Исаак Калина: «Любые изменения – это новые возможности»
Слово «перемены» в применении к образовательной тематике имеет два значения. И если тех перемен, которые разделяют два урока, действительно ждут все, то изменений в системе образовании, как правило, опасаются. «Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены – основа жизни», – говорил Анатоль Франс. Но не все могут подойти к проблеме настолько философски: образование – это будущее нашей страны, а значит, любой вопрос перемен в этой сфере – горячий вопрос.
Особенно подогрел его актуальность новый Закон «Об образовании в РФ». Он вступил в силу в 2013 году, но дискуссии и обсуждения идут до сих пор – как круги по воде от брошенного камня. Напомним, этот законодательный акт отменяет все привилегированные типы школ – лицеи, гимназии – пользовавшиеся условиями повышенного финансирования. Учебные организации перешли на «подушевое финансирование»: школе теперь выделяют денег по количеству обучающихся в ней детей, в зависимости от их возраста. Какие самые распространенные опасения, связанные с этой образовательной реформой? Педагоги полагают, что с созданием многопрофильных учебных комплексов будут утрачены уникальные школы со своим укладом и особой атмосферой. Родителей пугает возможность того, что после «укрупнения» школ их дети будут учиться в классе, где образовательный уровень «оттянут назад» школьники с отставаниями в развитии.
А что по этому поводу думает Департамент образования города Москвы, главный инициатор этой реформы, позволяющей, кроме всего прочего, ввести режим экономии на управленческих кадрах? Глава столичного Департамента образования Исаак Калина полагает, что от реформ все только выиграют, а особенно школьники. По его мнению, слияние школ с сильной физико-химической подготовкой и языковой гимназии должно привести к тому, что ученики будут одинаково хороши и в лингвистике, и в химии. Это предположение во многом основано на собственном педагогическом и управленческом опыте Исаака Калины. С ноября 2010 года Исаак Калина – руководитель Департамента образования города Москвы. Его деятельность на этом посту имеет не только сторонников, но и противников. Однако на доводы своих оппонентов Исаак Калина отвечает так: «Кто-то во всем новом видит возможности, а кто-то – риски. Необходимы и те, и другие. Но, если побеждают вторые – это путь к застою. А когда с учётом мнения вторых, вперед вырываются первые – это начало прогресса». Давайте прислушаемся к позиции человека, который несколько лет находится в эпицентре реформирования московского образования и услышим доказательное мнение – почему реформы были необходимы, и как изменения, происходящие в образовательной сфере столицы, отражаются на жизни ученика, школы и целого города.
Приблизить школу к месту проживания
У Москвы – своя специфика. Ведь, она не только столица Российской Федерации, её в полной мере можно назвать столицей образования. А столица – это отнюдь не только и не столько сплошные преимущества. Это и дополнительные сложности – миграция, неоднородный по уровню образования состав класса, социальные конфликты. Исаак Калина считает главными и специфически столичными сложностями образования – труднодоступность и кадровые проблемы.
«Москва – это не только центр, это и множество микрорайонов, которые зачастую труднодоступны. Переезд из одного микрорайона в другой – почти подвиг для родителей. А поездка из отдаленного района в школу на другой стороне Москвы – это настоящий подвиг для ребёнка. И, как любой подвиг, она влечёт за собой риск – немалый и ненужный. Именно поэтому главная задача формирования многопрофильных учебных комплексов была – чтобы весь широкий выбор образовательных предложений в столице приблизить к месту проживания школьника. Чтобы ему не пришлось отправляться на другой конец города, если требуется углубленное изучение химии или языка. В каждом учебном комплексе каждого микрорайона должен быть широкий выбор профильных и предпрофильных классов. И в создании таких комплексов нам существенно помогают федеральные вузы.
Другой сложный вопрос – кадровый. Естественно, найти, собрать профессиональный педагогический коллектив – такая проблема может возникнуть у любого региона. Однако особая сложность Москвы в этом отношении – то, что это мегаполис, которые отличается спецификой кадровой «соблазняемости». Говоря проще – хорошему учителю здесь всегда найдется место, ему всегда есть куда идти. Другие сферы жизни города предлагают им, зачастую, более быструю карьеру и более высокую заработную плату. С одной стороны – я испытываю гордость от того, что в педагогике готовят специалистов такого класса. С другой – это означает, что мы должны создавать условия для их работы в школе с большей серьёзностью, большей ответственностью».
