Граффити, или универсальный код городской коммуникации
«Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерицев. Ещё 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем»
Улица Театров, граффити из Помпей
ГРАФФИТИ, от итал. graffiti, из современного толкового словаря: «Различные надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Могут быть магическими заклинаниями, тайными символами религиозных сект, могут носить чисто бытовой характер, являясь своеобразной перепиской, обменом информации. Современные граффити – это всевозможные политические, обычно оппозиционные лозунги, любовные изъявления и непристойные надписи, а также направление в авангардизме последней четверти XX века, ориентирующееся на самодеятельные уличные росписи молодежных «тусовок»; кричаще яркие рисунки, обычно исполненные спреем в манере красочной психоделики».
Так что же такое граффити – проявление вандализма или новое направление в искусстве, молодежная субкультура или форма выброса негативных эмоций? Социологами, психологами, лингвистами написаны тома научных трудов по исследованию этого вопроса. Эксперт по классической античности Ребекка Бенефил из университета Вашингтона выдвинула предположение, что граффити в Помпеях были прообразом социальных сетей – каждая стена была и форумом, и ЖЖ. Анонимность давала свободу высказываниям.
Среди древних граффити встречаются и политические дискуссии – на одном доме два предвыборных лозунга, один – за Лорея, другой – за Тибуртина. Более 100 граффити прославляют императоров, а самый высокий рейтинг – у Нерона. Есть даже «сайты знакомств». Почти все фасады в Помпеях были исписаны как доски объявлений, вот некоторые из них:
– У «Ворот Везувия»: «Маркус любит Спендузу»;
– Атриум у дома Пинария: «Если кто-то не верит в Венеру, им определённо следует поглядеть на мою подругу»;
– Дом Капрасия Примуса: «Никогда не пожелала бы продать своего мужа, даже за всё золото мира!»
Может быть, граффити – это универсальный код городской коммуникации? В 70-х годах на Манхеттене, на 183-й улице жил парень по имени Диметриус, он работал курьером и много ездил на метро. Взяв псевдоним «Таки 183», он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. О нем написали в The New York Times, он стал первым райтером, которого увидели и признали. Так начинается история нью-йоркского граффити. Однако граффити, в его современном виде, зародилось еще в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга (рисование на поездах) в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд и Кул Эрл, которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Непонятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.
В 1973 году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974 году в граффити начали появляться пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны хол-кары (whole car – «весь вагон»).
В начале 80-х европейская молодежь влюбилась в нью-йоркскую уличную культуру. Этому очень поспособствовала книга «Искусство подземки», которую написали Генри Чалфант и Марта Купер, а также фильмы: «Войны стилей», снятый Тони Сильвером и Генри Чалфантом, и «Дикий стиль» режиссера Чарли Ахёрна. Именно они заложили основу европейского граффити. Нью-йоркскому стилю подражали, мечтой каждого европейца было порисовать на родине граффити, и многие так успешно разрисовывали нью-йоркскую подземку, что местные райтеры считали, что они – из Нью-Йорка. Нью-йоркские райтеры также ездили в Европу. Желание порисовать вместе с американцами доходило до того, что европейцы оплачивали им перелет, проживание и краску, и не было ничего круче, чем порисовать с райтерами из «самого Нью-Йорка». Сегодня звезда современного граффити – художник Бэнкси, родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от неизвестного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы свои биографические данные, возможно, это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. Тем не менее картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30–600 тыс. долларов. Итак, граффити стало одной из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру, неотъемлемой частью культуры и городского образа жизни.
К нам граффити пришло только в 80-х годах. Первыми отечественными граффитчиками в России считаются Крис из Латвии и Баскет из Москвы. С 80-х годов и до середины 90-х граффити в России носило эпизодический характер и только к концу 90-х стало массовым явлением. Это было связано с популяризацией Интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (в рекламе на ТВ и в журналах). Тогда же в молодёжном журнале «Птюч» российская брейк-данс команда Da Boogie Crew стала вести специальную рубрику. С конца 90-х граффити получает все большую популярность в среде молодежи, появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео, начинают проводиться первые граффити-фестивали и акции. В крупных городах России и Украины уже много лет проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит конкурс-граффити. Сегодня в России существует порядка 100 команд, занимающихся граффити, из них около 70 в Москве и Питере, наиболее известные – это Moby Crew, BFG Team, Uptown Moscow Crew, Depict Crew, SPP Crew, STC и GZ Crew .
В последние годы создание граффити в публичных местах перестало активно осуждаться обществом, считаться чем-то зазорным, маркирующим поведение их создателя, как асоциальное. Граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального или даже респектабельного явления, восприниматься как почти неотъемлемый элемент ландшафта современного мегаполиса. Сегодня в России граффити становится массовым культурным явлением и приобретает все большую популярность среди молодежи. В Москве можно прописать несколько маршрутов, следуя которым вы познакомитесь с работами профессиональных художников граффити. Один из московских проектов городского граффити – «сказочные» граффити, копии иллюстраций к книгам, детских художников-иллюстраторов: «Красная шапочка» – 1-я Тверская-Ямская ул., 7, «Золушка» – Тихвинская ул., 17, «Голубая птица» – Ботанический переулок, 11, «Кот в сапогах» – ул. Рогожский Вал, д. 12, стр. 2, «Путешествие в сказку» – Дубининская ул., 20, стр. 2, и др., всего около 30 работ, выполненных в рамках летнего гаффити-фестиваля.
