Неуважительная зарплата
Ни для кого не секрет, что большинству студентов, с их мизерной стипендией, всегда не хватает денег. Чтобы прокормиться, они вынуждены искать подработку – разгружать вагоны, работать в кафе, развозить пиццу... Об этой сложной поре - многие потом вспоминают с удовольствием, при одном условии, если вчерашний студент - не стал преподавателем вуза. Потому что поиск дополнительного заработка для преподавателей российских вузов, увы, постоянная вынужденная необходимость. И это обстоятельство не может не сказаться на качестве преподавания. Потом удивляемся, почему что-то пошло не так: запущенный с космодрома Восточный спутник не вышел на целевую орбиту. Это «что-то пошло не так» начинается с унизительных зарплат педагогов высшего образования. Как повысить качество преподавания в вузах России ? Ответ на этот вопрос прост – повысить уровень квалификации. Решая вопрос: как этого добиться, как мотивировать педагогов повышать свой профессиональный уровень - упираемся в финансовое стимулирование. Тема зарплат преподавателей вузов – одна из самых актуальных. Сегодня руководству вузов дано право самим устанавливать любую заработную плату для своих сотрудников с учётом их квалификации. Но это постулат рассчитан на честных ректоров. А где гарантия, что в руководстве российских вузов находятся люди исключительно порядочные, которые душой болеют за общее дело ? Пока мы слышим лишь об обратных примерах – когда ректоры выплачивают премию в первую очередь себе и своим родственникам, поэтому не редкость, что зарплата ректора вуза в 10, 20, а порой и в 100 (!) раз больше зарплаты преподавателя.
Общероссийский народный фронт в ноябре провел всероссийский опрос преподавателей вузов об уровне их зарплаты. Оказалось, что больше половины вузовских преподавателей считают свою зарплату достаточной лишь для покупки продуктов питания и оплаты коммунальных услуг и вынуждены искать дополнительные источники дохода, а каждый пятый педагог указывает на снижение зарплаты за последние пять лет работы в вузе при сохранении нагрузки.
Система «эффективного контракта» в ее нынешнем виде не обеспечивает защиту трудовых прав преподавателей вузов и нуждается в пересмотре, считают они. Эксперты Народного фронта провели всероссийский опрос преподавателей высших учебных заведений из 80 регионов России с целью выявить реальный уровень их заработной платы и нагрузку по разным видам педагогической деятельности. Задачей мониторинга было также составить картину отношения вузовской педагогической общественности к ходу реализации указа президента России, лидера ОНФ Владимира Путина о повышении к 2018 году средней заработной платы преподавателей вузов и научных сотрудников до 200% от средней зарплаты по региону. В опросе приняли участие более 500 преподавателей, работающих в 254 университетах и филиалах. Согласно ответам преподавателей, средняя заработная плата педагога вуза, занимающего одну ставку, в прошлом учебном году составила 26 550 рублей в месяц (тогда как средний доход от трудовой деятельности в РФ за январь-декабрь 2016 года составил 32 667 рублей). На уровень выплат влияет и размер ставки, и наличие ученой степени, и месторасположение вуза. Так, средняя зарплата респондентов, работающих на 1,5 ставки, составила 28 954 рубля, а средняя зарплата педагогов с ученой степенью — 29 227 рублей в месяц. В зависимости от региона, в котором располагается вуз, зарплата респондентов колеблется от 6 475 рублей (Ярославская область) до 60 000 — 65 000 рублей (г. Москва). При этом 60% опрошенных считают свою зарплату очень низкой или низкой, достаточной лишь для приобретения продуктов питания и оплаты коммунальных услуг, еще 35% — средней, достаточной для покупки не только продуктов, но и одежды. 18% респондентов отметили снижение заработной платы за последние пять лет работы в вузе при сохранении нагрузки. По-прежнему есть примеры полной или частичной невыплаты зарплаты преподавателям. Об этом сообщили 14% респондентов.
В этих условиях больше половины педагогов начинают заниматься параллельно с преподаванием другими видами деятельности в рамках вуза: 30% опрошенных сообщили, что ведут исследовательские проекты, работу по грантам, 20% — программы дополнительного образования, 11% преподают на курсах по подготовке к поступлению в вуз, 6% редактируют статьи и т.д. Только для 31% преподавателей это возможность заняться творческой, интересной работой, еще для 19% — возможность повысить качество преподавания. Основной же причиной, по которой педагоги занимаются в вузе дополнительно оплачиваемой работой, является низкий уровень оплаты труда на основном месте работы.
Эксперты ОНФ отмечают, что с целью оптимизации системы оплаты труда и повышения качества преподавания с 2012 года поэтапно вводится система эффективного контракта. Под таким контрактом понимается трудовой договор, в котором конкретизированы обязанности преподавателя, определены показатели и критерии оценки эффективности его работы для назначения стимулирующих выплат. При переходе на эффективный контракт педагог гарантированно получает только базовую часть оклада, а стимулирующие выплаты начисляются при соответствии его работы принятым в вузе показателям эффективности труда. Почти 60% преподавателей отрицательно относятся к введению эффективного контракта, отмечая, что он не оправдал ожиданий, а в некоторых случаях даже негативно сказался на их правах и зарплате. Преподаватели отмечают, что оплата труда по эффективному контракту непрозрачна, а также указывают на необходимость выполнять дополнительные обязанности за тот же оклад по должности, что и раньше.
«От качества вузовского преподавания зависит уровень базовой подготовки выпускника высшей школы в той или иной области, а значит, прогресс и конкурентоспособность страны в этих областях. Успеха здесь можно добиться только в том случае, если преподаватель сосредоточен на образовательной деятельности, а не на мыслях о том, как заработать побольше баллов для начисления зарплаты или чем заняться помимо основной работы, чтобы прокормить семью», — сказала член Центрального штаба Народного фронта, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Мониторинг также показал, что указ Президента РФ об увеличении зарплаты педагогов в вузах зачастую пытаются исполнять с использованием сомнительных бюрократических механизмов. Опрошенные сообщили, например, о таких приемах вузовского руководства, когда повышения оплаты происходят за счет непредсказуемых выплат премиальных, а не за счет повышения оклада, часть ставок профессорско-преподавательского состава переводится в почасовой фонд. Реальный рост благосостояния преподавателей высшей школы зачастую подменяется манипуляциями со статистикой, а эффективный контракт становится инструментом давления на педагогов и нарушения их трудовых прав, что отрицательно сказывается на учебном процесс. «Все это прямо противоречит смыслу и целям президентского указа. Необходимо обеспечить такой уровень базовой части заработной платы преподавателя, который позволял бы отрабатывать стимулирующую часть без запредельных усилий. В целом же следует выработать такие единые подходы и базовые требования к трудовым договорам преподавателей вузов, которые обеспечили бы прозрачное формирование достойной и стабильной оплаты их труда, а в конечном счете - высокое качество вузовского обучения», - заключила Любовь Духанина.
Вернуться назад или поделиться