Стальной город на Волге
Этот старый город не относится к числу курортных. Здесь нет моря, пальм или диких скал, на фоне которых фотографируются туристы.
Нет всемирно известных целебных источников и грязей, лыжных трасс, международных ярмарок, других глянцевых приманок для гостей. И все же – гости сюда едут. Более того, по недавно сказанными словам министра образования Ольги Васильевой, здесь на этой земле, необходимо побывать каждому школьнику.
Что он увидит здесь – школьник? Раскаленное степное небо, под которым серебрится зеркальная гладь Волги. Единственный в своем роде подземный трамвай, вдруг вырывающийся из тоннеля на эстакаду, проложенную над небольшой речкой. И, конечно, Мамаев курган, над которым вздымает свой меч Родина-мать, великая и страшная в своем гневе.
Нет, сначала, выйдя из вокзального здания, он осмотрится. И может быть, поймет, или ему подскажут, что все эти дома вокруг – послевоенной постройки. Здесь ничего не осталось от старого Царицына, его огромных немощеных площадей и домов «на венский лад». И изображение любой улицы, дома, на которые вдруг упадет взгляд – как на фотоколлажах, распадается на современное, в цвете, – и на черно-белое, как из военной кинохроники. Любой кусочек города содержит в себе эти две грани – войну и мир. Даже если не уходить от железнодорожного вокзала, а приглядеться к нему повнимательнее.
Железнодорожный вокзал
Война: Вокзал в Царицыне был открыт еще в 1871 году. В 1925-м станция получила имя – Сталинград-1. А через шестнадцать лет началась Великая Отечественная война. Пассажиропоток, который принимали работники Сталинградского железнодорожного узла, доходил до 25 тыс. человек в сутки. Так продолжалось более года – пока
23 августа 1942 года вокзал не был полностью разрушен немецкими бомбардировщиками.
Фотографии, сделанные Э. Евзерихиным, сохранили в памяти человечества весь ужас этой воздушной атаки. Мы тоже их помним – кругом развалины, зияющие глазницы мертвых домов, и только гипсовые дети, как и в мирное время, весело танцуют вокруг смешного крокодила.
Мир: Сталинград после войны восстанавливали в рекордные сроки. Здание вокзала по проекту архитекторов А. Куровского и С. Брискина возвели в 1954 году. Это то самое здание, которое мы видим – со шпилем в центре, в граните, мраморе, с облицовкой из инкерманского камня. У главного входа размещены горельефы, повествующие о войнах, которые здесь гремели, – Великой Отечественной и Гражданской. Здание волгоградского вокзала в 1997 году признали памятником архитектуры.
А в 2013-м была установлена реплика фонтана «Детский хоровод». Автор новой композиции – А. Бурганов, ученик создателя оригинала Р. Иодко. Фонтан выполнен уже не из гипса – из композитного пластика. Детские фигуры теперь выше на 20 см. В мирное время дети растут быстрее…
Площадь Павших Борцов
Когда-то эта самая большая площадь города именовалась Александровской. Здесь встречали императора Александра II, здесь же, в 1905 и 1917 годах протестовали против царского самодержавия. Отсюда отправлялись на фронт батальоны Гражданской войны – как красные, так и белые. У Царицына была бурная военная история в 1918–1920 годах. Здесь войска генерала Деникина хоронили своих погибших в 1919 году. Здесь же они казнили недовольных их правлением. А 8 февраля 1920 года, после восстановления Советской власти в Царицыне, здесь проходило захоронение жертв белогвардейского террора. И Александровская площадь получила новое имя – площадь Павших Борцов.
Война: 3 июля 1941 года на площади Павших Борцов прошел митинг, который был посвящен знаменитой речи И.В. Сталина, обращенной к народу. Летом 1942 части Красной Армии и отряды ополчения уходили отсюда – защищать Сталинград.
А 14 сентября 1942 года гитлеровцы ворвались в Сталинград и через площадь вышли к Волге. В тот же день в город вступила гвардейс-кая дивизия генерала Родимцева – и ожесточенные бои шли прямо на площади Павших Борцов. Гвардейцы отошли к волжскому берегу и там закрепились. 30 января 1943 года солдаты 64-й армии под командованием М.С. Шумилова, освобождая Сталинград, вышли на эту площадь. И здесь же 4 февраля собрали митинг победителей. На этом митинге звучали слова клятвы: «Не посчитаемся ни с какими трудностями, чтобы быстрее залечить зияющие раны родного города».
Мир: Сегодня на площади стоит облицованный гранитом памятник защитникам Красного Царицына.
