Виктор Гришин: «Хорошо работаем, хорошо отдыхаем и предлагаем прекрасные перспективы»
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова под различными названиями уже 110 лет готовит лучших экономистов и финансистов для страны. Поступить в «Плешку» и закончить ее – значит, вытянуть золотой билет в прямом смысле слова – так гласит общественное мнение. Правда это, или миф? Трудно ли здесь учиться? Какое место в эпоху глобализации занимает Финансовый университет на мировом рынке образования? На эти и другие вопросы нам ответит ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, член Высшего совета партии «Единая Россия», доктор экономических наук, профессор Виктор Гришин.
– Виктор Иванович, история Плехановского университета тесно связана с экономической историей России. Расскажите, как менялась структура и образование в вузе, вместе со сменами экономических формаций в стране?
– Прежде всего, я могу напомнить, что в конце XIX, начале XX вв. в России начался промышленный подъем. Рост был обусловлен несколькими факторами – увеличением производства и экспорта сельхозпродукции, а также грузооборотом: прокладывались тысячи километров железных дорог, что существенно способствовало подъему промышленного производства. Количество предприятий увеличивалось, а вот кадров для их управления – не прирастало. Да что там, их просто не хватало, поскольку таких профессионалов тогда не обучал ни один вуз, ни одно училище в России. А нужны были специалисты, объединившие в себе знания юристов, товароведов, бухгалтерские навыки.
Проблема оказалась настолько серьезной, что решалась на уровне министра финансов Сергея Витте. В апреле 1897 года император Николай II подписал Положение о коммерческом обучении, которое регламентировало открытие физическими лицами на собственные средства коммерческих училищ и институтов. Общества распространения коммерческого образования появились во многих крупных городах страны. В Москве его собрал финансовый и общественный деятель А. Вишняков. В него входили промышленники Коноваловы, предприниматели Рябушинские, «меховой король» Петр Сорокоумовский и «шоколадный король» – Алексей Абрикосов. Обществом было основано сначала Мужское коммерческое училище имени Цесаревича Алексея, потом Женское коммерческое училище, и затем – Московский коммерческий институт. Все эти учебные заведения существовали за счет средств Общества распространения коммерческого образования, а также за счет платы за обучения.
Московский коммерческий институт (МКИ) – первый вуз, где девушкам можно было учиться совместно с юношами – и уже к 1917 году они составляли примерно треть всех студентов. Ограничений по религиозным, сословным и национальным признакам при приеме тоже не существовало. А преподавательский состав был на самом высшем уровне, также, как и техническое оснащение.
После революции 1917 года МКИ получил новое имя – Институт Народного Хозяйства им. Карла Маркса. Даже в самые трудные для страны годы здесь готовили профессионалов, которые могли бы помочь народнохозяйственным проектам и начинаниям молодой республики. Проект денежной реформы двадцатых годов помогали разрабатывать финансисты П. Гензель, А. Мануйлов, В. Железнов. Первый рабочий факультет был открыт именно у нас – знаменитый Рабфак. В начале тридцатых на базе институтских факультетов было основано 17 новых вузов, среди них – прославившиеся впоследствии МЭИ и МЭСИ. Когда закончилась Великая Отечественная, Московский институт народного хозяйства (МИНХ), к тому времени главная советская alma mater экономических кадров продолжал активно участвовать в жизни страны. С помощью наших выпускников решались самые актуальные вопросы сельского хозяйства, создавались принципиально новые виды продуктов, например, маргарин и майонез. Наши студенты в стройотрядах трудились на главных стройках страны. Перемены ее экономического статуса в 1991 г. отразились и на имени вуза – он сначала стал называться Российской экономической академией имени Г. В. Плеханова, а в 2010 г. получил статус университета.
– Однако имя Георгия Валентиновича Плеханова, данное вузу в 1924 году экономический университет решил сохранить. Чем это обусловлено?
– Я считаю Георгия Валентиновича Плеханова не только серьезным революционным деятелем, но и превосходным финансистом и экономистом. Октябрьская революция не нашла у него поддержки. Он полагал, что она не принесет стране никаких позитивных изменений, а те ожидания, которые русский народ возлагал на большевиков – не сбудутся. И его правота была доказана временем. Георгий Валентинович был не только экономистом, но и философом, написавшем множество трудов по духовным основам человеческой культуры. И потому его имя по праву носит наш университет – ведь мы стараемся готовить не только профессиональных экономистов и финансистов, но и разносторонне образованных, думающих людей, неравнодушных и ответственных граждан своей страны. РЭУ уделяет воспитательной работе особое внимание, в том числе я имею в виду патриотическое воспитание. С самого начала подготовки проекта «Бессмертный полк», еще до того, как этот полк промаршировал по Тверской и Красной площади, наши студенты были в числе тех, готовил этот проект. У нас есть клуб дебатов для политических дискуссий – мы хотим, чтобы те, кто выйдет из дверей РЭУ, были не просто грамотными профессионалами, а выдержанными, интеллигентными людьми, умеющими свободно выражать свое мнение и одновременно контролировать эмоции даже в рамках самых острых дискуссий.
