигнута. Мы же решили поразмышлять еще раз – какие причины вызвали необходимость реализации проекта «Прозрачное образование» и какие задачи могут быть решены с его помощью.
Кому и зачем это нужно?
Бакалавры и магистры каждый год толпами выходят из дверей воспитавших их alma mater. Выходят – рассчитывая на новую взрослую жизнь, успешное трудоустройство, стремительную карьеру. И зачастую их расчеты не оправдываются: далеко не все сразу же устраиваются работать по специальности. А многие и вовсе на неопределенный срок задерживаются на бирже труда в положении безработных.
Почему это происходит? Сразу после вуза трудоустроиться на работу по специальности стало сложно, как только отменили обязательное распределение. Работодателям важен опыт – который обучение в университете дает не всегда. Кроме того – им важно качество полученного выпускником образования. А вовсе не дипломная «корочка». А качество образования падает год от года, так же, как и мотивация студента. Далеко не всем понятно, зачем дни и ночи проводить за исследовательскими работами, если есть Интернет. И все, что нужно, это забить нужный запрос в Гугль или Яндекс и получить свой искомый результат. И вот студенты, аспиранты и даже докторанты стали выискивать в мутной воде глобальной сети золотые крупинки чужих мыслей. А в результате – «на выходе» получается вовсе не квалифицированный специалист, а «копипастер», который и в дальнейшем будет выдавать суррогатный материал, вместо реальной работы.
Для российской системы образования проблема списываний, или, как их еще называют – неправомерных заимствований – встала очень серьезно. Вот почему создатели проекта «Прозрачная система образования» решили, что, если выложить выпускные квалификационные работы на специальных сервисах или вузовских порталах – это может преградить дорогу потоку «скопипащенных» дипломов. Три года назад проект получил поддержку Правительства РФ. Сейчас пришло время проверить, насколько оправдали себя принятые меры.
Списать нельзя – исследовать!
В научной и исследовательской деятельности всегда существовали области, где без заимствований не обойтись – если речь идет о заимствовании слов, терминов, определений. Но существуют и неправомерные заимствования: когда в новом научном труде используются значительные текстовые и графические фрагменты, взятые из чужих работ.
Проблема плагиата – общемировая, а не исключительно российского происхождения. Не так давно заимствования были найдены в докторском труде министра обороны Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга, после чего тому пришлось покинуть свой пост. Главы министерств образования и науки Ирана, проверенные в 2009 году, как выяснилось, приводили в собственных квалификационных работах выдержки из чужих трудов без ссылок. И даже лауреат Нобелевской премии мира Мартин Лютер Кинг, как теперь доказано, значительную часть своей докторской тоже «позаимствовал», так же, как и текст нобелевской лекции, почти дословно воспроизводящий проповедь одного из священников.
И это – уважаемые люди, которым дорога их репутация. Если же говорить об учащихся и студентах, то все знают – эти списывали всегда. Об этом говорит как студенческий фольклор, так и результаты социологических опросов.
Например, вот что утверждают итоги исследования, проведенного в США в конце 90-х годов.
– 80% опрошенных студентов признались, что списывали хотя бы раз в жизни. 36% – занимаются списыванием «на регулярной основе».
– 90% учащихся убеждены, что их плагиат никогда не будет обнаружен.
– 58% американских школьников в 1969 году предоставляли свои работы для списывания своим одноклассникам. 97,5% – делали это в 1989 году. 54% студентов признались в том, что они списывали из Интернета.
Как видите, умение списывать – это достаточно ценное достоинство не только в вузе, но и в школе. Со школы все и начинается. Помните, еще до изобретения Интернета многие из нас хвастались мелкой и ловко замаскированной шпаргалкой. Но шпаргалки, в том случае, когда они изготовлены самостоятельно, хотя бы могут быть полезны: пока их пишешь и переписываешь, материал худо-бедно усваивается. Хуже, когда шпаргалка чужая, или если без всяких изысков просто переписываешь «нужный» текст – неважно, из учебника или из Сети. И даже не потому, что списывающий так и не выучит той или иной темы. А потому, что он не научится добывать знания самостоятельно. Анализировать, систематизировать и делать выводы. А потом вырастет. И, может быть, сам станет педагогом – чему и как сможет учить человек, не умеющий учиться. Как списывать? Но у детей и подростков прекрасно получается идти по пути наименьшего сопротивления самостоятельно…
Дальше – больше. Учитель может стать чиновником от образования и даже – депутатом. Как говорил классик: «А после из прорабов до министра дорастешь». Дальнейшее, про баобабов мы сейчас цитировать не будем, хотя оно тоже – совершенно верно. Давайте лучше – про политиков, депутатов и министров.
