Виктор Панин: «Коррупция в образовании – это угроза национальной безопасности страны!»
Не секрет, что в разговоре о современном образовании вопросы коррупции всплывают достаточно часто. Виктор Викторович Панин – тот человек, который может ответить на эти вопросы. Ведь, именно он – автор методических рекомендаций по самозащите прав потребителей в сфере образования, аналитических обзоров «Коррупция в образовании современной России», соавтор Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ», руководитель ряда федеральных социальных проектов, член Экспертного совета при Правительстве РФ.
– Виктор Викторович, давайте начнём серьёзный разговор о коррупции в образовании с несколько банального вопроса: Ваше жизненное кредо?
– Мое жизненное кредо: дела должны идти впереди слов. Поэтому я не говорю о коррупции, а борюсь с ней беспощадным образом вместе со своей командой, в том числе на законодательном уровне. Я – соавтор федерального Закона «Об основах общественного контроля в РФ», который был в июле 2014 года принят Госдумой и подписан Президентом РФ В.В.Путиным. Возглавляю рабочую группу правительственной Комиссии по общественному контролю в РФ. Руководя Всероссийским обществом защиты прав потребителя в сфере образования, мне приходится сталкиваться с тысячами обращений граждан по вопросам нарушения прав детей на качественное и доступное образование. К сожалению, многие из этих вопросов неотделимы от темы коррупции: это могут быть банальные взятки за устройство детей в детские сады и школы, или поборы на учебники, охрану и бог знает на что ещё. Это фактически покупка дипломов и аттестатов об образовании, что для любой цивилизованной страны является абсолютной дикостью.
– Однако, общественное мнение гласит, что «в России воровали всегда». Как, Вы считаете, можно изменить ситуацию?
– Убежден – главным инструментом в уменьшении влияния коррупции, искоренения этой беды в обществе должна стать сама система образования и воспитания подрастающего поколения. Нам необходимы учебные программы, направленные на привитие антикоррупционного поведения, на создание в обществе нетерпимости к взяткодателям и мздоимству. Необходимо одновременно с этим повышать ответственность за подобные преступления, обеспечивая прозрачность власти и принимаемых ею решений. Сейчас на всех уровнях говорят о коррупции, при государственных ведомствах создаются комитеты. Только я не слышал, чтобы какой-нибудь антикоррупционный комитет сделал реально полезную работу. Где планы антикоррупционной деятельности? На бумаге все красиво, здорово. Когда вникаешь и спрашиваешь, а что сделано? Ничего! Ответы звучат стандартно: создали комитет, работаем, обсуждаем… К сожалению, часто пытаются выдать желаемое за действительное. И получается, как в той байке про мышей, которые хотели стать ежами. А филин, который советовал мышам стать ежами, когда его спросили, как это сделать, сказал: «Не знаю, я стратег, я такой мелочью не занимаюсь». У нас тоже все кругом стратеги и менеджеры.
– Вы упомянули Закон об общественном контроле. А есть ли уже какие-то результаты принятия этого закона?
– Да, безусловно. Закон «Об основах общественного контроля в РФ», начал работать практически с самого первого дня. Он даёт возможность всем общественным структурам и даже отдельным гражданам выступать независимыми экспертами в тех сферах, в которых они считают нужным, необходимым и оправданным с точки зрения профессионального участия. Если говорить о работе моей команды, то только за последний год нам удалось решить проблему торговли дипломами и аттестатами об образовании в московском метро. Москвичи помнят, что несколько лет назад серьёзной проблемой была торговля дипломами практически в каждом переходе. После моих неоднократных обращений и личных убедительных разговоров с руководством Генпрокуратуры, МВД, ФСБ России, с помощью наших активистов удалось вычислить и нейтрализовать всех организаторов этого преступного бизнеса. Мне лично приходилось неоднократно задерживать этих продавцов «липы» и доставлять их в органы. Пришлось убеждать многих высоких начальников в правоохранительной системе, что коррупция в образовании – это угроза национальной безопасности страны. Практика, так называемых добровольно-принудительных поборов в детских садах, школах и вузах, фактически размножает коррупцию во всех сферах нашей повседневной жизни, включая экономику. Убежден, что решить проблему коррупции в обществе можно, прежде всего, с помощью системы образования. Если мы начнем работать с детьми уже в школе, объяснять им, давать навыки антикоррупционного поведения, а через детей мы достучимся и до родителей. Тогда многие вопросы будут решаться даже не на уровне уголовного или административного Кодекса РФ, а в профилактическом режиме.
– Хорошо, давайте начнем с самого начала… Вот к примеру, Вашему ребенку пора идти в 1-й класс, у Вас есть на выбор только две школы – хорошая и плохая. Хорошая с высоким рейтингом находится далеко от дома, а та, что похуже – рядом. Какую школу выберете?
– У меня действительно один из сыновей в сентябре пойдёт в 1-й класс. Отвечу так: выберу ту школу, которая находится рядом с домом, вне зависимости от того, какая она – хорошая или плохая. К слову, я не очень доволен той школой, где сейчас будет учиться мой ребенок. Но вместо того, чтобы выбирать что-то получше, я буду действовать так, чтобы именно наша школа стала хорошей.
