Юрий МИРОНЕНКО
Юрий Мироненко: «Мы готовим специалистов будущего»
Выбор профессии – это всегда как минимум дилемма, как максимум океан неопределенности. Чем обусловлен выбор? С одной стороны, нашими амбициями, рожденными радужными детскими мечтами, с другой – необходимостью выживания в жестких условиях современного мира.
На стыке этих встречных векторов мы и открываем себя как личность, обладающую теми или иными качествами и возможностями.
«Момент истины» в том, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте. Раскрыть свой талант – значит найти ему должное применение, донести туда, где его поймут и оценят. В наш век, чтобы не отстать, нужно постоянно двигаться вперед, правильно ставить цели и рассчитывать свои силы. «Успех – не закономерность», – говорят состоявшиеся профессионалы в любой области. Успех – это жизненная позиция, а руководитель – не профессия, а социальная ориентация. Сегодня мы беседуем с человеком, который сделал себя сам и сегодня помогает состояться молодежи, – с Заслуженным учителем России, отличником профессионального образования РСФСР Юрием Мироненко.
– Юрий Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания образовательного комплекса, которым Вы руководите. Какие учреждения в него вошли? По какому критерию делался отбор?
– Начнем с того, что в настоящее время для московского образования одним из приоритетных направлений развития является оптимизация сети образовательных учреждений среднего общего и среднего профессионального образования. Она, как правило, проводится по территориальному и отраслевому принципам. Решение о реорганизации всегда опирается на анализ ситуации. Так и мы совместно с Департаментом образования города Москвы изучили все образовательные учреждения, по территориальному показателю имеющие похожие образовательные программы. Этот анализ показал, что Технологический колледж №14 является во всех отношениях лидером, имеет положительный опыт предыдущего объединения и вполне может выступить центральным звеном современного учреждения нового типа. Мне было предложено его возглавить. Формирование большого комплекса подразумевает присоединение к Технологическому колледжу №14 трех колледжей – Техникума художественных ремесел №59, Колледжа предпринимательства №15, Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна и двух общеобразовательных школ – средней общеобразовательной математической школы и школы с углубленным изучением английского языка. В сентябре в комплекс вольются дошкольные образовательные учреждения. В результате мы станем большим образовательным кластером, где будут обучаться около 7000 детей и работать порядка 700 сотрудников.
– Скажите, как проходил подготовительный этап?
– Его особенности состояли в том, что реформа в нашем случае началась и происходит не сверху, а снизу. Еще весной мы соединили все предметно-цикловые кафедры, определили первостепенные задачи и направления на период реорганизации, по каким мы будем двигаться. В каждую рабочую группу вошли профессионалы. Решения принимаются коллегиально, мы плотно занимаемся вопросами обновления технической базы образовательных учреждений. Подключили к этой работе Управляющие советы. С ними мы всегда на связи, знаем и учитываем их мнение по поводу нового комплекса. В целом оно положительное. Уверен, что программа развития будет реализовываться таким образом, что никто не потеряет, все только выиграют. Не упадет заработная палата, не произойдет снижение статуса. На сегодняшний день есть понимание и поддержка.
– Давайте поговорим о будущем. На какой стадии находится сейчас процесс присоединения? На чем Вы планируете сосредоточить свое пристрастное внимание в наступающем учебном году?
