Владимир ФИЛИППОВ
«...В РУДН мы проповедуем культ учёбы»
Вуз, который всегда был символом свободы – в том варианте, в каком её понимали странствующие учёные и студенты первых университетов; вуз, бессменно ориентирующий на мировые стандарты; вуз, который заканчивали более десятка президентов… Это всё о Российском университете дружбы народов.
Собеседник редакции – руководитель РУДН Владимир Филиппов, человек, который по собственной воле дважды вошёл в одну и ту же реку, занимая пост ректора Университета в периоды с 1993 по 1998 г. и с марта 2005 г. по настоящее время.
Говорят, что британскими вузами управляют не ректоры, а традиции. Это интервью изначально было попыткой ответить на вопрос, как устроен один из самых успешных вузов страны. В результате разговор получился совсем о другом, и ещё большее осталось за скобками – в лучших традициях международных отношений, которые скрываются за идеологически выверенным словосочетанием «дружба народов».
– Владимир Михайлович, РУДН был создан 52 года назад. Насколько этот шаг был идеологическим? Можно ли говорить о том, что и сейчас университет решает те же задачи, что и полвека назад?
– В конце 50-х годов прошлого века многие колонии обрели независимость. Бывшие метрополии – Франция, Великобритания, Португалия, Испания вывели своих специалистов, и таким образом, возникла колоссальная потребность и в профессиональных кадрах, и в обучении учителей, врачей, инженеров, агрономов и так далее. И тогда Никита Сергеевич Хрущёв объявил на международной конференции в Индонезии, что в СССР будет создан университет – специально для подготовки специалистов для государств, получивших независимость. Это был 1960 год. Проект Университета изначально был не столько идеологическим, сколько геополитическим. Советское руководство в то время уже понимало, что во всех странах мира нам нужна команда выпускников наших университетов. Что нужно готовить кадры, которые когда-нибудь пригодятся вырастившей этих специалистов стране. Вклад в образование – это вклад на десятилетия вперед. Он «выстрелит», когда люди закончат университеты: они поработают 10–15 лет, достигнут нужной позиции в карьере – и сторицей вернут alma-mater свой долг.
Что касается РУДН, то сейчас в более чем 170 странах работают более 70 тысяч выпускников нашего университета, свыше 5200 кандидатов и докторов наук. Я могу сказать, что современный взгляд на присутствие иностранных студентов в стенах того или иного высшего учебного заведения не слишком отличается от позиции полувековой давности. Совсем недавно прошёл III Всемирный форум иностранных выпускников советских и российских вузов. По официальным данным, которые озвучил в своём выступлении министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, в более чем в 170 странах мира работают более миллиона выпускников российских и советских вузов. Многие из них занимают в своих странах высокие должности, в том числе и посты президентов и премьер-министров. Эти люди благодарны России за то, что полученное образование (чаще всего бесплатное) позволило им стать теми, кем они в итоге стали. И, простите за прагматизм, но эта благодарность очень многое дает в налаживании и поддержке политических и экономических связей. Я ни в коем случае не говорю о том, что в бытовом русском языке зовется кумовством, а в официальном – протекционизмом: речь идёт о том, что для человека естественнее и комфортнее общаться с людьми с похожим менталитетом. Так, в бывших британских колониях среди государственной элиты много выпускников британских вузов – и естественно, что экономические связи им проще выстраивать с британскими партнерами. Выпускники американских университетов во всём мире отдает предпочтение партнерству с американскими компаниями – и так далее. До 2003 г. Россия фактически не использовала этот «дружеский капитал». Страна тратила деньги на обучение студентов, но потом выпускала их из поля зрения. Первый форум выпускников прошёл только тогда, когда возникла необходимость в привлечении тех, кто мог бы способствовать развитию положительного имиджа России за рубежом – в 2003 году.
– На III Всемирном форуме иностранных выпускников заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец сказала, что правительство планирует увеличить долю России на мировом рынке образовательных услуг до 7%, – при том, что сейчас она составляет 2%...