Полнее использовать возможности столицы
Но Москва – это не только город серьёзных вопросов к образованию, но и больших возможностей. И большой ошибкой, по мнению Исаака Калины, было бы – не использовать все, что предоставляет столица своим жителям и гостям для полноценного и многогранного образовательного процесса:
«Москва – город уникальный. Прежде всего – своими огромными социокультурными ресурсами. И, наверное, главное – это то, что сегодня город очень открыт школьникам. Невозможно, учась в Москве, по 6 дней с утра до вечера сидеть только в стенах школы и по сути дела не пользоваться, не изучать этот изумительный город. Мы перешли на 5-дневку практически во всех школах Москвы, освободив тем самым субботу для ребят именно для того, чтобы учиться в городе, изучать всё, что в нём есть. Я не знаю ни одной московской организации, которая бы отказала нам в помощи школьникам для узнавания Москвы. А вот у школы появилась новая роль – интегратора ресурсов для формирования умения и навыка московского школьника. Конечно, школе, привыкшей к некой монополии на обучение, на воспитание школьника, сложно впустить кого-то другого в общение со своим учеником. Но те школы, которые открыли для себя Москву, вдруг поняли, что это в самом деле здорово работает на их учеников. Удивительным образовательным ресурсом в последние годы стала ВДНХ. Там есть, где учиться – по всем дисциплинам. Например, изумительный музей истории России, в котором мы реализуем проект «История прошлого в технологиях будущего». Мне кажется, мы должны для себя сказать один раз, что ценности стабильны, но технологии мобильны. И, если мы эту формулу возьмем за правило, то нам гораздо легче будет сохранять все наши традиции в целости, не боясь мобильности технологий».
Задачи, которые ставит город
Специфика Москвы и предоставляемые городом образовательные возможности предопределяют тот факт, что и задачи, которые ставит Москва перед своей образовательной системой – особые. Исаак Калина уверен, что резервы столичной образовательной системы заключены в ней самой: «Мы должны всячески совершенствовать структуру и повышать качество управления в образовательной сфере. Что нужно Москве от образовательной системы? Прежде всего – чтобы школы вкладывались в развитие города. А для этого необходимо, чтобы как можно большее число её жителей могли получить качественное образование. Только так они смогут развивать городскую экономику, культуру, социальную сферу. Дальше – школа должна сама вкладываться в консолидацию города и единство его жителей. К счастью, мы уже забыли про первоапрельские ночные костры у десятка школ Москвы, куда рвался весь город, а остальные на это спокойно смотрели. Сегодня от модели, когда школа отбирала себе учеников, мы постепенно переходим к модели, когда семья имеет возможность выбрать себе школу, и выбор этот огромен. Но наша задача на будущее, чтобы родителям не нужно было, глядя на школу под окнами, искать себе какую-то другую. Чтобы семья могла все, что нужно – найти рядом».
Результаты – налицо!
