ЛАЗУТОВА Мария Николаевна
Говорят, что дорогу осилит идущий. Наш сегодняшний разговор с учеными МИРО подтверждает эту истину: сложности, стоящие перед московским образованием есть, но достичь поставленных целей реально, если не стоять на месте, а развиваться, совершенствоваться. И, каждый в своем направлении, в том числе МИРО выполняют эту работу, чтобы образование в Москве было современным, доступным и качественным.
Важность этой цели сегодня неоспорима, а вот пути достижения могут быть разными. При строительстве нового всегда возникают «острые углы» и проблемные вопросы, которые активно обсуждаются в обществе. Самые сложные из них мы адресуем руководителю Московского института развития образования – ЛАЗУТОВОЙ Марии Николаевне. Для чего созданы образовательные комплексы? Что такое эффективный учебный план и как он способствует качественному образованию? Насколько зарплата московского учителя соотносима с зарубежной? Все эти темы сегодня волнуют учителей, родителей, общество в целом.
Мария Николаевна Лазутова работает в системе столичного образования два года, до этого за её плечами – огромный опыт государственной службы. Она работала заместителем министра образования РФ, заместителем министра РФ по делам СНГ, руководителем аппарата Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками. Все это дает ей возможность оценивать ситуацию профессионально и разносторонне.
– Мария Николаевна, Вы можете оценивать ситуацию с самых разных позиций – госслужащего, ученого, родителя... Можете ли поделиться с нами тем, какой увидели – образовательную Москву? Чем, на Ваш взгляд, она отличается от других городов? Как оцениваете перспективы столичного образования?
– Московское образование всегда отличалось, иначе и быть не может. Ведь столица – интеллектуальный и культурный центр страны. Здесь сосредоточены ведущие вузы страны, школы с прекрасными педагогическими традициями и образовательными достижениями. Но острота ситуации нашего времени – в стремительных изменениях, в высоких темпах опережающего обновления жизни. Мы должны отвечать на вызовы времени, глобализации и информационных скоростей. Динамика развития Москвы не может не удивлять. Это видно по развитию разных отраслей в городе. Отмечу, что происходящие изменения отвечают многим международным показателям развития мегаполисов мира. Стремление к прорывным результатам обусловлено целью превратить Москву в инновационный город с открытым культурным и образовательным пространством, комфортным для жизни москвичей. Но главное, что для Московского Правительства образование является приоритетным направлением развития города. В полной мере очевидно, что мэру Сергею Собянину удается решать поставленные задачи развития столицы, где образование обладает огромным потенциалом и ресурсами. Именно поэтому образовательная система решительно меняется. Новое время требует нового формата образования. Компетентность, готовность к обучению, гибкость, мобильность, командность – вот те качества, которые уже сегодня востребованы работодателями на инновационных производствах. На формирование именно этих качеств нацелены новые государственные образовательные стандарты, модернизируется образовательная система. На этот вектор нацелена московская команда, в том числе и в системе образования.
– Мария Николаевна, расскажите об этом поподробнее. Как столичный Департамент образования участвует во всем многообразии московских реформ?
– Имея 29-летний стаж государственной службы федерального уровня, я и не представляла масштаб и глубину работы московского Департамента образования. Вы в начале нашего разговора очень точно и образно назвали столичное образование «лайнером» в безбрежном океане современного образования. Я бы уточнила ваш образ, назвав наш корабль «ледоколом». Мы движемся решительно, чтобы сделать образование устойчивым в условиях рыночной экономики, отвечающим на вызовы глобального времени. Москва в вопросах обновления образования – первопроходец. Она локомотив. За ней пойдут образовательные системы других регионов. Надо отдать должное капитану московского образования – Исааку Иосифовичу Калине. Государственная прозорливость, стратегическое предвидение, умение выстраивать тактику развития системы, комплексное решение управленческих задач вызывают глубокое уважение. Громада изменений, которую я наблюдаю, невозможна без сложностей. Масштабные изменения вызывают закономерную критику и полемику консерваторов. Но идти вперед без обновления образования невозможно. Невозможно не поддержать московского министра образования за прорыв к современному образованию. Рада, что мой государственный опыт и знания востребованы именно в московской команде реформаторов, несопоставимой с иными по уровню профессионализма и современного видения образования.
– Значит, все новое в российском образовании начинается в Москве?
– Обновление идет по всей стране. С введением в действие нового Закона Российской Федерации «Об образовании» все российское образование переходит на новые рельсы. Однако Москва – особый регион. Здесь сосредоточены большие ресурсы, огромный потенциал системы управления. Здесь разрабатываются и апробируются новые модели. Здесь острее реагирует сообщество и СМИ. Поэтому московские изменения виднее и слышнее всего.