– На текущий день в России в целом примерно 200 тысяч иностранных студентов. Мы сейчас на 6 месте среди всех стран мира, хотя в советское время были на втором. На первом месте США, на втором – Англия. Далее идут Франция, Германия и Китай. Мы приходим к осознанию того, что человек, который смог получить бесплатное образование здесь, будет благодарен России на протяжении всей жизни – особенно, если в родной стране платное образование он позволить себе не может. Приведу в пример политику Германии. Немецкий язык в мире распространен гораздо меньше русского, но поскольку для растущей экономики страны нужно находить новые рынки сбыта, Германия пошла на резкое привлечение иностранных студентов в свои университеты. Такого не было многие десятилетия – это происходит впервые за последние 20 лет. По всему миру люди на местах обучаются немецкому на деньги Германии в системе Гёте-институтов. Я подчеркиваю, действиями Германии движут прежде всего прагматичные интересы страны: экономические и геополитические.
– Насколько показателен критерий присутствия в вузе иностранных студентов?
– Во многих международных рейтингах процент иностранных студентов в высших учебных заведениях является значимым показателем. И неслучайно он присутствует среди пяти критериев, установленных Министерством образования и науки РФ для оценки эффективности вузов. Число иностранных студентов косвенно, но существенно говорит и о качестве образования, и о ценности диплома конкретного учебного заведения.
– У РУДН собственный диплом?
– Свой диплом в России только у МГУ имени М.В. Ломоносова и у Санкт-Петербургского государственного университета: им дано это право как двум национальным университетам. У всех остальных вузов дипломы одинаковые. Хотя последнее время пошли разговоры о том, что государственные дипломы отменят. Это распространенная практика: например, в США нет государственного диплома – есть дипломы отдельных университетов. Аналогично и в ряде стран в Западной Европе. Речь идет о признании диплома конкретного вуза. И тут цифры говорят сами за себя: если у нас обучаются студенты из 146 стран мира и если два года под-ряд мы принимаем новичков, приезжающих к нам из 126 стран мира, значит люди едут к нам, зная, что их диплом на месте будет признан. В Университете работает коллектив, состоящий из 4500 сотрудников, из них – около 600 профессоров и докторов наук, свыше 1300 доцентов и кандидатов наук.
В РУДН мы проповедуем истину, которую заложили еще в первые годы существования вуза – культ учёбы. Эти слова известны студентам с первых шагов, и хочу подчеркнуть, что культ учёбы их сопровождает до последнего часа пребывания в университете. Университет поддерживает своих отличников. Причём не только морально, но и материально. Каждый год, вот уже почти 40 лет, у нас проходит Слёт отличников, и ребята помимо грамот и ценных подарков (ноутбуков, фотоаппаратов и смартфонов) получают премии и прибавки к стипендии. А их родители – именные благодарности за своих детей. Мы приучаем студентов к тому, что уже после первых нескольких сессий можно зарабатывать собственной головой и хорошей учёбой.
Кстати, многие вузы гордятся процентом отличников, красных дипломов, я же к своему стыду эти данные не всегда помню. Но я всегда знаю статистику отчислений из РУДН. У нас очень высокие требования к учащимся, в том числе и к иностранным студентам. РУДН, наверное, единственный университет в Российской Федерации (я говорю это уже как бывший министр образования), когда за 2–3 недели до окончания университета, на госэкзаменах мы ставим студентам «двойки» и прощаемся с ними. Они уезжают без диплома. Говорим, чтобы приезжали через год и пробовали сдать снова. Мы не можем выпустить слабого выпускника. Об этом известно в мире, и именно поэтому диплом РУДН признается везде. Университет имеет обширные и прочные международные связи как с отдельными зарубежными вузами, так и с международными организациями. РУДН – член Международной ассоциации университетов, член Евразийской ассоциации университетов, имеет более 160 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами и научными центрами.
– РУДН имеет право формировать собственные образовательные программы. Как вуз им пользуется?
– Формирование собственных программ – это уникальная возможность. В России это право имеют МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, 8 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов. И помимо них, еще только 4 вуза: РАНХ и ГС при Президенте РФ, Морской технический университет в Санкт-Петербурге, МГИМО и РУДН. Это право дается в соответствии с законом, где говорится, что собственные образовательные программы должны быть не ниже государственных образовательных стандартов, а выше – пожалуйста.