«Ночные костры» ушли в прошлое. Что же пришло взамен? Действительно ли образовательные возможности «приблизились» к их непосредственному адресату – ученику. Уже несколько лет Департамент образования города Москвы пытается решить задачи, которые поставлены мегаполисом. За это время ученики средней школы успели сдать ЕГЭ, а младшеклассники – готовятся к этому. Такая длительная работа должна принести уже какие-то результаты. Вот что о них говорит Исаак Калина: «У сверхоткрытости московской системы образования есть небольшие неудобства. В основном они состоят в том, что, приходя в какую-нибудь аудиторию, и будучи обязанным выступать, ты ничего нового сказать уже не можешь, потому что уже все открыто, доступно, известно. Те, кто приехал из регионов в Московскую общественную палату (ОП) и в Московскую городскую думу, они приехали общаться. А руководитель городской системы образования, приходя в городскую думу, в городскую ОП даже по очень дружественному приглашению, все равно чувствует себя пришедшим отчитываться. Конечно же, отчитываться лучше всего результатами. Многие годы результаты школы нужны были преимущественно для начальства. Однако последние полтора года директора столичных школ перестали приглашать меня к себе, утверждая, что мне там понравится. В конце концов, почему нравится должно мне, а не жителю микрорайона, в котором находится школа? Но цель понравиться начальству важнее, чем задача – быть полезным для жителей района. Вот так и получалось, что раньше не делалось ничего, чтобы удовлетворить потребности жителей Москвы. В результате школы не достигают заявленных результатов, не туда направляют ресурсы… И в итоге – теряют учащихся, теряют финансирование. А, если мы будем поощрять успешность школьника в глазах родителей, последним захочется непременно поделиться этим успехом с окружающими. И они будут говорить им о победе ребенка, о победе школы, формируя её положительный имидж. Давайте же говорить наших победах. Это, прежде всего, данные ЕГЭ московских школьников. Уже второй год в рейтинге учитываются также и результаты школьников, набравших 160 баллов. Мы уверены: важны не только очень высокие результаты, а и нормальные тоже. Тем более, что наш рейтинг устроен так, что каждый школьник может своей школе принести баллы, и ни один не может снизить балл. Важны и результаты побед в олимпиадах – их выражает в концентрированном виде специальная таблица. Позволю себе единственный комментарий: для меня здесь дороже всего не первая, не вторая и даже не третья строчка, а четвертая. Которая говорит о том, что победители и призеры всероссийской олимпиады сегодня учатся не в двух десятках школ, а в 214 школах Москвы – это третья часть от всего имеющегося в столице числа. То есть в каждой школе талантливый ребенок смог найти для себя учителя. Этот, явно позитивный и впечатляющий перелом произошел на рубеже 2013–2014 годов, после того, как московские школы завершили организационные процессы и стали крупными учебными комплексами, с педагогическими коллективами, которые смогли повлиять на результаты учеников. Хочу отметить, что высокое место в рейтинге и уважение в обществе школа может завоевать не только академическими результатами, но и участием в жизни города. У нас прошла замечательная олимпиада «Музеи, парки и усадьбы Москвы», олимпиада «Не прервется связь поколений», и за что мы очень благодарны университетам Москвы, это конечно, замечательные «Университетские субботы», без которых уже трудно сегодня представить жизнь московского школьника. И благодаря нашим замечательным колледжам стали очень популярны такие методы обучения, как, например, «Профессиональная среда». Это, конечно, не совсем среда, поскольку проходит тоже в субботу».
Что показывает рейтинг?
Не один и не два раза руководитель Департамента образования г.Москвы повторяет в своей речи это слово – «рейтинг». Идея школьных рейтингов за время своего существования нашла в массовом сознании своих сторонников, а также своих противников. Однако рейтинг рейтингу рознь. Исаак Калина рассказал, чем московские рейтинги отличаются от тех, которые составляются «по среднему баллу». И насколько они способствуют мотивации и социализации учащихся.
«С 2013 года федеральный уровень проводит рейтингование школ РФ. Условия проведения рейтинга все время меняются так, чтобы не допустить доминирования крупных московских школ. Но каким бы циркулем и линейкой не мерили, все равно присутствие московских школ в топе рейтингов продолжает расти. Несмотря на то, что мы исключили результаты ЕГЭ 11-классников, сделали понижающий коэффициент на размер школы, в этом году 150 московских школ вошло в число лучших 500 школ России. Я уже упоминал о рейтинге, я еще раз хочу отметить особенность московского рейтинга: никакой ученик, даже самый слабый, никак не может снизить показатели школы. Но каждый может эти показатели повысить. Например, есть показатели эффективности работы школ по профилактике правонарушений. И если ребенок, стоящий на учёте в органах внутренних дел, за весь учебный год не совершил больше никакого правонарушения, то школа получает за него баллов в 100 раз больше, чем за «обычного» ученика. И поэтому сегодня те колледжи, которые собирают себе этих детей и с ними целенаправленно работают, сегодня тоже поднялись в рейтинге за счёт того, что они спасли от правонарушений огромное количество школьников, которые, к сожалению, когда-то эти правонарушения начинали совершать.
