Людмила Бокова: «Важно, чтобы педагоги, родители, чиновники от образования серьёзно задумались о дошкольной ступени образования»
Может ли учитель быть чиновником? Или он, как подвижник прошлого, должен всячески дистанцироваться от власти? Этот вопрос вызывал множество дискуссий на протяжении двух минувших столетий – девятнадцатого, двадцатого... Новое тысячелетие только добавило остроты в дискуссию. В наше время кто-то, по-прежнему, борется за то, чтобы не иметь ничего общего с государством, а кто-то – за право педагога быть государственником.
Людмила Николаевна Бокова – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. До того, как занять этот пост, она работала учителем истории, одной из тех дисциплин, которые призваны воспитывать гражданское сознание подрастающей личности. Именно Людмилу Николаевну мы спросили о том, как в одном человеке может уживаться чиновник и гражданин, может ли информация быть вредной и что это такое – настоящая свобода.
– Людмила Николаевна, расскажите, пожалуйста, как к Вам пришло решение – идти во власть? Кто оказал влияние и каким образом?
– У меня никогда в жизни не было амбиций стать публичным политиком. Поэтому всё то, что со мной произошло – самый крутой поворот в моей биографии. А начался он с того, что я поддержала инициативы Президента РФ Владимира Владимировича Путина и вступила в Общероссийский народный фронт. Многое изменилось, особенно после общения с коллегами из других районов, с чиновниками и общественниками. Город Балашов, где я работала историком в гимназии № 1, да и всю Саратовскую область увидела совсем с другого ракурса. Жизнь страны, города, семьи – все это мне совсем небезразлично. Считаю, что статус сенатора – это не только доверие, но и большая ответственность.
– Сейчас Вам много приходится заниматься законотворчеством. Расскажите, о наиболее приоритетных задачах…
– Россия проводит глубокие реформы федеративных отношений, социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Идёт и реформа сферы ЖКХ. Комитет призван решать вопросы, в том числе, законодательного обеспечения этих реформ. Кроме того, каждый член Совета Федерации обязан регулярно совершать поездки в «свой» регион, участвовать в заседаниях СФ, в том числе и выездных.
– В сферу Вашей ответственности входит и формирование информационной политики государства. В связи с этим вопрос о том, что сегодня общество обеспокоено принятием антитеррористического «пакета Яровой», а также дискуссиями о необходимости ограничения свободы сетевого общения. Ваше мнение: обосновано ли это беспокойство?
– Мы знаем, что время сейчас непростое. Террористы активно вербуют сторонников и распространяют свою разрушительную идеологию во всем мире, в том числе и на территории нашей страны. Эту пропаганду необходимо пресекать, ей нужно противодействовать.
Давайте вспомним Варвару Караулову – умную девушку, студентку одного из лучших российских вузов, которая, тем не менее, стала жертвой вербовщиков. Сегодня террористические организации применяют самые инновационные технологии для «промывки мозгов» и вовлечения в свои сферы влияния все новых и новых людей, в первую очередь молодёжь. Мы не можем оставлять это без внимания, мы обязаны разрабатывать методику противостояния этой деятельности, в том числе и техническими средствами.
Сегодня серьёзные споры вызывает предложение об увеличении сроков хранения содержания «передаваемой по сетям связи голосовой информации и текстовых сообщений» с шести месяцев до трех лет и значительно расширить объём информации, которую обязаны хранить организаторы распространения информации, например интернет-провайдеры, сотовые операторы и т.д. Эта логичная и закономерная инициатива вызывает в различных кругах озабоченность, которая затрагивает не только технические, но и политические аспекты. Повышение себестоимости услуг связи может привести к тому, что с российского рынка исчезнут многие операторы, что может вызвать дисбаланс в интернет-отрасти. А это повышение обусловлено тем, что операторам придётся хранить огромные объемы информации – через три года после того, как требования вступят в силу, этот объём будет насчитывать приблизительно 1,2 эксабайта, при этом общий объем трафика интернет-услуг подвижной связи составляет примерно 15,7 эксабайта.