В РУДН каждому студенту дается возможность получить вместе с дипломом специалиста еще 1–2, иногда 3 диплома переводчика. Причем они получают знание не просто языка для повседневной коммуникации, но в первую очередь лингвистические навыки с иностранными коллегами по вопросам профессиональной деятельности. В итоге получается не только, например, математик, но и переводчик в сфере профессиональной коммуникации. Возник вопрос, как не потерять уникальную школу РУДН? У нас 9 кафедр иностранного языка, более 300 преподавателей. Накоплен огромный опыт. При этом Государственный стандарт на иностранный язык, к сожалению, очень мал – 340 часов за все годы в вузе, включая самостоятельную работу. Аудиторных часов – всего 170 на 4 года. Это очень мало. РУДН дает 2 тыс. часов иностранного языка, из которых 60% аудиторного – 1200. И я всегда агитирую: если учили в школе английский язык, берите на первом курсе «с нуля» любой другой. В Германии помимо английского дети в школе обязательно изучают еще 2 иностранных языка. И Россия должна стремиться к тому, чтобы в старшей профильной школе вводить второй иностранный язык. Нужно хотя бы поэтапно приступать к этому.
– Как изменилось соотношение русских и иностранных студентов в РУДН за последние годы?
– В Университете дружбы народов раньше было примерно 65% иностранных студентов и одна треть российских. Сейчас почти наоборот – 60% российских студентов, а 40% – иностранцы. При этом в количественном значении число иностранцев увеличилось вдвое: когда я впервые стал ректором, в РУДН было 3 тысячи студентов из-за рубежа. Сейчас – 6 тысяч, и расширился список стран, откуда к нам приезжают ребята. В РУДН каждый год на учёбу съезжаются студенты более чем из 140 стран мира. Причём и в прошлом, и в этом году у нас были студенты из 146 стран. Европа в рамках Болонского процесса специально поставила индикатор в среднем к 2020 году нужно достичь показателя в 20% иностранных студентов. В РУДН сейчас уже 40%. Мы обогнали Европу, может быть, на 20 лет вперед.
– С чем Вы связываете интерес к вузу у российских студентов?
– С пониманием того, что учёба у нас – это не только получение качественного образования и диплома, который котируется в любой стране мира, но и с приобретением связей. Всё то, что я говорил про прагматизм и выгоду присутствия иностранных студентов в вузе для принимающей стороны – пусть и через много лет – я могу повторить и в плане личных отношений. Обучение в РУДН – это связи, контакты с будущей элитой всего мира. Ваш одногруппник со временем вполне может стать у себя на родине министром, премьер-министром, или даже президентом страны. Сегодня, заканчивая учёбу, ребята не теряют друг друга из виду: есть интернет, есть современные средства коммуникации, позволяющие общаться в режиме реального времени хоть каждый день. Мир открыт. Число студентов за последние 20 лет увеличилось в РУДН в три раза. Произошло это не только потому, что в два раза возросло число студентов-иностранцев – еще больше возросло число российских студентов. Сейчас в РУДН обучается около 27 тысяч студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров, представители свыше 500 народов и национальностей.
– Какие специализации востребованы у студентов-иностранцев?
– Начну с того, что РУДН остается самым многопрофильным университетом классического типа в России. Такого набора факультетов, как у нас, нет даже в МГУ имени М.В. Ломоносова. Помимо классических университетских специальностей – филологии, экономики, юриспруденции, физики и математики – у нас есть, например, аграрный факультет, медицинский факультет, многопрофильный инженерный факультет, где готовят строителей, геологов, архитекторов. Обучение в РУДН – это возможность одновременного получения нескольких дипломов: по выбранной специальности, по 1–2 иностранным языкам и, возможно, по второму высшему образованию. Востребованность той или иной специальности зависит от региона, откуда приехал студент. Так, у ребят из Китая есть спрос на программы по экономике и по филологии, по русскому языку: они прекрасно понимают, что у экономического сотрудничества наших стран серьезные перспективы. Студенты из Юго-Восточной Азии, из арабских стран чаще всего получают медицинское образование, поскольку на родине, равно как и в Западной Европе, оно является очень дорогим. У всех популярны инженерные специальности, физико-математическое образование, поскольку российская научная техническая школа высоко котируется во всём мире.
Желающих учиться у нас много, но есть и проблемы. Например, многие иностранцы жалуются, что в Москве очень дорого жить.
– Владимир Михайлович, какие тенденции Вы могли бы отметить по итогам приема этого года?