– Объединение включает в себя шесть этапов, три из которых нами уже почти пройдены. В этом учебном году продолжится создание инновационной инфраструктуры. Хочется в максимально короткие сроки обеспечить преподавателей современной техникой и таким образом помочь им организовать учебный процесс более эффективно и интересно. Нам предстоит разработать Программу развития комплекса, целевые программы материально-технического и кадрового обеспечения. Мы будем также работать над организацией педагогических IT-взаимодействий, общего календаря событий для учащихся. Значимым событием этого учебного года должен стать запуск совместного инновационного проекта «Комфортная среда обучения и воспитания». В 2014–2015 годах – это условно пятый этап – мы планируем сформировать кластерное взаимодействие. Анализ показывает, что в результате объединения присоединившиеся учреждения могут повысить общую конкурентоспособность объединенного комплекса, дифференцировать и во многом обогатить содержание деятельности в смежных отраслях, обеспечить образование и набор профессиональных классификаций по ряду направлений. Это – кластеры дизайнерско-художественных профессий и специальностей прикладной эстетики, специальностей «Индустрия питания», экономических специальностей и кластер высокотехнологичных мультимедийных специальностей. Таким образом, на пятом этапе начнет реализовываться проект «Единая образовательная среда». И, наконец, в 2015–2018 годах предстоит переход на монопрофильные структуры в соответствии со специализацией подразделений комплекса и реализация инновационного проекта «Инновационная модель освоения прикладных квалификаций на основе вариативной образовательной среды отраслевого профессионально-образовательного кластера».
– В чем состоит идея объединения?
– Наша задача – создать единую образовательную позитивную среду. Эта среда будет открыта, качественна и доступна, в ней должно быть комфортно всем. И детишкам, и школьникам, и студентам. Все должно быть красиво и современно, разумно. Время меняется, мы должны соответствовать. Сегодня москвичи хотят, чтобы ребенок развивался уже с дошкольного возраста. Наша задача состоит в повышении эффективности использования ресурсов образовательных учреждений, входящих в комплекс. «Колледж будущего» поднял высокую планку и намерен выполнять функции локомотива. Мы обязаны создать позитивное пространство и в дошкольном учреждении, и в школьном учреждении, и в учреждении среднего профессионального образования. Таким образом, мы планируем перевести все присоединенные образовательные учреждения из функционирующих в состояние динамично развивающихся.
– А что Вы вкладываете в понятие «развивающееся учебное заведение»?
– Для каждой возрастной категории есть современный образовательный инструментарий. Наш колледж внедрил образовательную модель «один ученик – один компьютер». Мы считаем, что компьютер – не роскошь, а инструмент, который позволяет осваивать программу. И сегодня в нашем колледже на полторы тысячи студентов 1200 компьютеров, скоростной Интернет, который мы, кстати, уже подключили в недавно присоединенные школы и колледжи. И с приобретением современных компьютеров вопрос сейчас решается. Развивающееся учебное заведение должно иметь все условия, создающие комфорт преподавателю. Так, в Технологическом техникуме №14 практически в каждом кабинете есть интерактивная зона для педагога. В наших школах, колледжах и в детских садах мы обязательно будем создавать зоны комфорта. Поймите, если педагоги получат необходимый инструментарий для интерактивных технологий, современное программное обеспечение, которое знают, но в настоящий момент не имеют, это однозначно позволит им раскрыться и начать творить чудеса. Это позволит им создать вокруг себя творческую ауру, привлечь внимание детей. И дети будут другие…
– В чем же особенность Ваших студентов?
– Не без гордости могу сказать, что выпускники нашего колледжа на самом деле особенные. Скептики пусть улыбаются, мол, ПТУ есть ПТУ. А что плохого в профессиональном техническом училище? В свое время Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и другие известные люди были выпускниками профессиональных технических училищ. «Высшее профессиональное училище» – таким был наш первый статус. Высшим профессиональным училищем было Бауманское. В чем разница, извините? Мы заняли свою нишу и на этой нише блестяще готовим своих выпускников. Среди наших выпускников Валентин Юдашкин. Наши выпускники работают на первом канале ТВ. Все заставки, которые есть по Сочинской олимпиаде, открытие новой сцены Большого делали наши ребята. Те элементы, которые делали в одежде предыдущей олимпиады, делали тоже наши студенты. Да, мы не выпускаем магистров, так их и не нужно для России столько. Нужны квалифицированные специалисты, которые прекрасно могут работать сегодня головой и руками одновременно. Россия задыхается из-за дефицита таких кадров. Сегодня, видя то, чего добились мы, не важно, как мы называемся – ПТУ, академия, университет, многие мои коллеги признаются, что мечтали и мечтают работать таким же образом, как мы. А не прошедшие к нам по конкурсу ребята завидуют студентам нашего колледжа. Чему завидуют? Общаясь со сверстниками, они могут похвастаться, что среди гостей колледжа можно увидеть и Мэра Москвы, и звезд политики, искусства (в колледже регулярно проходят съемки известных проектов, таких как «Беседы со звездами»), что свою оценку их работы дают ведущие российские модельеры Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев.
