«Школа будущего» - неужели всё в прошлом?
«Три четвёрки» - так в столичном районе «Измайлово» называли физико-математическую школу № 444 c момента открытия. А когда её открывали в 1952 году, то именовали «школой будущего». Именно в «трёх четвёрках» - впервые в России стали готовить профессиональных программистов. Ученики тех лет вспоминают, что в кабинете математики висел лозунг - «Математика учит не считать, а мыслить». И этот лозунг полностью оправдывался – думать учили. Подготовка по вузовским учебникам и задачникам велась так хорошо, что все выпускники поступали в престижные вузы – МГУ, МИФИ, «Бауманку», МФТИ и другие. Школа считалась одной из самых сильных в Москве. И была таковой до недавнего времени.
«ШКОЛА УЖЕ НЕ ТА, ЧТО РАНЬШЕ…»
С 2011 года на родительских форумах в социальных сетях начали звенеть тревожные звоночки. Затем наступил 2013 год, который многие помнят, как год образовательных реформ. Тот самый год, когда глава Департамента образования города Москвы Исаак Калина так охарактеризовал процесс «укрупнения школ»: «... Неважно какой огурец попадёт в хороший рассол - маленький, большой, свежий, малосольный – происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами».
В школе № 444 очень опасались новых веяний, увольнения профильных учителей, выборов директора. Их вполне устраивала прежний директор Крючкова Инна Ивановна, которая провела на своем посту несколько десятков лет. Один из родителей достаточно красочно описывал предстоящий процесс: «Думаю, что выхода нет - поставят, кого назначит Департамент образования, и школе придёт ХАНА». И вот 11 декабря 2013 года состоялся Совет по подготовке решения о назначении на должность руководителей государственных образовательных организаций, реализующих программы общего образования. На выборы не прошли учитель математики Ольга Шадрикова, которую рекомендовала директор Инна Крючкова, учитель физики Марина Пашедко. Зато была согласована кандидатура Павла Северинца - молодого заместителя директора школы из совсем другого района. Один информированный родитель утверждал, что «Шадрикову и Пашедко не утвердили потому, что надо было открыть дорогу тем, кто воплотит в жизнь идеи руководства ДОгМ о реорганизации школы. В их планах: оставить от школы только название (номер), который знает вся Москва, слить под него несколько школ, убрать начальное звено вообще, сделать конкурсный набор в 5 класс. И штамповать математиков-физиков в промышленных масштабах…».
ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ГОДА, ЗДЕСЬ БУДЕТ …
Впрочем, в те годы многие родители сочувственно отзывались о новом директоре: «Молодой, трудно ему будет». Через четыре года всем стало ясно: трудно действительно стало, но не директору школы.
Кто же он такой – Павел Северинец ? Как он «воплощает в жизнь» идеи реорганизации ? По информации СМИ - это руководитель школы, вошедший по итогам 2016 года в пятерку лучших в Москве. Уточняем, в пятерку лучших…блогеров. Павел Северинец успевает вести странички в таких соцсетях, как «Фейсбук», «ВКонтакте», «Инстаграмм», выкладывая посты практически каждый день. Даже находясь на даче, он не забывает публиковать новости. В этом Северинец действительно преуспел. Каждый свой чих он обязательно выкладывает. Живёт по распорядку: чихнул - выложил - прокомментировал. А ещё Павел Александрович – член правления и заместитель председателя Молодёжной ассоциации руководителей образовательных организаций, которую возглавляет Илья Бронштейн - ещё один «прогрессивный» директор школы. Вот только в самой школе №444 Северинцем не совсем довольны. Точнее – совсем недовольны. Вот что пишут о нём на интернет-форумах:
«Всё, приехали ! Нет больше самой сильной в округе школы с техническим образованием и одной из самых сильных в городе. Ходят слухи, что направление новый директор держит крепко на "разделяй и властвуй" — кучу всяких специализаций вместо технической навыдумывал. Экономику какую-то, гуманитарные классы, чуть ли не медицину. Смех, да и только»…
«Дешевый пиарщик, хам и быдло. Учился в коррекционном классе. Хотел поступать в пищевой техникум. Жаль, что передумал - там ему и место. Безграмотный. С завышенным самомнением. Ни о чем - и как директор, и как человек, и как учитель. Раньше директора этой школы были личностями с большой буквы. А этот – просто назначенец, марионетка в чужих руках».