Школы в Москве сейчас рейтингуют. Так вот – та школа, в которую идёт мой ребенок, занимает всего лишь 427-е место. Считаю, что эта школа, безусловно, должна работать и достигать большего и я не имею права стоять в стороне от этого процесса. Наши дети должны получать хорошее образование, а насколько оно будет качественным – это зависит и от родительской активности на местах. Если мы в этом вопросе будем надеяться только на чиновников от образования, учителей, директоров, то исключительно их усилиями – поставленную задачу не решить. Бороться с коррупцией необходимо на всех уровнях. Согласитесь, в нашей жизни коррупционные проявления можно наблюдать как в плохой школе, так и в хорошей. Деньги, к сожалению, собирают и в той, и в другой. Ещё раз подчеркну, что именно система образования – основа национальной безопасности страны. Поэтому к образованию нельзя подходить исключительно «с топором» и проводить все те реформы, которые, к сожалению, наша система образования переживала и пока ещё переживает. Считаю, что настал момент, когда эти реформы необходимо остановить, необходимо вернуться к нашим истокам, к традиционным основам классического образования.
– Виктор Викторович, как у многодетного отца у Вас огромный опыт. Кто-то из пятерых детей ещё учится в школе, а кто-то уже закончил… Как бы Вы оценили современное образование по пятибалльной шкале? Оценки следует поставить учителям, ученикам и родителям.
– Начну с детей – ученикам поставил бы однозначно «пятёрку». Что касается двух других «соискателей», то учителя заслуживают три с минусом, это чтобы не обидеть, а если реально, то два с плюсом. Аналогично – и родители.
– Современный педагог – это отдельная большая тема для разговора, но чтобы Вы сказали о современном школьном учителе?
– Учителя разные … Огорчает, что немало среди них тех, кто уверен в своем «профессионализме», бьёт себя в грудь, говоря о своих заслугах, ссылается на свою квалификацию и переквалификацию, показывает грамоты Министерства образования… Но когда задаешь простой вопрос : а сколько у вас олимпиадников, победителей по Вашему предмету? Редко кто ответит: вот у меня сейчас 100 человек победителей, а в прошлом году было всего 20. Почему же, если вы такие заслуженные, не видно успехов ваших учеников? Педагогам всегда нужно самокритично относится к собственной работе, нужно учиться постоянно. Хороший учитель всегда находится в постоянном развитии, поиске. А наших детей часто учат застывшие «глыбы гранита» с большой «короной» на голове.
– Вы считаете, что в подготовке педагогических кадров существует недоработка?
– Я бы сказал – провал. Сегодня в класс приходят «специалисты», которые не хотят выкладываться. Если честно – они и не могут отдавать, а порой им нечего отдать… Нередко случается так, что учитель считает себя Богом высшей категории, а там даже начальная база отсутствует. Я поднимал этот вопрос, писал, что необходимо радикально пересмотреть процедуру аттестации педагогических кадров, провести переаттестацию на качественно новых показателях. Не надо никого увольнять – нужно просто работать и планомерно выстроить новую систему – ту, которая сможет нам обеспечить конкурентные кадровые преимущества по сравнению с другими странами.
– Виктор Викторович, Вы упомянули о системе рейтингования столичных школ. Как Вы относитесь к этому процессу?
– Положительно, считаю, что это инструмент, который может помочь нам подтянуть отстающие образовательные учреждения. У нас пока больше отстающих школ, чем передовых. И хотелось бы, чтобы все они стали достойными – с точки зрения качества образования. Конечно, в любом случае рейтинг не является идеальным инструментом оценки качества образования, погрешность существует в любой системе, про это тоже нельзя забывать. Но, тем не менее, должны быть критерии и показатели, на которые школы должны ориентироваться в своей работе. При этом, хочу сказать, что рейтинг – это далеко не всё. К результатам нужно стремиться. Во всём должно быть соответствие и своя мера ответственности. Сегодня рейтинг вуза, где ректор получает несколько миллионов в месяц, может быть внизу таблицы, возникает вопрос, за что такая зарплата? За какие достижения?
Результат анализа столичных школ сегодня показывает, что у нас немало директоров и педагогов, которые именно получают зарплату – они пока эти деньги не отрабатывают. Потому что, когда смотрим по зарплатам – школа в ТОПе, там очень высокие цифры !!! А с точки зрения качества образования получается, что это учебное заведение не в ТОПе, а совсем в другом месте…
– Да, преподаватели и студенты уже не раз поднимали вопрос по оплате труда и стипендиям... Что нужно сделать, чтобы их услышали?
– Абсолютно несправедливая ситуация с оплатой труда в системе высшего образования, когда ректоры вузов получают баснословные деньги, миллионы рублей, в месяц, а преподаватели в лучшем случае получают 30-40 тысяч. Не говоря уже о студентах, которые влачат нищенское существование И это та законодательная лагуна, которую необходимо поправить, уже в новом составе Государственной Думы. Необходимо установить предел кратности, когда зарплата руководителя не может во столько-то раз превышать зарплату простого работника.