Конечно, нельзя не упомянуть о политической стороне этого конфликта. Есть люди, которые видят в этих мерах ограничение их личной свободы. И тут мы должны разработать такой подход, который оставит частную жизнь человека в неприкосновенности и минимализирует любые попытки вмешательства в неё. Считаю, что весь комплекс мер, которые сегодня предлагаются, требуется вводить постепенно. Так, чтобы отрасль связи успела подготовиться к ним. А также для того, чтобы успеть найти ту грань между решением задач по безопасности общества и неприкосновенностью частной жизни человека.
– Вы определили для себя ту грань, где кончается государство и начинается свобода?
– У каждого – своя свобода, равно как и правда. Что касается меня, то я по сути своей – государственник. Сегодня от многих людей можно услышать: «Устали от свободы, от болтания из стороны в сторону»... Но чтобы не болтаться из стороны в сторону необходим внутренний стержень, без него очень трудно. Мы должны учиться быть свободными. Учиться и делать так, чтобы свобода не перешла в хаос. Ведь само понятие свободы декларирует очень жесткие рамки. Мы все помним эту максиму: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». В ней состоит истинное понимание свободных отношений в обществе. И я, честно говоря, не знаю, насколько сегодня люди, во весь голос стоящие «за свободу», знают, что это такое – свобода, как она укладывается в понятие государственности.
– Давайте еще поговорим о свободе в Интернете... Для некоторых, Интернет – это свобода. И его ограничение может сказаться на многих сферах жизни, в том числе и образовательной.
– С одной стороны, без Интернета трудно, поскольку мы уже привыкли к тому, что информацию можно искать быстро. Но вот относительно использования этой информации есть вопросы... Сначала нужно научить ребенка, например, как делать публичный доклад. Я своим ученикам всегда говорила: «Мне не важно, что вы сделали доклад на пятнадцать страниц, если вы их скачали из Сети. Пусть будет полстранички, но осмысленный текст. То, что действительно заденет за живое ваших слушателей. Если класс отвернулся, слушая ваш доклад, то для кого и зачем вы его готовили?»
Считаю, что школьников необходимо учить работать с любой информацией, в том числе и с той, которая находится в Глобальной сети. Это прекрасный и динамичный ресурс. Но при этом я сторонница установки интернет-фильтров в школе и закрытия доступа на определенные порталы.
– Сегодня введение электронных дневников вызвало множество дискуссий. Как Вы относитесь к такому способу контроля успеваемости?
– Это очень интересный способ, но он ни в коем случае не должен быть единственным. Некоторые продвинутые ученики легко вскрывают электронные базы... Родители сегодня много времени проводят на работе, чтобы обеспечить финансовое благополучие семьи. Для них просмотр электронного дневника непосредственно на рабочем месте – единственная возможность контролировать учёбу ребёнка. Но я, все-таки, за то, чтобы родители приходили в школу «оффлайн» и общались с классным руководителем, с другими родителями.
– Продолжая тему Интернет-образования, хотели узнать Ваше мнение о дистанционном обучении.
– Полагаю, что дистанционное образование может стать хорошим способом образовательной компенсации. Современное обучение берёт направление на качество, значит, нужно создать все условия для качественного образования. Мы понимаем, что не везде эти условия реально можно создать: кадры и ресурсы не размещены равномерно, поэтому дистанционные технологии могут компенсировать некоторые «лакуны» в образовании. Они могут эффективно работать, например для малокомплектных школ, стать выходом в случае нехватки определенного специалиста. Это может стать прекрасной образовательной возможностью для детей с ограниченными возможностями. Так что дистанционное обучение полезно и эффективно – когда ему нет альтернативы.
– Вы упомянули о детях с ограниченными возможностями. Считаете ли инклюзивное образование единственным выходом для обучения таких детей?