Чиновник в энной степени
Согласно данным «Диссернета», организации по борьбе с плагиатом, из 133 диссертаций, якобы написанных депутатами Государственной Думы – только 42 были сделаны честно и самостоятельно. Фрагменты чужих работ были обнаружены даже в работах губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и возглавляющего Ленинградскую область Александра Дрозденко. Да что губернаторы? Сомнительным историческим трудом считают некоторые эксперты докторские диссертации министра культуры РФ Владимира Мединского.
И из совсем недавних новостей – по словам представителя сообщества «Диссернет» Андрея Ростовцева, столичный вице-мэр Леонид Печатников настолько хорошо скрыл свою докторскую диссертацию, что ее не смогли отыскать нигде, даже в архивах Центральной научной медицинской библиотеки, где хранятся все работы в области медицины, кроме тех, что засекречены.
Тому, что российские политики и чиновники слишком любят «степени известные» не так давно удивлялся и Президент РФ Владимир Путин. Казалось бы, зачем высокому государственному чиновнику – ученая степень? Тем не менее, те, кто знаком с реалиями российской управленческой жизни утверждают, что она необходима. Во-первых, на некоторые должности без ученой степени просто не попадешь. Районный судья должен получить степень, чтобы стать городским, врач – чтобы стать заведующим отделения. А во-вторых, степень это не просто престиж – но и удобный метод для коррупционных схем. Преподавание – это один из немногих видов деятельности, не запретный для политиков. И поэтому фальшивому доктору очень легко передать «энную сумму» – в качестве гонорара за консультацию или лекцию.
Мы не одиноки во Вселенной. За рубежом тоже время от времени возникают скандалы по поводу «украденных» научных трудов. Когда выяснилось, что диссертация у немецкого министра обороны Карла Гуттенберга заимствована – его карьера была разрушена. И оскандалившиеся чиновники выходят в отставку – а как иначе-то?
В России – пока иначе. Никто не уходит в отставку и на неправомерные заимствования в докторских и студенческих работах чаще всего стараются «смотреть сквозь пальцы». Впрочем, в последнее время эта тенденция начинает меняться. С появлением сервисов антиплагиата с «неправомерными заемщиками» стали бороться. Так, к примеру в МГУ им. Ломоносова, как записано в уставе, студента за плагиат могут даже отчислить. И это правильно. Неправомерные заимствования стоит искоренять, отличая их при этом от случаев правомерного заимствования и цитирования. Ведь как сказал английский литератор Чарлз Калеб Колтон: «Если вы крадете у современников, вас обругают за плагиат, а если у древних – похвалят за эрудицию».
От настоящего – к лучшему будущему
Интернет дал новые возможности для списывания и компилирования – но он же дает возможность бороться с суррогатными учебными работами. Именно поэтому все последние годы наблюдалось некоторое сопротивление публикации студенческих работ: в сеть выкладывали лишь небольшую часть, а остальные в сети было не найти, разве только в закрытых группах. Именно для того, чтобы удобней было списывать.
Естественно, что невозможно победить такие тенденции без государственного финансирования и централизованного контроля. Все эти факторы и вызвали к жизни проект «Прозрачная система образования». Проект должен решить не только задачу списывания, но и научить студентов научному обмену, а также помочь им создать долгосрочную научную репутацию. Это важно не только для самого студента – но и для его будущего работодателя.
Ведь тот самый факт, что студенческая работа теперь не осядет в архиве вуза, а будет выложена на всеобщее обозрение, побуждает мотивированного студента сделать ее более качественной, развернутой, имеющей практическую ценность в той области, где он собирается в будущем трудиться. Таким образом проект «Открытая система образования» может стать эффективным инструментом трудоустройства выпускников на конкурсной основе – их будущие работодатели сразу увидят, на что способен этот кандидат.
Собственно, именно этого и добиваются создатели проекта – не просто усилить контроль за студентами, усложнив им возможность списывать, а вовлечь их в учебный процесс, побудить получать знания, за которыми они и пришли в вуз. И параллельно – способствовать интеграции бизнеса и науки, решать деловые и социальные задачи.
Главная тенденция развития науки и образования сегодня – стремление к открытости информации. Открытая публикация дипломных и квалификационных проектов должна повысить спрос на знания. Кроме того – она дает им возможность усовершенствовать навыки получения и обработки разнообразных данных, повысить культуру научной коммуникации.