– К сожалению, дети чиновников зачастую учатся в других странах…И поэтому чиновник не в полной мере понимает как обстоят дела..
– Меня всегда подмывает спросить, когда с экранов телевизоров какой-нибудь чиновник заявляет, что скоро мы будем жить лучше. Я соглашаюсь, вы – да, а как насчет всего остального населения России? Уверен, что проблемы можно и нужно решать. И наша задача решить их мирным путем, без танков, пушек и пулеметов.
– Виктор Викторович, в коррупции существуют всем известные схемы, в том числе и схемы сокрытия имущества – родственники, дальние родственники, друзья, кумовья, соседи… Насколько прозрачен сейчас механизм отчетности об имуществе, о полученных доходах?
– Считаю, что механизм действительно достаточный для того, чтобы общество могло контролировать степень участия или неучастия того или иного чиновника в коррупционных отношениях. Существуют механизмы отчетности государственных и муниципальных служащих. Если вспомнить, то несколько лет назад этой информацией общество не владело вообще. Обязанность для государственных и муниципальных служащих публиковать декларацию не только о доходах, но и о расходах, это тоже одно из достижений, я считаю, – это достижение наших общественных антикоррупционных инициатив.
– Сейчас в кабинетах различных структур много говорят о патриотизме и патриотических чувствах. Ваше отношение к этому?
– Вообще к использованию чиновниками чувств патриотизма я отношусь исключительно положительно. Другое дело, если чиновник, прикрываясь громкими патриотическими лозунгами, ведёт другую деятельность, скрытую от глаз общества, занимается поборами, взяточничеством или элементарно получает какие-то откаты на госконтрактах. По статистике более 60% граждан сталкивались в своей жизни с проявлениями бытовой коррупции, платят – не обязательно деньгами. Однако все это и есть бытовая коррупция, от которой нам необходимо тоже избавляться. Все должны быть на общих основаниях, не важно – чиновник ты или депутат, ты обязан исполнять закон. Тогда слова не будут расходиться с делом.
– Вы являетесь кандидатом в депутаты Государственной Думы VII созыва от партии «Единая Россия». Расскажите, как принимали решение баллотироваться?
– Мне есть не только что сказать, а прежде всего что сделать. У нас, к сожалению, в современной политике не хватает профессиональных команд. У меня огромный круг общения. Причем мне, наверно, повезло. Но я думаю, что это не везение, а результат прежде всего кропотливой работы человека, его близких, окружения, и тех людей, которые на жизненном пути встречаются, с которыми человек выстраивает определенные взаимоотношения – дружеские, рабочие, любые. Поэтому у меня очень большая команда, в неё входят представители высшего офицерского состава из разных совершенно структур, не только правоохранительных и силовых, но и Минобороны, Службы внешней разведки, ФСБ . Благодарен всем безмерно, это действительно колоссальная поддержка и опыт, ты чувствуешь, что не один в этой работе. Это позволяет двигаться дальше и понимать, что можешь сделать гораздо больше для своей страны.
– Что будете пытаться изменить в законодательной базе в первую очередь, если Вам окажут доверие избиратели?
– Прежде всего мне бы хотелось изменить идеологию подхода к построению государственного отечественного образования. Глубоко убежден и буду повторяться вновь и вновь, что это фундамент национальной безопасности нашей страны, и подходить к реформированию консервативной (в хорошем смысле системы) нужно вдумчиво. Образование – это не то поле, где нужно экспериментировать, причем зачастую бездумно, без учета последствий и возможных рисков. Принимали решение, потом его реализовывали, на стадии реализации сталкивались с тем, что не работает или работает далеко не так, а совсем в противоположную сторону от того, что хотелось бы получить в итоге. Взять тот же ЕГЭ, все эти объединения и укрупнения… Убежден, что нам всем еще предстоит оценить последствия всех этих экспериментов…
– Думаете нас ждут серьёзные последствия?
– Как любая консервативная система, система образования не может дать моментальный отзыв. Пройдет не один год или даже не один десяток лет, пока мы почувствуем всю тяжесть последствий, когда все эти решения и действия ударят обратной стороной по всем нам. А они обязательно ударят! Смотрите, что произошло с введением ЕГЭ. И как бы нам ни рассказывали, что все замечательно и хорошо, сегодня под нашим воздействием, под нашим влиянием, под нашим нажимом все-таки отходят от той первоначальной идеологии тестоподобных заданий. Вернули сочинение, вернули устную часть ответа и много чего вернули, от первоначального варианта ЕГЭ уже практически ничего не осталось. Но это стало возможным только благодаря широкому участию общества и его гражданских институтов. Я сейчас много езжу, встречаюсь с людьми и вижу, что общество меняется и это очень важно! Общественное понимание расширяется и сегодня многие из нас выбирают не слова, а дела и не желают быть безучастными сторонними наблюдателями.
Вернуться назад или поделиться