И подобных отзывов неравнодушных родителей множество. Вот ещё одно: «Школа медленно, но верно разваливается. Сейчас её возглавляет невоспитанный молодой директор, эдакий менеджер от образования. С родителями на собраниях общается по-пацански: в форме наезда или угроз. Большая нехватка хороших преподавателей по математике. Сильные специалисты сюда не идут или их не берут… До сих пор не решен вопрос со столовой в новом здании. Администрация свято верит, что ребятам не составляет никакого труда за 20 минут одеться, перейти дорогу, раздеться, отстоять очередь в столовую, спокойно поесть, а потом повторить всю эту процедуру. Зато в соцсетях школы сплошная показуха. Если так дела пойдут и дальше, то школа еще немного продержится на былой славе и заслугах опытных учителей со стажем, а потом станет обычной среднестатистической школой с красивой вывеской». Грустно, когда оправдываются подобные прогнозы.
ШКОЛА - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ…ЗАВТРА?
Что сегодня волнует неравнодушных родителей и педагогов некогда знаменитой школы ? Все тоже – аварийное состояние корпуса для старшеклассников (бывшего колледжа МИФИ), антисанитария в туалетах, ветхие рамы… Вторая лестница колледжа открывается только при проверке и учебной тревоге, а в случае реальной тревоги этот корпус может превратиться в братскую могилу.
Разруха не только в клозетах, но и в кадрах. Впервые в своей истории, школа испытывает катастрофические проблемы с хорошими учителями математики и не только ! При выборе учителей администрация ориентируется далеко не на профессиональные качества. Так недавно из школы ушли молодые талантливые преподаватели математики и истории, чьи классы показывали хорошую успеваемость. Сделано было это против воли родителей, других учителей и учеников. В защиту учителя истории родителями его класса было отправлено заявление в столичный Департамент, которое осталось без внимания со стороны руководства ДОгМ.
Грубо нарушается коллективный Договор, согласно которому учителя должны быть оповещены о своей нагрузке до 1 июня, а на деле узнают свою нагрузку только 31 августа ! Мало того, что это нарушение законодательства, так еще и приводит к негативным и практически неустранимым в условиях кадрового голода последствиям. Так, до последнего, не зная своей нагрузки, были вынуждены уволиться практически все учителя средних классов присоединенной в 2017 году школы № 1483. Согласно трудовому законодательству, если организация не может обеспечить трудовую занятость сотрудника, она обязана начать стандартную процедуру сокращений. По факту учителей «вынуждают» уходить по собственному желанию накануне начала учебного года, когда найти новую работу проблематично. Стимулирующие выплаты распределяются с нарушениями. Последний раз они были распределены без созыва Экспертного совета. В частности, не были приглашены председатель профкома и родители учащихся - члены Управляющего совета. ( Кстати, председателем УС этой школы является заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович. Сомневаемся, что директор Павел Северинец информирует его о сложившейся в школе нездоровой обстановке, о которой нам рассказали родители. Прим.редакции).
Два года назад в школе была введена так называемая стратовая система (распределение учеников по группам в зависимости от уровня знаний). Ближайшая соратница директора школы Лидия Валерьевна Павлова на всех собраниях уверяла родителей, что стратовая система направлена на индивидуализацию математического образования и позволяет адаптировать программу под уровень каждого обучающегося. В СМИ ей вторил Северинец, но на практике все оказалось совсем по-другому. Например, в 3 страте 8 классов с начала учебного года отсутствует преподаватель математики. Администрация вроде бы нашла одного молодого педагога, но тот при учениках на уроках глотал «Фенозепам», а однажды в ярости на глазах детей сжал кактус. Правда, педагогическими талантами он не удивлял, да и хватило его совсем ненадолго. Этот учитель исчез из школы также неожиданно, как и появился.
3 и 4 страту объединили – так, что в совокупности численность обеих страт составила 41 человек в одном классе. Мало того, что это не соответствует нормам СанПина, так ещё дети вынуждены во время перемены быстрее занимать место в классе или носить стулья из соседних – иначе придётся сидеть на лавке. По утверждениям родителей, домашние задания по алгебре и геометрии с начала учебного года почти не проверяются, оценки не выставляются. Родители и учителя несколько раз подходили к Северинцу П.А. и Павловой Л.В. с этой проблемой, но тщетно ! «Кто хочет научиться математике, научится ей при любых обстоятельствах», - сообщил директор. А еще пригрозил расправами, если кто-то вздумает жаловаться.