Наши ученики и выпускники правомерно считают себя лучшими. Ведь все, что мы видим в стенах колледжа, сделано по их проектам и их собственными руками. И везде – стильно, красиво, креативно. Во всех корпусах по-современному уютные кафе, где с пылу, с жару выпечка студентов-кулинаров и изысканные салаты учащихся-поваров. В просторной «Литературной гостиной» с уютной библиотекой проходят незабываемые уроки литературы. В интерьерах колледжа используются фиолетовый, зеленый, черный и белый цвета, они в определенном смысле стали нашей визитной карточкой. Этот же стиль мы будем использовать в интерьерах присоединенных образовательных учреждений, дизайн которых также будет рождаться здесь, студентами, на конкурсной основе. Когда мы говорим о комфортной среде обитания, подразумеваем не только технический и эстетический комфорт. Очень важным для нас был и остается патриотический аспект. Одним из его главных проявлений стало создание музейной экспозиции «Война и Вера», в которой в двух основных залах выразительно и содержательно расположились трагические сюжеты начала Великой Отечественной войны, героико-патриотические образы советских воинов, сюжеты боев, а также блок современных взглядов на войну. Все началось за год до юбилея Победы. Наши студенты собрались и сказали: «Мы видели в своих школах Уголки Славы, закрытые на ключ. Давайте делом ответим на вопрос, почему происходят войны?» И они показали, как в предвоенное время шло разрушение нравственности в стране. И, по сути, война – наказание. Были найдены уникальные фотографии и письма. Например, фотографию, где солдат пишет письмо не Сталину, а Богу. Экспозиция построена таким образом, что мы видим, как воевали наши воины во Вторую мировую за Веру и Отечество. Так родился музей-метафора, музей-идея.
В музее с 9 часов утра начинает звучать негромкая траурная музыка. В залах экспозиции есть полузакрытое место, где можно уединиться, поразмышлять, помолчать, подумать, вспомнить родственников. С помощью подобных инструментов мы поднимаем наших ребят до уровня, где они становятся не способными на подлость и разрушение.
– Юрий Дмитриевич, наслышаны, что в Вашем учебном заведении предъявляют высокие требования к подбору педагогических кадров?
– Подбор кадров – это важный этап нашей работы. Обратите внимание на вывески над кабинетами – преподают в нашем колледже только действующие в своей профессии специалисты. Они обязательно должны быть победителями профессиональных конкурсов, преподаватели общеобразовательных предметов – Почетными работниками сферы образования, обязательно победителями или лауреатами конкурса «Учитель года». Считаю, что воспитать профессионала может только выдающийся преподаватель – выдающийся режиссер, дизайнер или экономист. Наши преподаватели – пример ученикам.
В период обучения наши студенты активнейшим образом участвуют в конкурсах профессионального мастерства и, как правило, становятся победителями. На выходе мы имеем не просто дипломированного, но и в той или иной степени титулованного профессионала.
– И все без исключения трудоустраиваются?
– Я не хвалюсь, но трудоустраиваются все. Были годы, когда 80% выпускников поступали в вузы, а остальные трудоустраивались. Сейчас ситуация изменилась – 20% идут в вуз. Обычно это отличники, они готовы делать масштабные проекты, им нужно получать высшее образование. А 80% уже на 3-м курсе знают, что с ними будет. Потому что все, происходящее в колледже, носит прикладной характер и превращается в продукт.
