Учитель на экране: роль или призвание?
2016 год на самом высшем, президентском уровне, объявлен Годом российского кино. Что же – этот год даже можно привязать к истории: ведь 110 лет назад, 4 мая 1896 года, в Санкт-Петербурге, в саду «Аквариум» был организован первый киносеанс. Именно тогда «для сердца русского» проснулась, и более уже не засыпала, любовь к кинематографу, к белому экрану, на котором проявляется жизнь – такая непохожая на жизнь зрителей… И, тем не менее – заставляющая задуматься о собственной судьбе, собственном выборе.
Прогресс в кинематографе не стоит на месте: молодежь 80-х – последнее поколение, кому для того, чтобы посмотреть выбранный фильм, не обойтись было без кинотеатра. Затем – видеокассеты, диски, домашние киноцентры. И лишь иногда – походы в кино, как прежде, в школьные годы, когда в кинотеатр часто убегали прямо с уроков. Когда нам хотелось от рутинного мира уроков выбраться туда, где сокровища и приключения… Именно поэтому далеко не все из нас любили фильмы о школе – опять про двойки и несделанную домашнюю работу? Конечно, про пиратов и сыщиков гораздо увлекательнее… Кроме того, кинематографическая действительность казалась приукрашенной. Слишком надуманные проблемы, слишком простые решения, слишком внимательные, понимающие учителя.
Мы выросли. Мы поняли, что кинематограф – это не «цветная ложь», а особый вид искусства, уникальный тем, что способен объединить все остальные виды. И многие с особенным удовольствием смотрят старые фильмы о школе – конечно, у нас было совсем не так… иначе. Но ведь было – и учителя, на которых хотелось равняться, и трагедии, от которых хотелось плакать, и победы, которыми хотелось поделиться со всеми. И жизнь, и слезы, и любовь… Что с того, что все это было разбавлено неинтересными будничными делами. Во-первых, еще Альфред Хичкок сказал как-то: «Кино – это жизнь, с которой вывели пятна скуки» (Одна из отечественных киногероинь высказала это проще: «Джонни, сделай монтаж») А, во-вторых, будни не бывают скучными. Если хорошо всмотреться в них…
Большие перемены
Фильмы про школу – они неотделимы от истории советского кинематографа. Сразу после экранизаций историй о героях революции и войны, главными действующими лицами киноэкрана становятся люди труда. И почетным трудом считается – дать пока безграмотным людям, как детям, так и взрослым, новые ориентиры для развития. Этих целей достигали разными путями – в том числе и «важнейшим из искусств». Так в литературе, живописи, а затем и в киноискусстве появляется новый образ: революционному рабочему, красному командиру начинает помогать учитель. Или учительница. Сельская учительница, как в киноленте Марка Донского, выпущенной им в 1947 году.
Почему именно с этого фильма хочется начать беседу об «учительских ролях» в кино? Потому, что именно здесь киноактриса Вера Марецкая смогла воссоздать несколько эпох российского учительства: молодая курсистка-просветительница, затем – борец против деревенской косности, и далее – немолодая, достойно прожившая жизнь женщина, поддержка и «вторая мать» для своих учеников. Как сегодняшних, так и вчерашних, уже успевших повоевать и вернувшихся домой с Победой.
Ситуация, когда молодой педагог оказывается среди людей, которым образование необходимо, но они не сразу могут его принять, в советском кинематографе этого времени встречается примерно через ленту. Об этом – «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева (1956 г.) об этом же – «Первый учитель» А. Михалкова-Кончаловского (1965 г.) Вторая лента более драматична – история молодого учителя, вступившего в противоборство со старыми мусульманскими традициями ради будущего своих юных соотечественников, заставляет сопереживать больше, чем рассказ о недавней студентке, приехавшей сеять «разумное, доброе, вечное» среди рабочей молодежи. Однако в обеих лентах учитель по-своему вступает в конфликт со средой, отвергающей образование, развитие. В обеих – так или иначе, с ошибками и потерями, но побеждает.
Чуть позже рассказ о «просветителе в косной среде» будет в юмористическом ключе переосмыслен Алексеем Кореневым в «Большой перемене» (1972 г.) Да, школа рабочей молодежи уже не та.. И вообще, «Большая перемена» во многом играет на поле «Весны на Заречной улицы» – если в первой ленте идея о том, что учитель может переломить ситуацию и помочь построить новое общество, создать нового человека, звучит во весь голос, то в «Большой перемене» она приобретает ироничный контекст. Однако оба фильма подчеркивают, что у советского учителя – особый статус, особая роль. Своя миссия – просвещать, вести за собой, бороться, искать и никогда не сдаваться.