А рядом, на едином гранитном основании – бронзовый лавровый венок и звезда в честь солдат и офицеров 62-й и 64-й армий, павших в дни Великой Сталинградской битвы. Монумент окружен домами, восстановленными после войны, отметины которой хранит на себе могучий тополь. Он один зеленел весной 1943 года, посреди мертвых древесных стволов, несмотря на то, что из его тела извлекли множество снарядных и минных осколков. Он и до сих пор зеленеет, а на мемориальной доске рядом с ним надпись гласит, что «Тополь этот пронес жизнь свою через битву великую»…
Стена Родимцева
От площади Павших Борцов через Аллею Героев идем к Волге. К музею «Сталинградская битва». Однако по пути обязательно нужно остановится у причальной стены на набережной – стены Родимцева. Да, того самого генерал-майора, который с 13-й стрелковой дивизией высадился здесь осенью 1942 года.
Война: В августе гитлеровцы продвигались к Волге все ближе. На левом берегу в составе резервных сил Красной Армии стояла дивизия Родимцева. Сентябрь 1942 года сделал положение Сталинграда критическим. 13-я дивизия стояла в Красной слободе и быстро переправилась оттуда в центр города, в средоточие отборнейших вражеских сил. На бронекатерах и баржах, под огнем бойцы переправлялись через Волгу. И, переправившись, смогли нанести по неприятелю сокрушительный удар.
Мир: Еще во время войны, но когда Победа была уже предопределена, на причальной стене появилась памятная надпись: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Позже она была дополнена словами «Выстояв, мы победили смерть». Через несколько десятилетий возникло решение поменять большие черные буквы на металлические. Но это решение не пришлось по душе ветеранам 13-й дивизии.
Дом Павлова
До войны этот дом был одним из самых престижных в городе. Два четырехэтажных дома-близнеца были построены специально для сотрудников Облпотребоюза и управления комиссии Совпартконтроля. Рядом находились дома работников НКВД и связистов. От зданий к Волге проложена асфальтированная дорога. Жилищные условия здесь – лучшие в Сталинграде.
Война: В сентябре 1942 года один из домов был превращен в опорный пункт: отсюда можно было обстреливать занятую территорию города более чем на 2 км на юг и 1 км на запад. В доме Облпотребсоюза с группой солдат закрепился сержант Я.Ф. Павлов. Подходы к дому минировали, и захватить его немецкие штурмовики никак не могли. Из дома прорыли траншею в мельницу Гергарда, находившуюся рядом, так что из подвала можно было держать связь с командованием, которое находилось в мельнице.
Фашистская армия при штурме дома Павлова понесла потери, которые в несколько раз превышают те, что были при взятии Парижа. 58 дней 25 солдат сопротивлялись врагу. Все они были удостоены правительственных наград.
Мир: Когда война закончилась, дом решили восстанавливать. Бригада женщин-строителей собирала его буквально по кусочкам, так что дом Павлова в Сталинграде восстановили одним из первых. А на торцевой части его здания сделали колоннаду и установили мемориальную доску с надписью: «58 дней в огне». На другой стороне позже, в 1985 году появился красный фрагмент кирпичной стены со словами: «Отстоим тебя, родной Сталинград!».
Волгоградская панорама
Все это – и дом Павлова, и здание вокзала, и площадь Павших Борцов, а также заводы «Красный Октябрь» и «Чермет» – в годы войны можно увидеть в музее-панораме «Сталинградская битва».
У этого здания, построенного в 1982 году, кажется, не может быть разделения на мирное и военное время. Однако оно есть. Извне это музейное здание на волжской набережной, освещенное ярким солнцем. Мирное – несмотря на военную технику рядом. Но изнутри…
Идея о необходимости создать такую панораму возникла еще в военное время, когда генерал-майор Анисимов писал И.В. Сталину о том, что требуется постройка подобного комплекса. Строить панораму начали в феврале 1968 года. Изначально ее собирались возводить на Мамаевом кургане, но с этой идеей не согласился автор памятника-ансамбля Евгений Вучетич. Время подтвердило его правоту.
Создавали самую большую панораму в Союзе семь художников из студии им. Грекова. Ранее именно они воссоздавали панораму Бородинской битвы после пожара в 1967 году. Для этих творцов было важно не придумать, а воочию увидеть какой была эта Сталинградская битва: чтобы изобразить разбитое орудие, они взрывали пушку на полигоне и лишь потом рисовали ее. А чтобы написать убитого бойца, солдата одевали в армейский полушубок и клали на снег…
Сегодня музей-панораму «Сталинградская битва» каждый год посещает более 500 тыс. человек. И музейные экспонаты успели попутешествовать – они были
в Англии, Чехии, Австрии и на выставочных площадках других государств.