Продуктный подход присутствует на всех факультетах. Дизайн – это коллекция одежды, которую можно надеть, можно вывернуть наизнанку, как это делает Вячеслав Зайцев. Он, бессменный председатель выпускной комиссии, обязательно выворачивает образцы наизнанку – смотрит швы, смотрит посадку. Как пример: наш будущий экономист сделал бизнес-план для булочной, которая еле-еле сводила концы с концами, а теперь это успешное предприятие. Или рекламное агентство, для которого наш выпускник делает продукцию, стало востребованным, а коллекция, которая предложена студенткой начинающему дому моды, пошла в производство.
Учебный процесс строится таким образом, что студенты свою коллекцию обязательно должны показать профессиональному сообществу. Обычно в первый раз они приезжают с профессиональных конкурсов незамеченными. Они рыдают, но мы сделали важное дело – мы смотивировали их на победу! В следующий раз они снова едут и привозят Диплом участника, потом – какое-нибудь предпоследнее место. И в конце обучения 70% победители! Такая задача поставлена давно. Ведь, если ты не лучший – значит, не лучший педагог тебя учил. У нас, повторяю, педагоги только лучшие. Поэтому проблем с трудоустройством у выпускников нет.
– Отличные педагоги, большое желание, участие в конкурсах… Этого достаточно, чтобы выпускник учреждения среднего профессионального образования был востребован?
– Отвечая на запросы такого большого мегаполиса, как Москва, нуждающегося в хороших специалистах в области сервиса, мы готовим не просто профессионалов, а профессионалов, востребованных современной экономикой. Наши студенты и выпускники делают прекрасную рекламу и бизнес-планы для малых предприятий, обслуживают рестораны и гостиницы. Ребята, без всякого преувеличения, двигают вперед экономику мегаполиса. На факультетах постоянно открываются новые специальности, вводятся новые формы подготовки, расширяется взаимодействие с социальными партнерами. Мы гибкие и мобильные. Мы реально включаем работодателя в образовательный процесс, учитывая его мнение при формировании учебных планов, программ. Особенно это важно при переходе на новые образовательные стандарты. Все, что мы делаем сегодня, это наш ответ на требования работодателя, который хочет специалиста-профессионала. Мы опережаем время. Приведу пример. В классификаторе специальностей в начале девяностых не было строчек «дизайнер», «реклама», однако мы методически обосновали и реализовали на практике эти направления обучения. Воспользовавшись международным опытом, мы вместе с работодателями обрели еще одну востребованную временем специальность – логистику. Провели большую работу, благодаря которой семь новых специальностей попали в классификатор. Иными словами, идем в ногу со временем. Практико-ориентированная среда, которую позиционирует колледж, приносит свои плоды.
Время не стоит на месте, и потребности рынка меняются. В недавнем прошлом Москва получила большую необходимость в экономистах, на что в колледже отреагировали незамедлительно. Если профессия оказывается невостребованной, мы видим это, мы прекращаем набор, надо отзываться на требования времени. У нас очень хороший экономический факультет, мы были разработчиками стандарта, сотрудничали с ведущими вузами, с Высшей школой экономики. Выпускники занимали первые места в экономических олимпиадах и без экзаменов принимались в ВШЭ. Сейчас мы на бюджет экономистов не принимаем, но есть желающие поучиться у наших прекрасных педагогов, и это возможно на коммерческой основе. При этом мы честно трудоустройство им не обещаем.
– То, что происходит с экономистами, скорее, исключение из правил. А что есть правило?
– Как правило, бывает так. Назовем ее, к примеру, Катей – нашу ученицу-дизайнера. В период учебы проходит наша Катя практику у Валентина Юдашкина, у Вячеслава Зайцева, у других дизайнеров. Предлагают ей места в этих модных Домах, а у Кати серьезный потенциал, потому что ее коллекция имеет очень высокую оценку и востребована, получила Катя заказ от производителей. Она вправе принять решение: «Не пойду в Дом моды Юдашкина. Там только Валентин, а я Катя. Я иду туда, где буду реализовываться как Катя». И слава Богу, пусть Москва будет в разных силуэтах и в разных стилях! Этому можно только радоваться.