– Меняется все в этом мире, вопрос – в каком направлении. В каком направлении меняется образование в Москве, какой цели должны достигнуть эти изменения?
– Эта цель определена законодательно – обеспечить доступное и качественное образование для каждого ребенка. Так было всегда, но сегодня механизмы реализации этой цели изменились.
На федеральном уровне введен новый принцип финансирования школы, который всем известен как принцип нормативно-подушевого финансирования. Проще говоря, выделенные государством деньги на образование следуют за ребенком в образовательное учреждение. В условиях огромного мегаполиса с 12 млн жителей, с колоссальными транспортными загрузками, стоит задача создать равную доступную образовательную среду в любом микрорайоне города.
Раньше мы говорили о нескольких сотнях хороших школ, где давали качественное образование, куда все стремились попасть или в которые попасть было невозможно. Сегодня мы держим курс на то, чтобы каждая школа была стабильно качественной по результатам и устойчивой в развитии. Поэтому процесс создания укрупненных образовательных организаций основан как на механизме нормативно-подушевого финансирования, так и на механизме социально-педагогических ресурсов образовательной организации.
Как вы думаете, увеличивается ли количество доступных образовательных услуг, если ребенок, проживающий, скажем в районе Люблино или Дегунино, получает доступ к программам, реализуемым на 5 школьных площадках по месту его проживания? Ведь раньше территория другой школы, где, скажем, компьютеры новее, или тренажерный зал лучше, были закрыты ученику из другой школы по формальному признаку. А открытое доступное пространство единого образовательного комплекса расширяет возможности для каждого ребенка. Теперь самые разные образовательные программы, профили, художественные студии и спортивные секции доступны ученику в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией.
Объединение ресурсов при грамотном управлении позволяет максимально обеспечить доступность образования. Это, кстати, мировая практика создания в мегаполисах единых образовательных прост-ранств школ-кампусов для непрерывного образования. Дети учатся в них от самого раннего дошкольного возраста до получения аттестата зрелости.
– Доступность образования – это очень важно. Однако не менее важен и вопрос качества образования. Не секрет, что процесс объединения образовательных ресурсов вызывает критику и становится причиной многочисленных дискуссий…
– Все новое всегда дается нелегко. Мы стремимся в конструктивном диалоге обсуждать вопросы обу-чения отдельных категорий детей, искать и предлагать варианты решения отдельных проблемных зон. Но общая идея нацелена на выравнивание возможностей детей из разных семей, в том числе детей, у которых русский язык неродной. Значит, многое надо менять в социальном партнерстве, в диалоге с родительской общественностью, в управлении современной школой, в методиках преподавания.
Сильные и интересные школы, их образовательные ресурсы, модели управления, практики развития есть в каждом районе, они должны стать точками роста всего района и города в целом. Вопрос качества образования не остается без внимания Департамента, он решается целенаправленно, последовательно, комплексно. Это целая система работы по обновлению содержания, введению новых ФГОС, повышению качества образования. И эта система дает результаты.
Давайте не будем утверждать голословно, посмотрим на достижения московских школьников в олимпиадах, итоги ЕГЭ, рейтинг школ. На общегородском педсовете в 2014 г. московский Мэр подчеркнул, что развитие образования является приоритетом московского правительства. Сергей Собянин четко обозначил позицию: «Мы по-прежнему будем вкладывать сотни миллиардов в систему образования, по-прежнему будем строить новые детские сады, школы, по-прежнему будем укреплять материально-техническую базу». И все для того, чтобы качество образования обеспечивало устойчивое движение города вперед.
– Сейчас много говорят об эффективном учебном плане, на который постепенно переходят московские школы. Расскажите, чем это вызвано?