– Есть две тенденции. Первая связана с тем, что у нас, как и по всей стране, уменьшился спрос на гуманитарные направления, условно называемые модными или престижными. Конечно, специалисты нужны разные, но абитуриенты стали понимать, что фундаментальное образование сегодня перспективнее. Вторая тенденция – меньше сложностей стало с приемом на инженерные, технические направления. Очевидно, сказалась работа руководства вузов по привлечению студентов. Мы впервые за десять лет приёма в РУДН по ЕГЭ уже в первой волне зачислили тех, кто хотел учиться на инженеров-химиков, радиофизиков, аграриев. Думаю, это отражение в целом ситуации по стране, но есть и влияние некоторых новаций в нашем университете – мы всем будущим инженерам предлагаем получение диплома переводчика с выбором одного из десяти иностранных языков. Всем, кто поступает на инженерные направления, на аграрный факультет, даём общежитие.
Особое внимание в РУДН уделяется тем старшеклассникам, которые получили за три ЕГЭ сумму баллов не ниже 270. Таким ребятам мы выплачиваем дополнительные стипендии, причем немаленькие. Недаром наши студенты в итоге выигрывают межвузовские и международные олимпиады, получают известные гранты. Например, в прошлом году 20 ребят из РУДН были удостоены стипендий фонда Владимира Потанина.
– В последнее время в нашей стране увеличилось финансирование науки. Какие привилегии вы создаете в РУДН для поддержки молодых учёных?
– Молодых учёных мы опекаем с момента поступления. Мы заинтересованы в олимпиадниках. Теперь не только победители всероссийских олимпиад, поступившие к нам, получают прибавку к основной стипендии, но и победители олимпиад других вузов – от 3 тыс. рублей ежемесячно. Также в условиях нехватки общежитий места в аспирантуру мы даем в первую очередь ребятам, обучающимся по приоритетным направлениям науки и технологии. Молодым учёным и аспирантам, которые побеждают в конкурсах и выигрывают гранты, мы платим по 10–20 тыс. рублей в месяц. За время моего ректорства построено шесть жилых домов. 10% квартир всегда отдается молодым учёным. Надо всячески стимулировать приток молодежи в научно-педагогические коллективы российских вузов, поскольку за последние 25 лет средний возраст членов профессорско-преподавательского состава резко повысился...
– Какой Вы видите политику по повышению эффективности работы высшей школы?
– Во-первых, нужно сохранить всю вариативность научных школ. К сожалению, и это наша беда, именно о научных школах старшеклассникам мы говорим очень мало, гораздо меньше, чем про специальность или трудоустройство. А между тем, каждый вуз – это прежде всего совокупность известных научных школ: например (я здесь сознательно не говорю про РУДН), есть школа МГТУ имени Н.Э. Баумана, а есть школа Физтеха… Во-вторых, нужно ликвидировать дисбаланс между программами среднего и высшего профессионального образования. Первых слишком мало, вторых – много, и их уровень часто не соответствует статусу. Однако слияние и закрытие вузов не слишком популярно, сразу возникают вопросы, почему тот или иной вуз назвали слабым. Мне гораздо ближе идея создания на базе ряда вузов крупных университетских кампусов, обсужденная с Дмитрием Анатольевичем Медведевым осенью прошлого года, когда он посетил студенческий городок РУДН. В каждом региональном центре есть несколько вузов – медицинский, педагогический, политехнический и прочие. Нужна госпрограмма по созданию в каждом регионе России одного сильного университета, который объединил бы их все. Для него нужно построить единый кампус, с общежитиями, с жильём для преподавателей. Чтобы найти на это средства, можно было бы продать недвижимость вузов в центре города, а строительство жилья для преподавателей сделать инвестиционным проектом – часть квартир выставить на продажу. Конечно, придется оптимизировать количество студентов, а также преподавателей – оставить только лучших, поднять им стипендии и зарплаты. Так или иначе, создание нового крупного университетского центра на месте нескольких вузов будет более эффективным способом, чем слияние и поглощение.
– Отличаются ли нынешние студенты РУДН от тех, с которыми учились Вы?
– Сегодняшние студенты более раскованные, более мобильные, автономные, самостоятельные в выборе принятия решения, с одной стороны, с другой стороны – у них намного больше объективной информации, которой тогда не было у нас. Я прожил в общежитии ровно 10 лет, раньше из техники у нас было только радио, а сейчас у студентов в комнатах есть и холодильник, и телевизор, и компьютер. Изменился и студгородок. Мы не могли себе позволить встретиться с друзьями в кафе, а сегодня на территории РУДН их очень много. Ребята имеют возможность больше общаться, открыто обсуждать то, что раньше было недопустимо. Студенты изменились, и это закономерно.