Неуловимый молодой математик, о котором речь шла выше, должен был вести 5 класс. Дети прошли многоступенчатный сложный отбор. Им был обещан сильный учитель. Но после второго исчезновения молодого математика завуч Павлова поставила на этот класс студента, который проработал месяц, а потом уволился. Теперь лучшее, что может предложить школа мотивированным отобранным детям 5 класса - это пожилая учительница начальной школы. Неудивительно, что с каждым годом количество жалоб растет в геометрической прогрессии. Но все конфликтные ситуации решаются кулуарно - лично П.Северинцем и Л.Павловой, поэтому некоторые обращения не доходят до ДОгМ, обеспечивая директору школы хорошую репутацию. Так замялось несколько скандалов с травлей учеников отдельными учителями. Многие успешные ученики перешли в другие школы. В разговорах с родителями директор бравирует своими связями с чиновниками ДОгМ: «Жалуйтесь, куда хотите - всё придёт ко мне. И решать буду Я !». Недавно группой активистов от школы было составлено заявление, которое в конце ноября было отправлено в разные инстанции: Прокуратуру, Администрацию Президента РФ, Министерство образования и науки, Департамент образования города Москвы с просьбой провести тщательное и объективное расследование. От Департамента образования так и не пришло подтверждение. Вот что рассказали журналистам родители: « …На сайте ДОгМ не смогли найти информацию о регистрации нашего обращения - смотрели и по школе, и по округу, и по фамилии заявителя. Зато через два дня, по указанному в заявлении телефону, раздался звонок от директора Павла Северинца, а затем пришло письмо с приглашением на личную встречу, где он предлагал «обсудить факты, изложенные в обращении, дать комментарии и предоставить материалы» и угрожал преследованием». Получается, что родители никак не защищены ! Как можно жаловаться и искать справедливость у чиновников, если государственное учреждение сливает информацию человеку, на которого жалуются, включая все контактные данные заявителя. Это не только грубейшее нарушение закона, это и есть само беззаконие. Естественно, администрация школы успела подготовиться к проверкам. За выходные в туалетах появилась новая плитка, новые дверцы в туалетных кабинках и даже мыло ! Только что мешало это сделать администрации школы в течении трёх лет – остаётся загадкой. И куда вообще были потрачены деньги, выделенные на ремонт ? Подчищаются и другие огрехи, поэтому рассчитывать на справедливое и объективное расследование инициативной группе уже не приходится. Непонятно пока, как директор будет решать вопрос с ветхими оконными рамами и отсутствием столовой. Подростки, лишенные полноценной столовой, ходят голодные: в платном буфете нет возможности даже подогреть пищу. Двух микроволновок, полученных с боем у администрации школы после многократных обращений родителей, не хватает. А бегать за льготным питанием через дорогу в другой корпус – не успевают. Родители жалуются, что дети начали болеть на фоне отсутствия возможности нормального приема пищи, питьевого режима, соблюдения норм влажности воздуха и проветривания в классных кабинетах. Директора Северинца всё это не волнует, его кабинет расположен в другом - историческом здании. И в платном буфете он не питается.
…Разумеется, что найдутся те, кто скажет - у директора много дел помимо столовой: писать посты в соцсетях, посещать престижные заграничные мастер-классы и стажировки вместе с избранной «свитой» педагогов ! Но есть ещё в нашей стране те, кто реально переживает за происходящие в школе - необратимые разрушительные процессы. «Три четверки» покидают лучшие ученики, а талантливые молодые преподаватели не задерживаются в школе под руководством такого директора. Уникальная система наставничества, передача знаний и навыков преподавания математики от старшего поколения младшему, практически ПОЛНОСТЬЮ УНИЧТОЖЕНА. А что же завтра ? К сожалению, непонятно, есть ли будущее у «школы будущего». Или лозунг - «Математика учит не считать, а мыслить» - безнадежно устарел, и хорошие математики нашей стране больше не нужны?
Вернуться назад или поделиться