Ирина Роднина: «Если нет здоровья, все образование – деньги в дырявый карман»
Имя Ирины Родниной, трехкратной олимпийской чемпионки и десятикратной чемпионки мира, известно практически каждому. Кто бы из сегодняшних девушек и юношей, обдумывающих житье, не желал бы повторить ее судьбу – в плане успешности, известности, умения добиваться поставленных целей? Однако для этого требуется не только незаурядные способности и сила воли, но и среда, которая могла бы поддерживать как будущих чемпионов, так и тех, кому физическая культура необходима как одна из граней гармоничного развития.
Сама Ирина Константиновна Роднина говорит об этом так: «Сейчас 60% детей в школе имеют отклонения в здоровье, это связано, в том числе и с наркотикам, табакокурением и алкоголизмом. Самый быстрый и эффективный ответ на эти угрозы – спорт». На посту депутата Государственной Думы она старается сделать все от нее зависящее, чтобы спорт и физкультура больше не проходили по разряду «необязательных» занятий. Чтобы ученики, педагоги и чиновники на деле осознали, что только «в здоровом теле – здоровый дух».
– Ирина Константиновна, спорт и физкультура в общеобразовательных школах нередко рассматривается как нечто «дополнительное». Но, ведь, дополнительное образование – это вовсе не значит «ненужное»?
– Важность дополнительного образования невозможно переоценить. Во многом это как раз та сфера, которая непосредственно влияет на формирование гражданской позиции юного человека, на выбор будущей профессии. Мы все прекрасно понимаем, что сегодня недостижима та доступность дополнительного образования, которая раньше была в Советском Союзе – но мы боролись за то, чтобы часы на дополнительное образование были зафиксированы в стандартах . Чтобы эти дополнительные часы не только оплачивались преподавателям, но также чтобы они позволяли этим преподавателям творить – особенно на таких предметах, как «Пение», «Рисование», Физическое воспитание». Дело в том, что когда времени, отведенного на эти дисциплины недостаточно, преподаватели не могут раскрыться. Следовательно – не могут раскрыться на этих уроках и дети.
Сегодня сама идея дополнительного образования часто нивелируется. Я считаю, что дополнительные занятия – это вовсе не часы для подготовки к Единому государственному экзамену. Это – время на развитие в творческом плане и в сфере научно-технического мастерства, а также естественных наук. Все это понадобится в будущем, уже совсем скоро. Я себе не представляю школу без хора или без своего драматического кружка.
– И конечно, без своих спортивных секций?
– Конечно, спорт – это самое близкое для меня. И самое проблемное. Я считаю, что наше Министерство образования так до конца и не сформулировало, чего именно они ждут от такой дисциплины, как физическая культура. Помните? До Великой Отечественной войны и после нее мы сосредоточились на выполнении комплекса ГТО. Это сыграло свою немалую роль и в становлении, и в развитии, и даже в мышлении наших людей. Далее образование в области физической культуры «пошло другим путем» – с 1956 года, после того, как Советский Союз стал принимать участие в международных Олимпийских играх, мы стали делать упор преимущественно на олимпийские виды спорта. Сегодня спортивное движение в мире изменилось: спорт стал профессиональным. Но, ведь, далеко не все дети готовы работать по олимпийским стандартам…
– В таком случае, Вы наверное имеете собственное мнение о том, как строить урок физической культуры?
Если мы говорим о физической культуре, не стоит забывать о том, что это целая сумма предметов: гигиена, биология, биомеханика, научная тренировка, построение… и многое другое, что не преподается в современной школе. На уроке физического воспитания мы могли бы дать школьникам определенные навыки и знания в области движения. Нет, я не противник комплекса ГТО, но я не понимаю, почему мы должны двигаться назад? Если мы предлагаем какие-то комплексы нашим детям, давайте использовать современные виды спорта.
– Современные виды спорта – это интересно. Ваше мнение: из всех известных видов спорта, какие могли бы быть интересны школьникам «сегодняшнего дня»?
Легкая атлетика, фитнес-аэробика, скейтборд и прочие модные и активные виды спорта… Конечно, далеко не все спортивные занятия возможны для школьной территории. Но, если вернуться в школьные стены, то давайте вспомним о том, что школа, это не только уроки, но и внеклассные часы. Которые можно занять многими полезными делами. Я являюсь руководителем партийного проекта «Дворовый спорт, школьный спорт», который был ориентирован в первую очередь на занятость детей во внеурочное время. Сегодня очень важно восстановить такую организацию как школьный спортивный клуб – не секцию, не филиал ЦСКА или «Динамо» а объединение на базе учебного учреждения.