Кстати, большинство колледжей сегодня ведёт прием по конкурсу, потому что желающих учиться стало намного больше. И качественно – контингент существенно изменился. Возможно и потому, что после колледжа гораздо легче в Москве получить очень хорошо оплачиваемую работу. При этом для нас очень важно, что и ребята с проблемами здоровья, тоже имеют возможность показать свои профессиональные умения, навыки. В этом и есть ключевое отличие московского рейтинга от всех, где начинают считать средний балл. Ведь, этот средний балл, легче всего повысить, уменьшив знаменатель, то есть отторгнув кого-то из слабых детей. Наши школы занимают лучшие места не только в российских, но и в международных рейтингах. Так, все школы Москвы, где есть 9-е классы, прошли международное исследование PISA. Я никогда не скрывал свое очень индифферентное отношение к результатам PISA. Считаю, что у каждой страны есть свои цели и задачи в глобальном мире, а значит есть своя система образования, ориентированная на эти ценности, цели и задачи. И мы ни в коем случае не должны подстраивать свою систему под чужую. Однако, почему бы при этом не попробовать сыграть в их футбол, и хорошо сыграть? Наши 9-классники очень успешно выступили. Особенно важно для нас то, что исчез разрыв между школами-лидерами и массовыми учебными заведениями. Результаты 300 школ, в которых обучается 63% московских школьников, почти не отстают от результата первой сотни. А он, этот результат, на уровне самых лучших мировых систем, согласно исследованию PISA. То есть все школы столицы спокойно вписываются в десятку мировых систем образования. И я горжусь, что качественное образование дается в Москве в независимости от социально-экономического статуса школьников. Ведь, если в самом раннем возрасте разделять детей на «талантливых» и «не слишком», то это может повлечь опасные последствия. Отстающие не поверят в справедливость и будут обвинять в своих неуспехах кого угодно, только не себя. Обида может привести к озлобленности на весь мир. И директор, как проводник образовательной политики государства, должен дать понять всем ученикам: шансы выйти в лидеры есть у каждого, кто будет трудиться, стараться, творить. И главное для школьных коллективов, это не просто выращивать лидеров, но и сделать так, чтобы остальные понимали и признавали их».
Знающие и умелые
Современное качественное образование – это не только теория, но и практика. Настоящий лидер не может не быть грамотным профессионалом. В настоящее время в образовательном мире России все профессионалы решают задачу перехода от модели школ «ученик знающий» к модели «ученик знающий и умеющий». Исаак Калина разъяснил, с помощью каких средств планируются осуществлять этот переход.
«Сегодня часто так бывает – наши выпускники, сдав ЕГЭ и поступив в вуз, выясняют, что не могут учиться по-современному, что они вообще мало чего умеют, и уж тем более руками. Поэтому сегодня мы стараемся объединить все возможности всех городских образовательных учреждений, чтобы предотвратить такую ситуацию. Чтобы дать нашим выпускникам навыки и умения для жизни, для новой учебы, для профессии, которую он себе выбирает. Одна из задач, которую мы поставили – это образование в условиях техносферы будущего. Другая задача – развитие профильного образования до уровня предпрофессионального. У нас сегодня в 11 московских вузах есть предуниверсарий. Дело не в том, что там преподают преподаватели вузов, а в том, что там другая программа, которая сочетает в себе и знания, и умения, необходимые для выбора будущей профессии. А год назад мы запустили городской проект «Предпрофессиональные классы». Уже работают медицинские, инженерные, кадетские классы. Готовятся и скоро будут открыты научно-технологические классы. Эти классы – именно предпрофессиональные, потому что по сути дела их учредителями является обязательно и профильный вуз, и профильное предприятие. Скажем, медицинские классы имеют в себе еще одного партнера, это ведущие клиники Москвы.
Естественно, что изменение таких технологий жизни школы требует и обновления управленческих команд для решения новых задач. Понятно, что большая степень свободы всегда влечет за собой огромную степень ответственности. И сегодня наши московские директора принимают всю эту ответственность. И наша задача – помогать нашим коллегам ее нести».
Если бы директором был я?
Как именно Департамент образования города Москвы готов помогать директорам нести ответственность и каков он – основной принцип формирования директорской кузницы кадров? Исаак Калина уверен, что новая система аттестации поможет получить «на выходе» тех директоров, которые нужны обновленному столичному образованию.