– Виктор Иванович, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова многие десятилетия является предметом стремления многих абитуриентов. Почему молодые люди так хотят здесь учиться?
– Во-первых, у нас очень качественное образование. Место РЭУ имени Г. В. Плеханова как в зарубежных, так и в отечественных рейтингах стабильно высокое. Наши учебные программы получили соответствующие сертификаты и аккредитации не только в Российской Федерации, но и во многих зарубежных агентствах и ассоциациях. Наши преподаватели – лучшие в Москве. Инфраструктура – постоянно обновляется, мы тщательно следим, чтобы в аудиториях и лабораториях учебный процесс шел на самом качественном и современном оборудовании.
Кроме того, студенты правильно оценивают перспективы по окончании нашего вуза. Согласно рейтингу сайта Superjob у наших выпускников – почетное третье место в Москве по уровню зарплаты молодых специалистов в сфере экономики и управления.
И еще. Студенты, естественно, приходят в вуз за знаниями. Но современным студентам очень важно, в какой обстановке их получать. Наши ребята проживают в прекрасном общежитии, питаются в хороших кафе и столовых, могут совершенствовать свою физическую форму в нескольких залах и бассейне. В РЭУ очень развита социальная сфера: есть базы отдыха на Рузе и в Анапе, где очень любят отдыхать студенты. Практически на каждом факультете есть англоязычные программы. Имеются и программы двойного диплома: это когда выпускник в ходе учебы может получить сразу два диплома – нашего вуза, и одного из ведущих вузов Германии, Франции, Голландии. Мы хорошо работаем, хорошо отдыхаем, и предлагаем прекрасные перспективы после окончания РЭУ. Вот почему студенты стремятся у нас учиться.
– Виктор Иванович, не секрет, что далеко не все российские авторитетные вузы могут подтвердить свой авторитет за рубежом. Можете ли Вы рассказать о том, какое место занимает вуз на мировом образовательном рынке?
– Мы сотрудничаем более чем с 110 вузами в более чем 40 государствах мира. Сфера нашего партнерства в основном носит образовательный характер. В нее включена мобильность студентов и преподавателей и уже упомянутые мною программы двойного диплома.
Наш вуз активно участвует в образовательных выставках, которые Россотрудничество устраивает вместе с Министерствами образования Азербайджана, Армении, Грузии, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана.
В 2015 году мы в первый раз приняли участие в конкурсе Минобрнауки по привлечению абитуриентов из других государств, которые поступают на подготовительное отделение, чтобы изучать русский язык и профильные программы. В результате – Минобрнауки выделило РЭУ бюджетные места. То есть со стороны молодежи из государств СНГ наш вуз также пользуется стабильным спросом.
– Какие направления обучения выбираются абитуриентами из других стран чаще всего? Чем, по-Вашему, это обусловлено?
– Самыми популярными среди наших абитуриентов постсоветского пространства остаются универсальные программы РЭУ. Их выбирают из-за того, что при качестве получаемого образования, знания не привязаны жестко к национальному или региональному законодательству. Это такие направления, как «Экономика» и «Менеджмент». То есть курсы – «Бухгалтерский учет», «Анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Корпоративные финансы», «Экономика предприятий и организаций», «Менеджмент организации», «Менеджмент ресторанного бизнеса», «Маркетинг», «Управление проектами». Популярны также программы «Таможенное дело», «Торговое дело», «Прикладная информатика», «Юриспруденция».
– Вы рассказали об образовательных партнерских отношениях с зарубежными университетами. А как обстоит дело с научным сотрудничеством? Какова специфика научной работы в стенах РЭУ?
– Кроме образовательного сотрудничества с зарубежными университетами, мы стремимся развивать партнерство с ними также и в научной сфере. РЭУ им. Г.В. Плеханова – член 12 международных ассоциаций, занимает хорошие позиции в международных рейтингах агентств Quacquarelli Symonds (QSWUR, QSBRICS, QSEECA, QSGER, QSStars) и TimesHigherEducation (THEWUR), участник проектов Erasmus +. Труды наших ученых цитируют международные журналы, индексирующиеся наукометрическими системами Scopusи WebofScience. Результаты наших научных исследований каждый год представлены на двух десятках международных конференций. И несколько международных конференций РЭУ собирает на своей территории.
