Интервью
Валентина Иванова: «Именно Человек – самый главный государственный ресурс»
Образовательная система – сложная и зачастую противоречивая вещь.
С одной стороны – качественное обучение должно основываться на твердых традициях. С другой – оно невозможно без поиска, экспериментов и инноваций. Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ) в точности соответствует этой формуле. Прежде всего, у вуза достаточно богатая история: она ведёт свое начало из пятидесятых годов прошлого века, когда был основан Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности. Сегодня университет не только сохраняет академические традиции: здесь постоянно ищут новые формы и новые модели образования, которое могло бы полностью удовлетворить потребности века нынешнего.
О перспективах развития образовательного процесса мы сегодня говорим с ректором вуза, доктором экономических наук, профессором, председателем Всероссийского педагогического собрания, членом Совета по делам казачества при Президенте РФ Валентиной Николаевной Ивановой.
Ирина Ильичёва: «Школа должна быть притягательной...»
Выражение «тянет в школу» часто произносят с улыбкой – ностальгической или иронической. Гимназию № 1409 называют центром притяжения Ходынского поля – этот титул ей дали жители района.
Что же нужно сделать, чтобы школа сегодня притягивала, объединяла учеников, учителей, родителей? Ведь у каждого – свои интересы, свои вкусы, собственные планы. Директор гимназии Ирина Викторовна Ильичёва рассказала журналистам «Столичного образования» из чего состоит сложный организм учебного комплекса, и как всем его обитателям удаётся жить на одной волне, не отказываясь при этом от собственной индивидуальности.
Ирина Роднина: «Если нет здоровья, все образование – деньги в дырявый карман»
Имя Ирины Родниной, трехкратной олимпийской чемпионки и десятикратной чемпионки мира, известно практически каждому. Кто бы из сегодняшних девушек и юношей, обдумывающих житье, не желал бы повторить ее судьбу – в плане успешности, известности, умения добиваться поставленных целей? Однако для этого требуется не только незаурядные способности и сила воли, но и среда, которая могла бы поддерживать как будущих чемпионов, так и тех, кому физическая культура необходима как одна из граней гармоничного развития.
Сама Ирина Константиновна Роднина говорит об этом так: «Сейчас 60% детей в школе имеют отклонения в здоровье, это связано, в том числе и с наркотикам, табакокурением и алкоголизмом. Самый быстрый и эффективный ответ на эти угрозы – спорт». На посту депутата Государственной Думы она старается сделать все от нее зависящее, чтобы спорт и физкультура больше не проходили по разряду «необязательных» занятий. Чтобы ученики, педагоги и чиновники на деле осознали, что только «в здоровом теле – здоровый дух».
Татьяна Устинова: «Будущее детективных романов не так прискорбно, как принято об этом думать»
Текущий 2015 год объявлен Годом литературы. Сегодня самое время задуматься о том, что же это такое – литература в современном мире? Если еще в ХХ веке бушевали споры, являются ли литературными произведениями детективные и фантастические романы, то что же говорить о Веке Информации – времени, когда Интернет позволяет любому не только писать, но и публиковать написанное. Как определить, что такое литература и кто имеет право называться писателем? Мы обратились с этим вопросом к Татьяне Устиновой – известнейшему в стране автору детективных романов, сценаристу, переводчику и телеведущей.
ЛАЗУТОВА Мария Николаевна
Говорят, что дорогу осилит идущий. Наш сегодняшний разговор с учеными МИРО подтверждает эту истину: сложности, стоящие перед московским образованием есть, но достичь поставленных целей реально, если не стоять на месте, а развиваться, совершенствоваться. И, каждый в своем направлении, в том числе МИРО выполняют эту работу, чтобы образование в Москве было современным, доступным и качественным.
Важность этой цели сегодня неоспорима, а вот пути достижения могут быть разными. При строительстве нового всегда возникают «острые углы» и проблемные вопросы, которые активно обсуждаются в обществе. Самые сложные из них мы адресуем руководителю Московского института развития образования – ЛАЗУТОВОЙ Марии Николаевне. Для чего созданы образовательные комплексы? Что такое эффективный учебный план и как он способствует качественному образованию? Насколько зарплата московского учителя соотносима с зарубежной? Все эти темы сегодня волнуют учителей, родителей, общество в целом.
Любовь ДУХАНИНА
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, лауреат Премии Правительства России в области образования
«Этот год дал нам колоссальный рост числа звонков по «горячим линиям». Основной лейтмотив вопросов и жалоб – нечестность и несправедливость. Растет уровень претензий к качеству образования.