Главное требование к школьному спорту – чтобы выставлялись не сборная района или города, а команда одного учебного заведения. Как раз этим и должен заняться школьный клуб: организовать тренировочный процесс обучения для всех. Пусть кто-то не может заниматься спортом, зато он может помогать своей любимой команде, работать в группе поддержки. Здесь обязательно будут вовлечены девушки – например, в фитнес-аэробику или чирлиндинг. Соревнования между классами и школами одного района не требуют от организаторов больших средств – однако они могут дать большие результаты. Особенно, если учитывать, что наша задача – вовсе не выявлять лучших и сильнейших. Наша задача – знакомить ребят и побуждать их общаться.
– Скорее всего, такая серьезная спортивная работа возможна только в крупных городах: стоит учитывать не только материально-технические возможности но и «человеческий фактор»: в сельских районах не так много учеников…
– Не так много – но вовсе не так уж мало. У нас уже два года работает программа реконструкции спортивных залов сельских школ. В постановлении правительства есть на этот счет один очень важный для нас пункт: для участия в проекте школа должна насчитывать не менее 100 учеников, показать в последние 2-3 года спортивную деятельность и организовать школьный спортивный клуб. Здесь многое зависит от того, насколько дети будут вовлечены в это движение, насколько взрослые смогут их увлечь, заинтересовать. Например, поверьте мне, выступать за школу может быть и престижно, но ребенку будет более интересно, если это будет клуб «Горные львы» или «Храбрые соколы» – со своей формой, своей группой поддержки и собственным девизом. В таком деле невозможно обойтись без поддержки учителей и родителей.
– Родители не всегда любят, когда их дети много времени отдают спорту. «Занимайся лучше русским языком», – многие слышали это от старшего поколения…
– Знаете, возможно где-то вы правы. Например, у меня в школе не очень складывалось с литературой, тем более – с русским языком. Но я не считаю, что спорт и гуманитарные предметы противоречат друг другу, вовсе нет. Знаете, не так давно в Ульяновске проходил 3-й фестиваль школьного спорта стран СНГ, так вот, там одна из программ – это русский язык. Я очень благодарна Институту русского языка, который создал эту потрясающую программу: здесь и литературные конкурсы и брейн-ринг. На фестиваль приехали ребята из 33 стран: у кого-то из них русский язык врожденный, у кого-то – один из дополнительных языков. И мы с удовольствием наблюдали, как сплетались на фестивале русский язык, история страны и история олимпийского движения. А также за тем, как общаются между собой команды российских и иностранных школ.
– Значит, Вы считаете, что спорт не отнимает время у других граней детского развития?
– Нет, наоборот. Активный ребенок быстрее все успевает. В настоящее время в мире проводится уникальный проект «Рожденный для движения» – он идет в Великобритании, Америке, Бразилии, Китае, Индии. Так вот, на основании расчета экономических потерь каждого государства, имеющего малоподвижное население, доказано, что следующее поколение будет жить как минимум на 5 лет меньше, чем предыдущее. Причина этому – множество факторов – не только стрессы и компьютеры, но и многое другое. И мы должны понять, что закономерность выстраивается очень простая: у активных родителей активный ребенок. Активный человек успевает больше, получает лучшее образование, лучшую специальность. В результате – он оказывается на совершенно другом социальном уровне, при этом гораздо реже обращается к врачам.
Поэтому я считаю, что в школе мы должны вложить в детские головы не только физику, математику, нашу замечательную литературу и прекрасный русский язык. Мы должны научить их ответственности за собственное здоровье. Потому что у нас иначе получается замкнутый круг: Министерство образования работает на Министерство здравоохранения. Ведь согласно результатам последних диспансеризаций в наших школах 60% детей – отклонение от стандарта. Тогда весь колоссальный труд преподавателей становится напрасным. А вот в традициях спортивного образования прямо сказано: мы должны быть не только сильными, не только идти к результату и добиваться побед. Мы должны также сохранять свое здоровье, чтобы этот результат можно было реализовать.
– Старая пословица о том, что «Здоровье – превыше всего» снова поднимается на щит?
– Знаете, когда шесть лет назад среди преподавателей старших классов Москвы провели опрос. Они должны были расставить по приоритету 6-8 «гарантий успеха» – таких как знания, зарплата, карьера и здоровье. Я пришла в ужас: у большинства здоровье стояло на последнем месте. А вот мой замечательный тренер всегда говорил: «Главное – не класть деньги в дырявый карман». Я имею в виду: для тех, у кого нет здоровья, все образование – это деньги в рваный карман…
Вернуться назад или поделиться