«Сегодня управленческие команды школ обладают большими возможностями. Для того, чтобы их использовать, им нужны большие знания и умения. Этот вызов готова принять далеко не каждая школа, поэтому так важна постоянная и системная работа по подготовке молодых кадров, повышению их квалификации. Сегодня средний возраст педагогов Москвы – 44 года. Данные ДОгМ свидетельствуют о том, что число молодых директоров школ увеличивается. Сегодня в Москве – около 60 директоров, возраст которых не превышает 35 лет. Раньше говорили: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Сегодня молодость успевает узнать всё, что нужно, гораздо раньше, чем это было в прошлом веке. Но молодость – это понятие относительное. И 30-летний директор может быть по духу уже стариком, и в шестьдесят лет можно стремиться осваивать передовые технологии. Директору не обязательно быть молодым, ему нужно быть современным. А это сегодня означает – быть хорошим хозяином. Уметь распоряжаться деньгами, управлять так, чтобы не отставать от окружающих. И – общаться с окружающими.
Если бы я стал директором сегодня, я бы пытался меньше волноваться, меньше горячиться. На самом деле, держать паузу – одно из величайших умений, директору оно необходимо. Ему требуется железная выдержка. Когда в Москве, в преддверии одной из аттестаций, провели опрос среди учителей, они горячность директора отнесли к разряду отрицательных качеств. От директора не требуется разбираться абсолютно во всем – главное для него, найти себе таких помощников, каждый из которых был бы лучшим в своей области. Завуч, лучше которого нет, завхоз, хозяйству которого другие завидуют. Дело директора – подбирать кадры и руководить, а не заниматься всем сразу. И не зависеть от руководства образованием. Я должен был сказать, что мы сами постепенно из своих рук выпустили все рычаги манипулирования школьной администрацией. При этом рычаги управления остаются всегда, никто надзор и контроль не отменял. Однако финансирование формульное, просить ничего не надо, аттестацию проходят так, что я не могу никому ничем помочь, тестирование машинное, аттестационная комиссия, заседание транслируется в открытом режиме в Интернете, голосование электронное – тайное и индивидуальное. И я никогда не знаю, какой будет результат голосования за Иванова, Петрова, Сидорова… Даже зарплата директора определяется строго по формуле. Я тоже не могу её ни уменьшить, ни увеличить. На сегодня у нас 100% руководителей аттестованы на соответствие занимаемой должности. Мы вспомнили, что замдиректора по функционалу обязан быть готовым в любой момент замещать директора. А в законе сказано, что руководитель образовательного учреждения может быть только тот, кто прошел соответствующую аттестацию. Поэтому мы поставили заместителям условие: раз вы готовы замещать директора, пройдите аттестацию на соответствие его должности. И сегодня 54% заместителей уже аттестованы. Сегодня директора перестали бояться, что у них заберут хорошего зама. И мы очень уважительно относимся к тем директорам, от кого у нас есть возможность забрать заместителя на директорскую должность в одной из школ Москвы. Кузнецов же всегда на Руси очень уважали, и мы тех директоров, которые куют кадры для системы города, тоже уважаем, ценим и поощряем. Никакого пакета, никаких документов на аттестацию никто не приносит. Никто в очереди не стоит, бумажек в окошко не сдает, все заявления оформляются в электронном виде 24 часа в сутки. Наши информационные системы позволяют мне знать всё и про всех. Поэтому перед аттестацией достаточно собрать информацию с информационных систем – и ни одной бумаги ни от какого директора нам не нужно, кроме заявления, что он хочет и дальше быть директором.
А, кто члены аттестационной комиссии? Это в основном директора школ – лидеры рейтинга, это представители профсоюзной организации, представители ДОгМ, и как можно больше представителей общественных организаций, учёных. Сейчас мы активно вводим в состав аттестационных комиссий представителей совета ветеранов педагогического труда. Знаете, это очень мощный инструмент для сохранения традиций: остальные за мобильность технологий в основном борются, а вот они нам помогают сохранять основные ценности образования. Запись с заседания аттестационной комиссии транслируется в Интернете, затем попадает в архив. То есть можно посмотреть, как прошла аттестационная комиссия сколько угодно лет назад. Недавно один из непрошедших аттестацию подал жалобу, инспекция по труду сначала решила пересмотреть дело. Я предложил: «Вы пересмотрите саму процедуру». Они посмотрели, позвонили, сказали: «Все, спасибо, аттестационная комиссия работала безукоризненно, у нас никаких претензий нет».
