Стиляги – денди пятидесятых
Эта субкультура родилась из протеста – против послевоенной нищеты и разрухи, против навязываемых стереотипов поведения, шаблонной одежды и стиля жизни. Яркие, независимые, смелые и дерзкие, они ворвались в советскую реальность сокрушительным ураганом, став приметой нового времени – времени необратимых перемен.
После окончания Второй мировой войны СССР стал активно расширять свои международные контакты. В семьях дипломатических работников царил дух свободы и успешности, члены этих семей жили в «несоветской реальности», пользовались «несоветскими благами», а молодое поколение проникалось скептическими взглядами на советскую идеологию.
Серость, шаблонность этой идеологии не устраивали молодёжь. Кто-то проявлял индивидуальность открыто, вызывая негодование большинства, другие же вели «двойную игру», внешне соблюдая приличия и оставаясь эталоном поведения, но протестуя внутренне, мечтали о беззаботной жизни стиляг. В открытую противостоять обществу было трудно – за это оно уничтожало морально.
Стиляги появились во второй половине 40-х годов. Эталоном для них стал западный образ жизни. Они узнавали американскую культуру по «трофейным» фильмам, привезённым «из-за бугра» модным журналам и совершенно невообразимым в Союзе танцам, из которых самым популярным у стиляг стал буги-вуги. Для первых представителей субкультуры новый способ самовыражения стал психологической защитой от послевоенной нищеты. Эйфория от победы в долгой и жестокой войне поутихла, и появилось время осмотреться вокруг, определить своё место в этом мире. Несоответствие реальности и кинокадров, которое оставалось в сознании людей после просмотра американских фильмов, заставляло их делать свою жизнь хоть в чём-то похожей на жизнь Запада – того, каким они увидели его на экране.
Солдаты, вернувшись с победой из Европы, привезли с собой одежду, обувь, украшения, журналы. По большей части это были предметы, которые на родине уже вышли из моды, и они-то и стали основой гардероба советских стиляг. Мужчины полюбили узкие брюки-дудочки, длинные двубортные пиджаки, кричащие цветные рубашки в сочетании с контрастными галстуками, остроносые ботинки или обувь «на манке» – толстой каучуковой подошве, причёски «а-ля Элвис».Девушки же, которые любят быть всегда разными, так и не сформировали конкретных признаков образа «девушки-стиляги».Они носили пышные юбки, одежду из полосатых или клетчатых тканей, множество украшений, нашитые банты и пояса. Особым шиком считались обтягивающие бёдра узкие юбки. В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши – зажигалки, портсигары, игральные карты с полуобнажёнными девушками в стиле «пин-ап», авторучки. Даже незначительной мелочи, выбивающейся из привычного гардероба, было достаточно, чтобы общество осмеяло и причислило к «позорному клану» стиляг. Постепенно принадлежность к миру стиляг становилась признаком «особости» человека, его «продвинутости».Стиляги высказывали нарочито циничные суждения, подвергали сомнению нормы советской морали, с презрением и сарказмом относились в «сознательным» советским гражданам, но при этом были абсолютно аполитичными.
Изначальное значение термина родом из музыкального искусства. У исполнителей джаза слово «стилять» означало играть в чужом стиле, копировать кого-то. «Стилягу дует» – говорили о саксофонисте, который заимствовал чью-либо манеру исполнения. И термин переносился на самого исполнителя – стиляга. Название закрепилось за субкультурой в 1949 году, после публикации в журнале «Крокодил» фельетона Д. Г. Беляева «Стиляги».Фельетон описывал школьный вечер, на котором появляется разодетый на иностранный манер молодой человек, – тщеславный, глуповатый, упивающийся собственным внешним видом и танцевальными способностями. Всё это вызывает смех и брезгливую жалость у прочих участников вечера: «В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки...» Подобных произведений, а также карикатур, песен и фильмов, где высмеивался образ стиляги, было множество. Даже в детской сказке Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» есть пародия на стиляг: автор назвал их ветрогонами – это ослы, превратившиеся в людей. Джаз фигурирует в произведении под названием «какофония»: «Это самая модная теперь музыка и называется она какофония»; самым популярным среди ветрогонов считался «какофонический оркестр «Ветрофон».