– Вы позиционируете Технологический колледж №14 инновационным, потому что он – учебное заведение, использующее современные ресурсы: квалифицированные кадры, новые технологии, методические обеспечения, учитывающие запросы социальных партнеров. Как это работает?
– У нас сформирована уникальная технологическая база, не отличающаяся от той, которой обладает конкретное производство (ресторан, рекламное агентство). Студент по заказу работодателя готовит продукт на высокотехнологичном оборудовании. Будущий специалист получает на студенческой скамье необходимые навыки, участвуя в создании реального продукта. Одной из важных форм приобретения профессионального опыта в колледже стали реальные проекты, выполненные студентами по заказам социальных партнеров-работодателей. Наш работодатель получает специалиста, готового к созидательному и осознанному труду с первого дня самостоятельной деятельности. То есть в стенах колледжа ведется серьезная теоретическая и, что особенно подчеркну, практическая подготовка специалиста.
Но не стоит забывать и то, что мы были одно время опорной площадкой по прикладному бакалавриату, занимались активно этим направлением. Сейчас мы законодательно не входим в это поле по прикладному бакалавриату, но можем и намерены выйти с этим предложением в Правительство Москвы. Необходимо решение о том, что в данном учебном заведении есть возможность реализовывать программы прикладного бакалавриата. Это вопрос времени. Здесь не нужно создавать дополнительного вуза, мы к этому не стремимся. Наши выпускники поступают на третий, иногда четвертый курс профильных вузов. Прикладная школа образования в Москве великолепная. Хочу также напомнить, что мы являемся экспериментальной площадкой Федерального института развития образования, где наш научный руководитель Александр Григорьевич Асмолов занимается дошкольным образованием. Он меня, кстати, консультирует. И как научный руководитель поправляет, руководит нашими концептуальными шагами и реорганизацией объединения.
– Это правда, что на отдельные специальности в Вашем колледже конкурс выше, чем в достаточно престижных вузах?
– Абсолютно верно. Мы проводим очень жесткий отбор при приёме. Во-первых, для всех без исключения потенциальных студентов обязательны восьмимесячные подготовительные курсы. Но и добросовестное их посещение – не гарантия. В любом случае восемь месяцев подготовки не проходят даром: мы подучили, подтянули, немного отлучили от улицы – провели, можно сказать, социальную работу. И стараемся всегда при приёме быть честными, принципиальными и объективными.
Так, на престижные специальности – это дизайн, реклама, логистика – у нас были конкурсы и по десять человек на место. При этом мы набирали по три внебюджетные группы, но ни в коем случае не занимались «валом». С одной двойкой, с одной несданной работой абитуриентов на внебюджет не принимаем, потому что к бюджетным и небюджетным у нас единые требования. Педагоги по ряду критериев определяют в абитуриенте – наш человек или нет. Вписывается он в культурно-эстетические традиции нашего колледжа или не вписывается. Способен он своей энергией усилить атмосферу творчества или не способен. И такая строгость оправдана. Каждым из своих учеников мы в той или иной степени гордимся. И относимся с уважением.
– В новом учебном году в колледже появляется заочная форма обучения. По Вашему мнению, это перспективно?
– Заочная форма обучения появляется у нас в связи с присоединением колледжа предпринимательства, там она уже была. И, соответственно, мы будем позиционировать её для других специальностей. Я считаю, что это перспективно. Сегодня много продвинутых ребят, которые вполне могут после одиннадцатого класса учиться заочно. У нас были опорные площадки по дистанционному образованию и их вполне можно использовать.
– Юрий Дмитриевич, у Вашего колледжа богатый опыт, скажите, он может быть применимым только в Москве?
– Абсолютно везде. Приезжают из регионов, знакомятся. Сейчас многие регионы создают комплексы, в частности, это делают в Санкт-Петербурге, нас приглашают, советуются. Мы делимся, даем свои концепции, свои наработки. Мы всегда готовы делиться позитивом.