Ученики – как доходная часть
Финансы школы сегодня тоже не зависят от органов управления образованием. Они зависят – исключительно от школы, от учеников, которых она смогла собрать. Новый порядок финансирования школ – в последние годы достаточно частый предмет для обсуждения в профессиональной среде, а также в блогосфере и СМИ. Исаак Калина уверен в преимуществах этого порядка – и готов их объяснить: «Мы добились устранения неравенства финансирования школ. Главный переломный момент: мы теперь не финансируем школы, мы финансируем учеников. Один мой коллега, экономист, долго слушал про нашу модель финансирования, а потом говорит: «Правильно, у вас раньше ученик относился к расходной части бюджета школы, вы на него тратили, а теперь он у вас в доходной части бюджета, школа за него деньги получает». Вот эту формулу я и использую, и знаменитая песня «Каждый человек нам дорог» для школы имеет теперь буквальное значение. Больше всего меня расстроило в ноябре 2010 года, то, что существовал такой отдельный этаж – финансовое управление Департамента образования г. Москвы. Там люди не сидели в очереди, они стояли, потому что сидеть было уже негде. На мой вопрос: «А что вы здесь делаете?», мне объяснили, что нужно получить 1000 каких-то подписей, разрешений на смету, на что-то ещё. Так как я не люблю, когда много работы, мы от неё избавились – и от всего финансового управления следом. Мы просто стали четко финансировать учеников по формуле. Поэтому сколько денег получит школа, теперь может посчитать любой второклассник. И сегодня школы ничего не могут у нас выпросить, потому что нет способов, или уже, слава богу, и не хотят ничего просить. При этом новая система оплаты труда не может повлечь за собой финансовых потерь у педагогов. Фонд оплаты труда увеличивается ежеквартально. Если нагрузка неизменна – уровень зарплаты учителя точно не уменьшится. Зато мы можем стимулировать тех, кто делает школу привлекательной для родителей, соответственно, приводит новых учеников. Общество может на реальной основе управлять школой через механизмы финансирования и систему труда. Ведь распределение стимулирующей части не происходит без участия управляющего совета, в который входят и родители. Так мы видим, что у директора тоже появляется материальный стимул: его зарплата находится в прямой зависимости от средней заработной платы педагогического коллектива. Поэтому ему интересно не только чтобы росло число учеников, но, и чтобы увеличивалась заработная плата учителей. Так всегда бывает: любые изменения – это новые возможности. И надо ими воспользоваться. А, если директор не отвечает ни за зарплату своего педагога, ни за финансирование школы… Если он не может решать свободно – для управления остались лишь рычаги командно-административного характера. А, ведь, вы и сами знаете: ни одна система, главный рычаг которой – страх, не будет жить долго и успешно».
Реформа – это действие
Любая реформа – это действие. А оно, как известно, рождает противодействие. И может быть достаточно ожесточенным: ведь, чтобы что-то построить, зачастую требуется что-то разрушить. Таким образом, недостатки реформы видны сразу – разрушается привычное и устоявшееся. А вот, что касается достоинств, то они далеко не всегда очевидны, поскольку в первое время о них очень трудно судить: строить дольше, чем разрушать. И судить об эффективности реформ можно только по результатам. Некоторые из результатов, которые озвучил Исаак Калина, обнадеживают, другие – заставляют задуматься. Для того, чтобы правильно оценить третьи, нужно время. Время – это как раз то, что лучше всего помогает осознать эффективность той или иной реформы. Не зря, самый доказательный аргумент это – «будущее покажет». Но для того, чтобы это будущее настало – к нему нужно идти. Спотыкаясь, ошибаясь направлением, но идти. Будущее никогда не наступает для тех, кто стоит на месте.
Вернуться назад или поделиться