Сами себя представители субкультуры обычно называли «штатниками», то есть поклонниками американского стиля в одежде. Быть стилягами могли позволить себе дети богатых родителей, – возможно, потому что видели фальшь в коммунистических идеалах и лозунгах, а также имели средства на покупку заграничных вещиц. Стиляги тяготели к джазовой музыке, но грампластинки с записями иностранных исполнителей в СССР были редкостью. Из-за дефицита появилось такое изобретение, как запись музыки на рентгеновских снимках – «рок на костях», который утратил свою актуальность только с появлением магнитофонов.
Стремление общества «уравнять» и «переделать» выливалось в обсуждения стиляг на партийных и комсомольских собраниях. Непокорные отчислялись из вузов, исключались из ВЛКСМ, что могло помешать им построить карьеру или даже испортить отношения с властями. Сотрудники добровольной народной дружины также «проводили работу» – вылавливали нонконформистов, брили под полубокс, вшивали в узкие брюки красные сатиновые клинья, а клёш и вовсе отрезали до колена. Подобное отношение заставляло стиляг замыкаться внутри своей узкой компании, провоцировало резкое неприятие советской действительности. У стиляг был собственный сленг, который тоже выделял их из «серой массы».Частично слова и выражения были восприняты от джазистов, частично – изобретены самостоятельно. Слово «шузы» обозначало ботинки, которые обычно покупались у фарцовщиков. «Хилять» – значило прогуливаться, словом «Совпаршив» (искажённое от «СовПошив») называли советские изделия лёгкой промышленности. Представителей «серой массы» называли не иначе, как «жлобы».
Субкультура распространялась по стране. В разных городах были свои сообщества единомышленников, поклоняющихся благополучному и свободному западному стилю жизни. Местом встречи стиляг был «Бродвей» – как правило, центральная улица города. В Москве – улица Горького (сегодня – Тверская), в Ленинграде – Невский проспект, в Горьком – «Свердловка» (Свердловский проспект, а ныне – Большая Покровская), в Одессе – Дерибасовская, в Казани – улица Баумана, в Баку – Торговая.
Со временем, ближе к концу 50-х, стиляги воспитали в своей среде особую элегантность – нечто совершенно далёкое от «попугайского» имиджа газетных фельетонов. Предметом вожделения денди 50-х было пальто – такое, на которое только хватало фантазии и удачи. Многие мечтали иметь строгий костюм – предпочтительно из тончайшей английской шерсти. Увлечение требовало творческого подхода, многие вещи были продуктом хендмейда, так как достать такие в СССР было почти невозможно.
К середине 60-х волна стиляжничества сошла на нет, смешав свободолюбивых оптимистов с толпой – пусть и не серой, но всё же – однородной. Субкультура стиляг оказала огромное влияние на культуру Советского Союза и до сих пор находит своё отражение в российской культуре. В 1980-е возник интерес молодёжи к ретро-стилю. Отсюда – «стиляжное» прошлое в творчестве группы «Секрет», стиль группы «Браво», в песнях которой звучит светлая ностальгия по ушедшим временам. Музыка и слова песен гармонируют с идеалистическими представлениями стиляг 50-60-х годов. «Стильный оранжевый галстук», «Московский бит» и «Вася – стиляга из Москвы» дали толчок новой волне интереса к субкультуре в России.
Музыкальный фильм «Стиляги», вышедший в декабре 2008, снова пробудил интерес к субкультуре в обществе: стали проводиться тематические свадьбы, вечеринки, корпоративы. Фильм снят режиссёром Валерием Тодоровским по сценарию Юрия Короткова. Его особенностью и изюминкой является музыкальное оформление, составленное из хитов «русского рока» в джазовой и рок-н-ролльной обработке. «Стиляги» называют «фильмом-праздником» – в нём много танцевальных номеров. Фильм описывает историю советского студента Мэлса, который влюбляется в девушку из мира стиляг и сам становится стилягой. Помимо умело воссозданной атмосферы того времени, картина ценна тем, что поднимает философские, мировоззренческие вопросы.