– Инклюзивное образование – выход далеко не для каждого ребенка с ограниченными возможностями. Не все готовы сразу выйти в общее образовательное пространство. Иногда в СМИ читаешь, что инклюзивное образование – это когда дети с ограниченными возможностями в обязательном порядке учатся в общеобразовательной школе. На самом деле это не так. Для таких учеников разработаны разные образовательные возможности, все зависит от степени готовности родителей и самого ученика к тому, чтобы влиться в образовательный процесс. Данная тема затрагивалась на «круглом столе» в Курске, проходившем на базе Курского университета. Там готовят педагогов инклюзивного образования, дефектологов, то есть тех специалистов, которые действительно необходимы и они плотно занимаются этой темой. В «круглом столе» приняли участие и педагоги, и родители, и ребята с ограниченными возможностями. Мне запомнился потрясающий юноша – ученик 11 класса. У него ДЦП и он поставил себе планку поступить в университет, причем на юридический факультет. Этот человек вполне интегрирован и социализирован, но бывают другие случаи, когда ребенок по какой-то причине не может интегрироваться. В таком случае надо выбирать домашнюю или дистанционную форму обучения.
– Последние 15 лет система среднего общего образования проходит через «девятый вал реформ». Однако все больше увеличивается количество сторонников мнения, что советское общешкольное образование было более фундаментальным. Согласны ли Вы с этим?
– Одновременно, могу и согласиться с этой точкой зрения, и опровергнуть её. Сегодня я наблюдаю очень талантливых детей, с удивительным багажом знаний, широчайшим кругозором... Они много читают, видят, умеют анализировать, формулировать свои мысли без страха. В советское время просто не было сегодняшних возможностей для образования. С другой – я вижу ошибки и упущенные возможности. Полагаю, что в ходе модернизации образования забыли о том, о чем нельзя забывать – о воспитательном компоненте. Нужно в ходе обучения структурировать нравственную концепцию: к чему, зачем и почему я, как учитель, говорю то-то и то-то. И именно на неё я буду опираться, разбирая со школьниками исторические события и находя для них параллели, или, наоборот, противопоставляя прошлое и настоящее. Такая система непременно даст свои плоды. Часто вспоминаю слова Н.М. Карамзина, сказанные о времени правления Екатерины II, но не потерявших своей актуальности: «Сыновья бояр наших рассыпались по чужим землям тратить деньги и время для приобретения французской или английской наружности. У нас были Академия, высшие училища, народные школы, умные министры, приятные светские люди, герои, прекрасное войско, знаменитый флот и великая монархия – не было хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни».
– Какое направление в образовании сегодня требует особого внимания?
– Важно, чтобы педагоги, родители, чиновники от образования серьёзно задумались о дошкольной ступени образования. И соответственно добились того, чтобы год дошкольного уровня был именно обучающим. Потому что и психологи, и другие специалисты по работе с дошколятами говорят о том, что многое закладывается в детстве: моторика, организованность, коммуникабельность… Сегодня очень важно поднять на серьёзный уровень дошколку и сделать её частью образовательного процесса, причём – бесплатной для родителей. Считаю, что очень многое может изменить всего один дополнительный, но очень важный на начальном этапе год обучения. Ведь именно в этот период закладывается всё самое главное. И потом, в начальной школе, будет заметно проще работать с этими ребятами.
– Мы знаем, что Вы получаете юридическое образование. Один серьёзный этап – бакалавриат – пройден, теперь второй этап – магистратура. Чтобы сказали по поводу юридичес-кого образования, наколько востребованы специалисты этого профиля?
– Это хорошее на самом деле образование, интересное. Уже в школе мне нужны были дополнительные знания по юриспруденции, так как я преподавала такой предмет как «Право». А сейчас, в моей законотворческой деятельности, юридическое образование – это необходимость, чтобы качественно выполнять свою работу. Что касается востребованности юристов, то приведу такой пример. У нас в Саратове совсем недавно запустили проект под названием «Народный вопрос». К его реализации подключили преподавателей и студентов Юридической академии, которые бесплатно оказывают правовую поддержку населению. Человеку, далекому от юриспруденции, невозможно самостоятельно изучить всю необходимую правовую базу по конкретному вопросу, с учётом всех нюансов, и правильно её применить. Тематика вопросов может относиться к различным отраслям права: налоговое, трудовое, гражданское, административное, семейное, жилищное, банковское право... Поэтому лучшим выходом является обращение к специалисту в юридической сфере. Студентам Юракадемии эту работу соответственно засчитывают в качестве практики. Сейчас к нашему проекту «Народный вопрос» в качестве волонтёров присоединяются квалифицированные специалисты – адвокаты, юристы. Мы этому желанию помочь людям только рады. Чтобы наша юридическая помощь была доступна большому количеству людей – открыли Интернет-площадки «Народного вопроса» в библиотеках города, куда может прийти и задать вопрос любой житель Саратова.