В настоящее время мы стремимся совершить переход от количества к увеличению качества международного сотрудничества в соответствии с принятой в 2012 году «Концепцией интернационализации деятельности РЭУ им. Г.В. Плеханова».
Научные исследования преподавателей, студентов и аспирантов РЭУ востребованы не только государством, но и бизнесом. Огромное количество предприятий обращается к нам за проведением исследований. И в этом – огромная польза для наших студентов, ведь им потом будет легче адаптироваться при работе на предприятии, где проводили студенческое исследование. Например, около 300 наших студентов в течение двух лет выявляют транспортные проблемы столицы. Они мониторят маршруты общественного транспорта, описывают встреченные проблемы, затем передают свои результаты в Департамент транспорта г. Москвы.
Наши студенты занимаются не только теорией, но и практикой. Наши базовые кафедры заключили сотрудничество с крупнейшими организациями и корпорациями Москвы, такими как «Ростехнологии», Контрольного управления г. Москвы, Минвостокразвития, МИА «Россия сегодня». Учеба, научная работа и практика в стенах РЭУ помогает нашим выпускникам выдавать хороший результат с самого начала трудоустройства.
– Как известно, российская экономика в настоящее время переживает не самый простой период. Вы говорили о том, что выпускники РЭУ всегда помогали государству в трудное время. Ваше мнение: какие меры сегодня необходимо принять для улучшения экономической ситуации в стране?
– Мое мнение: нужно улучшать систему целеполагания и формировать планы на основе прогнозов. Затем требуется разработка системы стратегического планирования. В настоящее время экономические органы исполнительной власти готовят не совсем ясные документы с показателями, которые далеко не всегда стыкуются друг с другом. Часто прогнозы и планы рассматривают в основном государственный сектор, исследователи не уделяют много внимания малому и среднему предпринимательству.
Планирование с использование целевых инвестиционных программ, на которые в последние годы переходит российская экономика, действуют, по преимуществу, в рамках отдельной отрасли, хотя, казалось бы – должны носить межотраслевой характер. Все это происходит оттого, что цели для программ ставятся в рамках одного конкретного министерства. И показатели, которые оценивает министерство, далеко не всегда между собой сочетаются. Так и получаются недоработки в области межрегионального и межотраслевого планирования. Этих недоработок можно избежать – для этого нужно четко прописывать требования к планированию и условия реализации промышленной политики на всех уровнях власти.
Если говорить о частном бизнесе, особенно сформированном на основе приватизированных предприятий, здесь успехи далеко не так велики, как рассчитывали изначально. Зачастую собственники, приобретя какое-либо предприятие, думают не об инвестициях, а о собственном кармане. Думают не о том, как улучшить свой актив, а о том, как выжать из него все соки. Не проводят модернизацию. Я считаю, что для того, чтобы создать грамотных предпринимателей и управленцев, нужно формировать образовательный процесс так, чтобы выпускник, приходя на предприятие, был готов стать его директором. В кризис 2000 годов на одном из мероприятий столичный мэр Юрий Лужков вышел на сцену, объявив: «Вот наши предприниматели!», показав на группу людей в фуражках капитанов. Но как только «кризисный шторм» усилился, капитаны сразу же сбежали со своих постов.
В экономический кризис далеко не все люди концентрируют усилия, увеличивают требовательность к себе и своим коллективам. Нельзя не упомянуть и о функции контроля. Многочисленные контрольные органы в стране часто занимается не тем, чем должны, посещают те предприятия, которые хорошо работают и без проверок. А могли бы сэкономить время и ресурсы, путем дистанционного анализа экономических показателей выяснив, что средства используют эффективно. Вообще, я считаю, что государство должно играть в экономике более заметную роль. Не повышая количество своей собственности, а выполняя больше функций в той или иной отрасли.
– Виктор Иванович, Вы – член Высшего совета «Единой России». Не мешает ли политическая деятельность Вашей работе в РЭУ?
– Наоборот, помогает. Знаете, в жизни я был членов двух партий – сначала Коммунистической, затем – «Единой России». Когда в 2000 годах формировали эту партию, основной ее задачей было – сохранение России в качестве единого государства. В то время обеспечение единства страны было самым большим вызовом. По линии партии «Единая Россия» я три раза избирался Государственную Думу. Но это не мешало в моей работе, а только помогало. Если мне необходим совет, я всегда могу обратиться к партии, и это очень важно. Это именно то, что мы пытаемся донести до студентов: всегда надо быть в команде. Если за твоими плечами сила команды, перед тобой открываются принципиально новые возможности – и в политике, и в бизнесе, и в карьере.
Вернуться назад или поделиться