От написания своего имени на заборах до создания картин в объемном стиле граффити прошло долгий путь. С началом 90-х годов в мире возникают десятки дизайнерских техник на основе движения граффити. Некоторые художники с улиц уже ворвались в галереи, а их настенные работы покупают за большие деньги. А начиналось все с «тэггинга», от англ. tag – «метка». Сначала имя писали округлыми вытянутыми буквами. Позже возникли флоу-апы и троу-апы – написания, при которых каждая буква имеет окантовку, а внутри заполнена разными цветами. Затем появился бабл-стайл, который отличался большими, жирными и круглыми формами; иногда при взгляде на них возникает такое чувство, что буквы вот-вот лопнут. Позже вошли в моду большие плоские буквы, наложенные одна на другую. Палитра оттенков увеличивалась с каждым годом. Если в 80-е в граффити использовалось всего 20 оттенков автомобильной или строительной краски, в наше время их ассортимент расширился до 300 оттенков. Но граффити – это не только тэггинг. Появляются новые техники и стили, такие как прорисовка персонажей. Эта разновидность дворового искусства возникла под влиянием комиксов и получила название кэрэков, от англ. character – «персонаж». Потом возник «дикий стиль» – буквы переплетались между собой, делая композицию совершенно нечитаемой. Wild Style (Дикий стиль) является своеобразной вершиной мас-терства райтера: здесь важно уметь не только правильно подбирать контуры, но и грамотно смешивать цвета. Позднее появился стиль 3D, придумал его человек по имени Дайм, в честь которого стиль и был назван. Дайм родом из Германии, рисует по всему миру уже более 15 лет, входит в одну из самых известных на сегодняшний день команд FX Cru. Этот стиль отличается полным, абсолютным объёмом букв. Кажется, что их можно взять в руки, потрогать, провести рукой по каждому углу. Этот стиль чаще всего рисуют легально, т.е. либо на заказ, либо с разрешения владельца стены. Он очень сложен в исполнении, в технике, поэтому для него нужно много краски, много времени, из всех стилей он смотрится лучше всего и оставляет наибольшее впечатление.
Сейчас граффити больше не привязано к баллончикам с краской. Способы самовыражения не имеют границ, лишь бы хватало фантазии. От тэггинга и рисования настенное искусство перешло в СТРИТ-АРТ. Однако граффити доступно не только профессионалам, каждый может стать райтером, было бы желание. Как научиться рисовать граффити? Вот несколько советов от профессионалов: не беритесь за картины, которые не сможете осилить, начните со своего «тэга», экспериментируйте с добавлением «третьего» измерения, то есть вырвите свою подпись из плоскости, сделайте её объёмной, мешайте «в одной бочке» краски из разных баллончиков – в общем, на первом этапе делайте всё, что придёт в голову. Сделайте свой рисунок как можно более непонятным и запутанным – тогда на него точно обратят внимание. Но первое оружие тех, кто только начал заниматься граффити, не баллончик, а карандаш. Сначала нужно рисовать дома на листах бумаги, тренируйтесь до тех пор, пока вы не научитесь ставить тэг за считанные секунды. Всё это называется скетчами (Sketch) – рисунок на бумаге, который в дальнейшем будет перенесён на стену. Другой совет, который райтеры с опытом обычно дают новичкам, следующий: нужно экспериментировать с цветами, потому даже простое, разноцветное граффити будет смотреться лучше сложного черно-белого. Затем вам нужно будет научиться делать трафареты для граффити и правильно соотносить технику тени и ярких красок… Сущность трафаретного рисования заключается в том, что вы используете для начала трафарет, вырезанный из картона, по которому впоследствии наносите рисунок.
А теперь о том, где можно тренироваться рисовать. Выходя рисовать граффити, следует учесть одно обстоятельство: рисование граффити в общественных местах – уголовно наказуемое преступление и пресекается по закону, но сколько есть пустырей, заброшенных строек, глухих улочек. Кроме того, иногда строительные фирмы сами приглашают художников граффити, иногда сами жильцы многоквартирных домов дают художникам граффити полную свободу действий в своих дворах и подъездах. Существуют и исключения, связанные с общественными местами, – это дни граффити-фестов и прочих фестивалей, связанных с хип-хоп культурой, различные выставки райтеров.
Где можно научиться основам граффити? В Москве – в бесплатной Школе граффити, в которой можно послушать лекции опытных райтеров и попробовать свои силы на практических занятиях под их руководством. Идея школы – обучение тонкостям рисунка и популяризация легального граффити. «В рамках программы обучения студия реализует социальную программу «Чистый город». «Главная цель программы – разъяснение исторической и культурной ценности памятников архитектуры и пропаганда борьбы с вандализмом», – отмечается в сообщении на сайте школы.
Сделать красивый граффити может каждый! Конечно, желательно пару раз поучиться на улице. Но не стоит переоценивать сложность этого вида искусства. Граффити создаются каждый день тысячами людей по всему миру. Почему бы не попробовать и вам?