Какие мы фиксируем нарушения прав ребенка со стороны взрослых?
На подготовительном этапе – отказ в приеме заявления на сдачу экзамена по выбору, не внесение ребёнка в базу данных сдающих, обучение по программам, не соответствующим стандартам.
На этапе сдачи экзамена – отсутствие в списках сдающих на пункте приёма экзамена, неквалифицированный организатор, необеспечение условий для сдачи, невозможность подать апелляцию на процедуру или даже принуждение к отказу от апелляции.
Ефим РАЧЕВСКИЙ
Ефим Рачевский: «Мы в ответе за тех, кого научили»
Судьба поколения… Она зависит от школьных наставников и их умения заинтересовать, увлечь предметом, воспитать и открыть мир перед вступающими в жизнь учениками. Школа помогает нам выбрать жизненный путь, и это не просто громкие слова.Человек, посвятивший свою жизнь образованию, чьи заслуги в этой сфере просто устанешь перечислять, чьи суждения, как правило, становятся истиной в последней инстанции, путеводной звездой, а поступки – готовым образцом для подражания… А в отношениях учителя и ученика лучшим показателем взаимного уважения по-прежнему остается тот факт, что спустя …дцать лет они обнимутся и вспомнят друг друга по именам… Наш сегодняшний собеседник Заслуженный учитель России Ефим Лазаревич Рачевский.
– Ефим Лазаревич, давайте поговорим о пилотном проекте. Ему два с половиной года, кто-то считает его не очень удачным, кто-то присоединился и очень доволен. Есть те, кто по-прежнему думают. В чём Вы видите плюсы и минусы проекта?
Ольга КАШИРИНА
ОЛЬГА КАШИРИНА: «Глобальной конкурентоспособностью обладает не унификация, а уникальность».
Каким должно быть современное высшее профессиональное образование ? Что необходимо предпринять, чтобы российские вузы появились в мировых рейтингах лучших университетов ? Какова роль российского бизнеса в подготовке кадров? Как повысить конкурентоспособность вузов ? Этим актуальным вопросам высшего образования посвящена статья Генерального секретаря Российского Союза ректоров Ольги Кашириной.
«СТАВИМ НА КОНКУРЕНЦИЮ!»
В разрезе конкурентоспособности настало время рассматривать российские университеты реальными субъектами экономических отношений, а отнюдь не пассивным придатком государственных дотаций. В число лидеров глобального образовательного рынка, который сегодня становится много агрессивнее рынка углеводородов, наши вузы могут войти только своими ногами.
Юрий МИРОНЕНКО
Юрий Мироненко: «Мы готовим специалистов будущего»
Выбор профессии – это всегда как минимум дилемма, как максимум океан неопределенности. Чем обусловлен выбор? С одной стороны, нашими амбициями, рожденными радужными детскими мечтами, с другой – необходимостью выживания в жестких условиях современного мира.
На стыке этих встречных векторов мы и открываем себя как личность, обладающую теми или иными качествами и возможностями.
«Момент истины» в том, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте. Раскрыть свой талант – значит найти ему должное применение, донести туда, где его поймут и оценят. В наш век, чтобы не отстать, нужно постоянно двигаться вперед, правильно ставить цели и рассчитывать свои силы. «Успех – не закономерность», – говорят состоявшиеся профессионалы в любой области. Успех – это жизненная позиция, а руководитель – не профессия, а социальная ориентация. Сегодня мы беседуем с человеком, который сделал себя сам и сегодня помогает состояться молодежи, – с Заслуженным учителем России, отличником профессионального образования РСФСР Юрием Мироненко.
Ульрих БРАНДЕНБУРГ
"Германия и Россия – вместе создавать будущее"
– В XXI веке тема межкультурного диалога и необходимости конструктивного сотрудничества национальных культур приобретает особую актуальность. В состоянии ли образование взять на себя роль цемента в строительстве мультикультурного общества? Какое значение Вы как дипломат придаете понятию «толерантность»?– Равноправное участие в жизни общества всех его членов предполагает определенный уровень образования каждого из них. Образовательная система выполняет ключевую функцию для интеграции человека в новую социокультурную среду. Молодежь из семей мигрантов получает доступ к образованию наравне с коренным населением: дети могут считаться интегрированными в школьную систему, если их оценки не будут отличаться от результатов их одноклассников – носителей языка.
Страница 2 из 6