«Помню, мы затихли средь урока»…
…Но о кинофильмах «про школу» нельзя говорить без упоминания ленты «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого (1976 г.). Именно эта лента – одна из первых вспоминается при любом разговоре о «школьном кино». Почему? Конечно, здесь затронуты все основные проблемы, все вопросы, с которыми приходится столкнуться учителю. Как вести себя молодому учителю с классом, какую позицию занять – либеральную или диктаторскую? Как разрешить назревающий конфликт в классе? Как вести себя с неформальным классным лидером и среди коллег-педагогов? Что важнее – любовь класса или дисциплина?
Но дело не только в этом. Фильм не увлекал бы таким образом, не заставлял бы себя запомнить, если бы не центральная роль – учителя истории Ильи Семеновича Мельникова, блистательно сыгранная В. Тихоновым. Мельников – то, что называется «учитель от Бога». Он обаятельный и при этом принципиальный человек, не лишенный эмпатии. Он любит свою работу и свой предмет. И при этом, в отличие от некоторых, возможно слишком «плакатных» учителей кинематографа 50–60-х годов он – живой человек. Который устал и несколько «выгорел» от ежедневной школьной работы. Который разочарован некоторыми ее результатами. Однако находит в себе силы снова и снова «доказывать» классу, что «пятнадцать строчек в учебнике истории – это совсем немало».
О чем фильм «Доживем до понедельника»? Он о доверии, об искренности и смелости, о том, что можно уйти из школы, но все школьные проблемы и тревоги всегда останутся с тобой. И школьная любовь, которая ведь может оказаться вовсе не смешной и детской, а самой, что ни на есть настоящей. И школьный конформизм, который заставит жалеть об ушедшей невесте только потому, что «сорвалась командировка в Англию».
Мельников ведь потому и считает, что он – «учитель, который перестал быть учителем»: встреча с бывшим классным любимцем, который превратился в циничного карьериста, казалось, могла бы стать «последней каплей» для его решения уйти из школы в музей. Но пока учатся и выходят из школы такие, как Геннадий Шестолап – ничего еще не потеряно. «И журавлик снова в облаках». И значит – можно творить, учить, любить…
Уроки Кинематографа
Образ Мельникова или Лидии Михайловны из «Уроков французского Евгения Ташкова – вот что стараются сегодня в дискуссиях противопоставить изображению учителей в современных фильмах, например в сериале Валерии Гай Германики «Школа». А дискуссий про этот сериал было много, мало кто остался равнодушным к истинам, которые нам открыло это немудреное кино: учителя – злые, неумные, усталые и издерганные люди. Ученики – тоже злые, неумные и неуправляемые люди, к тому же на пике гормонального всплеска. Родители… ну вы уже все поняли.
В этих лентах нам говорят, что сегодня Мельниковых не осталось. Что учителя «отсиживают уроки», а ученики не учатся, а только мучают – себя, родителей, тех же учителей… Так ли это? Может быть, где-то бывает и так. Но чем больше всего возмущает «Школа», так это тем, что в фильме нет никакого «выхода вверх», хотя бы намека на то, «что делать», чтобы как-то изменить ситуацию.
Мы видим, что в обществе еще велик запрос на позитивную роль учителя и до сих пор работа учителя, как и врача, считается особенной, даже в мире, где давно продаются лечебные и педагогические услуги. Но в кинолентах сегодняшнего дня учитель не может решить проблему, которую создает ему семья, школа и жизнь… или может сделать это только как героиня И. Купченко из недавно вышедшего на экраны фильма Алексея Петрухина «Училка». Взять в заложники весь класс – чтобы под дулом пистолета хоть что-то вложить в головы неуправляемых тинейджеров. Да, женщина за гранью нервного срыва, и это, конечно, не выход… А где выход? Мог бы найти его Илья Семенович Мельников? Он, может быть, и смог бы, но на то он и талантливый педагог, а нам сложно представить, как можно разрешить ситуацию с агрессивными подростками без помощи оружия.
…Говорят, что Мельниковых больше нет. Что роль учителя в жизни сегодня совершенно изменилась, он из «наставника на пути жизни» превратился в «поставщика образовательных услуг». Что его вполне может заменить виртуальный персонаж электронных курсов. Знаете, может быть, было бы интересно посмотреть кино про такого персонажа: его появление, конфликты, постепенное очеловечивание. Да, очеловечивание, без этого сюжету не обойтись. Ведь все «фильмы про школу» говорят нам об одном: учитель – это человек. Принципиальный, вздорный, занудный, нечестный, слабый, несгибаемый… Ничто человеческое ему не чуждо, все дело в том, что какие именно качества развивать, а какие – подавлять, каждый выбирает сам. Впрочем, это правило оптимально для многих вещей, в том числе и для фильмов, которые мы выбираем для просмотра.
Вернуться назад или поделиться