Мамаев курган
Всего пятнадцать минут на скоростном волгоградском трамвае – и вот мы у Мамаева кургана. Даже сегодня кто-то из пишущих об этом месте обязательно напомнит, что в давние времена здесь были заставы хана Мамая. Это не так. Просто в языке волжских татар слово «бугор» звучит как «мамай». А до войны эту возвышенность так и называли – бугор.
Война: Во время Великой Отечественной войны бугор получил другое имя – «Высота 102». Это была главная высота в системе обороне города: те, кто ее занимал, могли контролировать не только Сталинград, но и переправы, а также Заволжье. Из всех 200 дней Сталинградской битвы за Мамаев курган (как его назвал один из фронтовых корреспондентов) дрались в течение 135 суток. Причем плотность огня была такой, что на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1200 осколков и пуль. А когда битва закончилась, именно здесь хоронили погибших со всего города: вот так Мамаев курган стал курганом в полном смысле этого слова. Первой послевоенной весной на выгоревшей земле кургана даже трава не выросла. Весь
в воронках, искалеченный осколками снарядов, авиабомб, мин и пуль, курган казался обугленным.
Мир: Именно поэтому так трогает сердце песня Маргариты Агашиной «Растет в Волгограде березка»… – потому что березки на Мамаевом кургане появились далеко не сразу:
«Ее привезли издалёка
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
К огню Волгоградской земли!».
Привыкнуть, наверное, действительно сложно. Даже те, кто живет в Волгограде постоянно, все же говорят, что подъем на Мамаев курган – это целый ритуал.
Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» поистине колоссален. Кроме знаменитого монумента «Родина-мать» в него включены вводная композиция «Память поколений», Стены-руины, площадь Стоявших насмерть и зал Воинской славы. А также – Площадь Героев и площадь Скорби.
Многие надписи на Стенах-руинах взяты с разрушенных домов Сталинграда: «Ни шагу назад!», «Мы клянемся…», «За Волгой земли для нас нет». Между стен – лестница, поднявшись по которой, выходишь на площадь Героев. В центре площади – огромный водоем, символ жизни и торжества ее над смертью. Слева от него – гранитная стена с выбитыми словами: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»
Люди – вот они, по другую сторону водоема. Шесть изваяний бойцов, говорящих нам о том, что даже если люди мертвы, то подвиги их остаются жить. И в конце площади Героев эти люди побеждают: скульптурная композиция показывает, как солдаты уничтожают символы захватчика – свастику и гидру.
Лестница от площади Героев ведет на площадь Скорби. Статуя скорбящей матери с сыном на руках окружена Озером слез. Здесь же – Зал Воинской славы, в центре которого вздымается мраморная рука с факелом. На стенах пантеона 34 алых плиты, обрамленных черными лентами. Здесь – 7500 фамилий тех, кто погиб за Сталинград. А всего на кургане захоронено 34 500 человек.
Площадь Скорби – финальная композиция перед центральным монументом, известным всему миру «Родина-мать зовет!» Скульптура закреплена на двухметровом постаменте, держащемся на подземном фундаменте.
С момента своего возведения 15 октября 1967 года скульптура стала символом Волгограда. На тот момент она была самой высокой статуей в мире. Ее автор – скульптор Евгений Вучетич, но ему до того не доводилось создавать ничего столь же монументального. Один только меч Родины-матери в длину – 33 метра. Это в три раза больше, чем у другой статуи Е. Вучетича – «Воин-освободитель».
Существует версия, что «Родина-мать» – это вторая часть триптиха, который состоит также из монументов «Тыл – фронту» Льва Головницкого в Магнитогорске и «Воина-освободителя». Меч, выкованный на Урале, Родина-мать поднимает в Сталинграде. А опускает его российский солдат только после победы в Германии.
… Неизвестно, действительно ли это так. Но подняться на Мамаев курган необходимо любому, будь он школьник или человек, давно уже вышедший из школьного возраста. Здесь, на кургане, всегда ветер. Он как бы соединяет тебя и скульптуру. Твои волосы треплются так же, как у нее, и хочется устремиться вперед: так же, как она. Отсюда, с подножия Родины-матери, видны и Волга, и весь Волгоград. Город, который учит, как стоять насмерть, побеждать и снова восстанавливать разрушенное.
Вернуться назад или поделиться