– Учёба… Работа… А отдыхать-то студенты успевают?
– Отдохнуть студента обычно не надо уговаривать. Надо только предоставить возможности. РУДН – это полноценная студенческая жизнь. Это не только учёба, контрольные, зачёты и экзамены, но и занятия спортом (32 секции в нашем физкультурно-оздоровительном комплексе – от всем знакомых баскетбола и футбола до йоги и спелеологии), воспитание лидерских качеств и активной жизненной позиции в общественных организациях, творческая самореализация в 16 студиях, ансамблях и кружках Интерклуба.
Правда, на наши вечера и концерты всегда было трудно попасть: студентов дневной формы обучения около 17 тысяч, а актовый зал «всего» на 900 мест.
– А кто же у Вас выступает?
– Сами же студенты. Около 30 коллективов, студий и объединений нашего Интерклуба позволяют реализовать свои творческие амбиции. Не стоит забывать и про такой замечательный коллектив, как сборная КВН, который стал самым именитым чемпионом КВН-движения. И молодые команды подтягиваются – в этом году в финале Префекта ЮЗАО Москвы три из четырех команд были из нашего университета. Для творческих успехов созданы максимально удобные условия – инфраструктура студгородка РУДН уникальна. Наш кампус недавно был вновь признан лучшим в рамках конкурса «Наш студенческий дом» – не удивительно, что ребята успевают многое вне учёбы.
– Владимир Михайлович, в вузе, как Вы сказали, учатся представители 500 национальностей. И при этом ни разу не приходилось слышать о межнациональных конфликтах студентов РУДН. Как такое возможно?
– Это – политика вуза, очень жесткая, кстати. У нас с самого начала было поставлено, что если за двойку или тройку в сессии еще можно было оставить студента на пересдачи, а не отчислять, то за малейшее проявление национализма отчисляют сразу.
Тема нетолерантности, межэтнических конфликтов очень болезненна и актуальна. И я считаю, что с помощью нашего университета правильно пропагандировать обычаи, культуру других народов для того, чтобы лучше понимать друг друга.
Наша справка:
Филиппов В.М., ректор РУДН, профессор
Родился 15 апреля 1951 г. в городе Урюпинске Волгоградской области. В 1968 г. поступил в Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы и в 1973 г. закончил факультет физико-математических и естественных наук по специальности «математика». Продолжил учёбу в аспирантуре РУДН, а в 1975–1976 гг. служил в Вооруженных силах СССР.
По окончании воинской службы вернулся в Университет, где занимал преподавательские должности от ассистента кафедры высшей математики до заведующего кафедрой математического анализа. В дальнейшем работал начальником Научного управления РУДН, деканом факультета физико-математических и естественных наук, секретарем партийной организации Университета.
В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1983–1984 гг. повышал научную квалификацию в Свободном университете Брюсселя в Бельгии. Уже в 1986 г. защитил докторскую диссертацию в Математическом институте им. В.А. Стеклова Российской академии наук по специальности «математический анализ». В 1987 г. ему было присвоено ученое звание профессора.
В 1993 г. был избран ректором Российского университета дружбы народов и оставался на этом посту до 1998 г., когда его Указом Президента России назначили министром образования РФ.
Занимал государственный пост министра образования Российской Федерации с 1998 по 2004 г. в составе четырёх Правительств Российской Федерации, после чего до 2005 г. был помощником председателя Правительства РФ по образованию и культуре. Все это время он оставался президентом РУДН, а с 2005 г. вновь был избран ректором и в 2009 г. переизбран в этой должности на очередной пятилетний срок.
Является автором более 240 научных работ, в том числе 20 монографий, две из которых переизданы в США Американским математическим обществом на английском языке. В 2001 г. избран членом-корреспондентом, в 2003 г. – действительным членом Российской академии образования, а в 2004 и 2008 гг. – членом Президиума РАО. С 2000 г. является заведующим кафедрой сравнительной образовательной политики, созданной в РУДН и имеющей статус Международной кафедры ЮНЕСКО.
Награжден орденом Дружбы (1995 г.), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001 г.), Орденом святого благоверного князя Даниила Московского – орден Русской православной церкви (2002 г.), многими зарубежными орденами и медалями. Имеет две благодарности Президента РФ.