Результаты, которые мы ожидаем
Как любой живой организм, образование постоянно изменяется и развивается. Эксперты выделяют сегодня несколько направлений этого развития. Давайте их вспомним:
1. Открытость. Образовательные процессы стремятся уйти из-под прямого контроля государства и от государственного управления;
2. Бизнес-ориентированность. Образование стремиться к взаимодействию с исследовательскими, управленческими и деловыми сферами. Грани между образованием и практической профессиональной работой постепенно размываются. Кроме того, сам подход к образованию смыкается с лексикой и логикой финансовых сфер: в учебную жизнь вошли кредитные истории, образовательные капиталы, деривативы.
3. Виртуализация образовательного пространства. Развитие IT-технологий привело к тому, что Интернет предоставляет существенную часть новых образовательных форм, выводя обучающие возможности в онлайн-пространство и повышая доступность образования.
4. Игровая составляющая. Игра постепенно превращается в одну из главных метафор учебного процесса. Игровой формат обучения проникает даже в устоявшиеся классические формы.
5. Формирование рынка образования. Глобальный образовательный рынок сегодня находится в пятерке крупнейших мировых рынков. Например, в Австралии рынок обучения делает третий по размеру вклад в ВВП, уступив только добывающей и сельскохозяйственной промышленности.
6. Ориентирование на рейтинги. Сегодня во-многом именно от места в рейтинге зависит репутация и распределение финансовых потоков. Большинство выбирает провайдера образовательных услуг, ориентируясь на рейтинг учебного заведения.
Российским образовательным учреждениям необходимо находится «в потоке», следуя за этими тенденциями, чтобы не оказаться на обочине научного и учебного мира. Сегодня Российская Федерация практически отсутствует на карте мировой научной деятельности. Эту реальность далеко не все принимают, рассуждая о «собственной гордости» и особом пути русского образования – но она есть. Во многом такое положение дел сложилось из-за слабой интегрированности в глобальную университетскую научную сеть. Во многом – из-за слабой мотивированности студентов и преподавателей. Непрозрачность образовательной системы лишает профессоров всякого побудительного мотива: невероятно, но факт – многим из них не хочется даже заполнять анкеты, дающие до 40% общего балла рейтинга.
Можно ли изменить эту ситуацию? Можно – но двигаться вперед и вверх невозможно без понимания направления. Без той самой открытости в образовании, задача которой как раз и выявлять перспективные научные группы и направления и именно им оказывать требующуюся поддержку.
То, что профессиональные и высшие учебные заведения теперь на законодательном уровне обязаны обеспечить публикацию работ своих учащихся в сети Интернет, должно со временем сделать образовательную систему совершенно прозрачной и позволяющей оценить степень подготовки каждого из выпускников. Работы будут выкладываться под свободными лицензиями – что обеспечит защиту авторских прав.
Конечно, далеко не всем вузам по душе новые меры. Но негативная реакция – это великолепный маркер, характеризующий состояние образовательного процесса в конкретном учебном заведении. Так реагируют те, кто не заинтересован в качественном образовании: администрация, продающая дипломы, преподаватели, «продающие» экзамены и студенты, предпочитающие не работать, а все это покупать.
В СМИ и блогосфере не раз появлялись возражения: покупать все равно будут, только вместо компилирования и сдачи чужих работ их будут заказывать у профессионалов. Однако реформы, полностью убивающей плагиат и коррупцию – не существует. А в данном случае плата за риск может быть слишком высока: приобретать все работы за несколько лет обучения выйдет достаточно дорого.
Поэтому реализация проекта «Прозрачное образование» должна пройти несколько стадий – сначала неприятие со стороны вузов и студентов. Затем – видимое разделение на тех, кто уже выполнил все требования и тех, кто запаздывает. Потом эти меры станут великолепной инфраструктурой, обеспечивающий ряд новых сервисов – как образовательных, так и научных.
При запуске проекта предполагалось, что он внесет оздоровление в образовательную систему страны: получив достоверную информацию о том, насколько качественно образование в том или ином вузе, государственные структуры смогут вовремя принять меры. А учащиеся смогут, отказавшись от списывания, начать учиться – цитировать источники, уделять много времени самообразованию и развитию. Так общедоступность учебных побед может стать первым шагом на долгом пути к победе над невежеством и обманом.
Поэтому так важно знать, как продвинулась реализация проекта «Прозрачная система образования». Ведь всем хочется выяснить, сколько ждать наступление нового века – века, когда станут редчайшими скандалы о сомнительных диссертациях и защитах. Времени, когда мы ясно, как сквозь прозрачное стекло увидим, как повышаются рейтинги российских студентов и университетов, демонстрируя их вклад в науку XXI века. Реальный вклад – а не «неправомерно заимствованный».
Вернуться назад или поделиться