– Образование через всю жизнь, наверное, придерживаетесь этого принципа?
– Вообще этот подход считаю правильным. И хорошо, что к нему стремятся многие. Сегодня это действительно необходимо.
– Не так давно Президент РФ выразил обеспокоенность по поводу деятельности в России иностранных организаций, которые отбирают в школах талантливых учеников, а затем, под видом поддержки талантливой молодёжи, вывозят их из страны…
– Конечно, от этого нужно ограждать себя, нужны системы поиска и учёта талантливых детей в школьном возрасте. Мы порой не знаем, что у нас где-нибудь на Камчатке одаренный ребенок растет. А о нём нужно не только знать, ему нужно помогать развивать талант. Если он почувствует внимание и заботу, то, скорее всего, останется учиться и работать в России.
Думаю, что информационная система учёта контингента учащихся, которую сегодня создает Минобразования РФ, в том числе будет способствовать учёту достижений юных талантов. Нам нужны свои фонды, которые будут поддерживать талантливых детей. Я побывала на одном из конкурсов детского изобретательства и была приятно удивлена достижениям двух сестёр из города Чебоксары. Они изобрели прибор, который измеряет вес …птичьего пера. Это наши девочки ! Конечно, хотелось бы, чтобы они остались в России и были здесь востребованы. У меня есть идея – создать систему патентования детских изобретений. Именно детских, их у нас огромное количество. Это будущие инженеры и изобретатели, которые будут создавать технологический прогресс в нашей стране. Сейчас курирую процесс регистрации фонда, который будет непосредственно направлен на поддержку в различных сферах талантливых ребятишек из Саратова. Мы постараемся создать творческую среду, в которой они действительно смогли бы себя воплотить и реализовать. Считаю, что фонды поддержки талантливой молодёжи должны быть созданы во всех субъектах РФ.
– Воспитание было одним из главных приоритетов в образовании прошлого века. А в двадцать первом столетии приоритет – это социализация…
– Воспитание без социализации невозможно, эти два процесса должны идти рука об руку. С одной стороны школа объясняет, какие социальные, политические и духовные процессы происходят в обществе, с другой – учит, как относится к этим процессам, как вести себя, попав в ту или иную ситуацию. Например, мы говорим, что у нас многонациональное и многоконфессиональное государство, поэтому необходимо толерантное поведение. Или мы утверждаем, что у нас правовое государство, и надо уметь пользоваться своими правами. Но прежде, чем этому научиться, эти права надо понять. Также мы преподаем историю – сначала определяем, кто является двигателем того или иного исторического процесса, как отдельная личность может иногда изменить ход истории… Ведь все, что происходит в мире, случается из-за стечения самых разных обстоятельств. И сложение различных сил в одной точке, в одной личности может изменить ход истории. Именно поэтому так важно знать своё прошлое, чтобы научиться определять эти точки.
– Да, такие вещи просто так не скачаешь из Интернета. Скажите, а если объявить конкурс работ на тему – «Человечество и человечность», справятся ли с этим современные старшеклассники»? Или это тоже были бы сочинения из «общих мест»?
– Мне кажется они смогли бы высказать свое уникальное и своеобразное мнение. И нам было бы очень интересно и полезно к нему прислушаться. Сегодня мы с пафосом говорим о том, как это важно – быть личностью. Да и роль личности в истории – тема старая, как мир. Но я всегда говорю ученикам: чтобы стать личностью, надо сначала быть человеком. Только человек, то есть представитель рода, гордящийся своим окружением и своей страной, может нести в себе созидательное начало. И только с этой человеческой позиции он имеет право на индивидуальность и свободу.
Вернуться назад или поделиться