– Учебный план, как известно, главный документ в образовательном учреждении. Он определяет содержание образования и количество часов учебной нагрузки на каждой ступени, итоговую аттестацию, преемственность программ и учебников и т.д. Учебный план неукоснительно строго соблюдается и выполняется всеми, как учителями, так и учениками. Встала острая необходимость, чтобы учебный план стал первейшим инструментом обеспечения эффективности работы школы и качества образования. Сегодня каждая школа приобрела самостоятельность в разработке образовательной программы, но при этом необходимо обеспечить качественные результаты. Поэтому школа смотрит в корень – в содержание образования, учебное время учеников и расписание уроков, их эффективное использование и построение. А для этого необходимо изучить и учесть интересы, потребности, возможности каждого ученика, сообразно возрасту и этапу обучения. Необходимо также соблюсти право выбора учеником профильного или углубленного уровня изучения предмета, и даже право выбирать учителя. Поэтому эффективный учебный план как инструмент организации и управления учебным процессом позволяет выстроить гибкое расписание, ввести при необходимости дистанционные формы контроля обучения. На первый взгляд, может показаться, что школа сокращает часы учебной нагрузки. Но это не так. Мы перераспределяем время жизни ребенка, освобождая его, предоставляя для наполнения личностным смыслом. Эффективный учебный план основан на механизме сжатия времени, высвобождения его для развития ребенка, в опоре на природные задатки, способности и возможности. Это касается также и домашних заданий и самостоятельной работы, что не одно и то же. Надо также учесть, что современный процесс образования происходит не только в классе и стенах школы. Городская инфраструктура Москвы обладает богатым культурным наследием и образовательным потенциалом. Парки, архитектурные ансамбли, музеи, театры, киноконцертные залы, библиотеки, спортивные площадки – это все открытое образовательное пространство города, которое играет ничуть не меньшую роль в развитии личности юных москвичей. Москва – это город, где растут, учатся и отдыхают наши дети. Поэтому в столице реализуются совместные проекты Департамента образования и Департамента культуры, в рамках которых каждому ученику обеспечена доступность посещения музеев и театров по 2 раза в год как минимум. Школа должна помочь реализовать природные задатки, способности и интересы. И при этом обеспечить качественное образование. Вот такая трудная и интересная задача у московских школ – вместе с качеством образования повысить познавательную мотивацию и творческую активность каждого ребенка.
– Сегодня много говорят об управляющих советах. Они действительно принимают участие в управлении школой?
– Управляющие советы сегодня – это мощный ресурс открытого управления. Поскольку главная трудность для образовательной организации – быть самостоятельной и ответственной. Такова ситуация в современном мире образования. Никаких указаний сверху, только совещательный диалог и рекомендации! Любой директор образовательного комплекса сегодня балансирует в условиях полной самостоятельности и высочайшей ответственности. Управлять комплексом, в котором, к примеру, 5000 обучающихся, 500 сотрудников, 5 образовательных учреждений, без владения управленческими технологиями современного менеджмента невозможно, как и нереально – без прозрачности и опоры на родительское сообщество. У школы много социальных партнеров на территориях – управы, муниципалитеты, общественные и бизнес-организации. Именно поэтому решающую роль берет на себя сообщество, которое реально помогает управлять школой. В этом смысл управляющих советов.
– А каково место учителя в изменяющейся модели московской школы? Выполняется ли задача – «вернуть престиж профессии учителя»?
Учитель – главная фигура всех реформ. Он находится одновременно рядом с учеником и ближе всего к родителям. И если он сердцем не принимает перемен, не разделяет новых ценностей, это создает множество трудностей как для самого учителя, так и для учеников. Конечно, каждый учитель, по существу, – консервативен и строг в рамках предметной методики. Но при этом должен быть современен, иначе он не будет воспринят юным поколением. Однако в московской системе образования работают такие механизмы, которые преодолевают трудности и мотивируют педагогов. Социальный престиж и государственная оценка деятельности учителя в Москве – беспрецедентны! Заплата московского учителя выросла на 68% и сегодня средний уровень учительской зарплаты превышает показатели средней заработной платы в Москве, а среднероссийский уровень превышен почти в два раза.
Хочу подчеркнуть, что уровень зарплаты московского учителя коррелируется с зарплатами учителей в ряде развитых стран, что является показателем повышения благосостояния и достойной жизни. В московских школах нет вакансий, есть приток молодых кадров, высокая профессиональная конкуренция. В Москве создана многоуровневая система повышения квалификации, где каждый учитель за средства городского бюджета один раз в пять лет может совершенствоваться в своей профессии. Лучшие учителя, демонстрирующие наиболее высокие образовательные результаты, ежегодно поощряются грантами Мэра. За особые заслуги и вклад в развитие образования в городе Москве Мэром утверждено звание «Почетный работник образования города Москвы», что отражает высокий социальный статус профессии педагогов всех специальностей и обеспечивает дополнительные льготы и государственную поддержку московского учителя.
Московская школа – это учителя и ученики. Они главные созидатели процесса образования и, в своем роде, создатели новой Москвы. Сегодняшняя московская школа в ее непрерывном цикле обучения и развития детей всех возрастов от дошкольника до выпускника – это образ преемственности и неразрывности, целостности и единства всех москвичей.
Ведь Москва – это не только дома и улицы. Москва – это люди и лица. Когда идешь по городским улицам, ты видишь «настоящее время» Москвы. Когда входишь в столичную школу – видишь будущее города. И это будущее – прекрасно, если сохраняется преемственность поколений. Но именно молодым предстоит создавать новый облик города, развивать его, превращая Москву в «лучший город Земли».