Восторг осмысленных речитативов в широких штанах на танцполе
Рэп – это прогресс, рэп – литература! Вот до чего докатилась современная культура!
Из текста песни «Трёп» группы Кирпичи
Наверно, сегодня, слово хип-хоп известно каждому. А такие слова, как рэп и брейк-данс и вовсе всегда на слуху! Но особенно интересны в хип-хопе сами люди и их истории. Представители субкультуры хип-хопа чтят особый колорит коротких, наполненных глубоким смыслом речитативов, которые дополняются специальными жестами руками. Всё это даёт нам понять, что хип-хоп это не просто субкультура, это особый дух самовыражения, навеянный когда-то миру прогрессивной молодёжью с далёкого Запада…
Как возник хип-хоп
Молодые люди, задорно читающие речитативы в широких штанах, относят себя к субкультуре хип-хопа – одной из самых ярких в наши дни среди молодёжных течений.
Субкультура хип-хопа (от англ. hip-hop) зародилась в афроамериканской среде Бронкса, района Нью-Йорка в конце 1960-ых годов. Именно там, среди малообеспеченных слоев населения, появилось новое течение и направление в музыке, без которого сложно сейчас представить современную жизнь.
Изначально хип-хоп формировался как субкультура протеста. В то время в «Большом яблоке» чернокожие молодые люди ходили с табличками на груди, на которых было написано «I AM A MAN» (я человек), чтобы к ним относились как к обычным людям.
Так они привлекли к себе внимание мировой общественности и стали полноценными жителями США. Примерно через год они начали формировать свою субкультуру, получившую впоследствии название хип-хоп.
О музыкальном стиле рэп
Одним из главных элементов хип-хопа является музыкальное направление рэп (англ. rap – легкий удар, стук) или реп (оба написания являются правильными). Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию культуры. Первое обозначает музыкальный стиль, а второе обозначает название субкультуры. Рэп представляет собой одну из форм популярной музыки, которая состоит из произношения фраз или «начитывания» текста на ритмическую музыкальную основу. Добавлю также, что представителей субкультуры хип-хоп принято называть рэперами.
Роли в рэпе на выступлениях делились на три составляющие: «DJ» – «диск джокей» или «ди-джей», в их задачу входит программирование ритма на драм-машине, манипуляции с виниловыми пластинками, т.е. создание музыкального фона; «MC» – «Microphone Controller» или «Master of Ceremony» непосредственные исполнители рифмы; танцоры – различные танцоры, которые дополняют выступление МС танцами, именуемыми брейк-дансом (танцоры исполняют различные движения на танцплощадке или перекрёстке, тогда как публика расступается, давая возможность «крутым» танцорам по очереди соревноваться друг с другом).
Популярность музыки в стиле рэп на вечеринках привела к тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами» (программой выступления), в которых искусно смешивались ритмы и басовые партии, снятые с композиций в стилях диско и фанк, поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1977-78 года) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало. Но с выходом одного хита ситуации было суждено кардинально измениться…
Развитие субкультуры хип-хопа
До 1979 года хип-хоп и, непосредственно, сам рэп был неформальным движением, которое находилось вне интересов музыкальных медиа-корпораций и звукозаписывающих лейблов. Однако с выходом в середине осени сингла «Rapper`s Delight» («Восторг рэпера») в исполнении «The Sugarhill Gang», ситуация коренным образом изменилась. Благодаря данной 15-минутной композиции американское общество и бизнес познакомились с субкультурой хип-хопа, а в частности с репом. Первоначально отношение к данной мелодии было, как к музыкальной шутке (заимствование чужой мелодии считалось плагиатом), что не мешало ей стать очень популярной (было продано более двух миллионов копий по всему миру). Этот сингл принято считать первой студийной записью репа и где термин «hip hop» был впервые употреблён. Сама мелодия была записана афроамериканской группой, случайно собранная за день до записи, где трое МС и несколько ди-джеев наложили свой текст на ритм и партию бас-гитары уже существовавшего хита Chic «Good Time». В самой мелодии были даны типичные рифмы и темпы музыки, а так же акцент на темы хип-хопа: состязания МС, детали бытовой и социальной жизни, политика, показное тщеславие и издевательство над «музыкальными соперниками».
Постепенно субкультура хип-хопа становится популярной не только в Нью-Йорке, но и в других городах США. А рэп выходит на новый уровень: он перестал быть музыкой сплошного веселья, дискотек и вечеринок. В нем все чаще появляется социально-агрессивные речитативы. Рэп стал служить средством самовыражения афроамериканцев, которым было что рассказать о своем социальном статусе, политических правах и бытовом расизме. С другой стороны стали появляться коммерческие спонсоры, которые благодаря возросшей силе маркетинга, стали понимать какое влияние могут оказывать популярные рэперы на молодежь при выборе тех или иных товаров и услуг…
Война побережий и золотая эра хип-хопа
В конце 80-ых годов формируется несколько тенденций, которые оказали большое влияние на всю субкультуру хип-хопа в целом. Если в 80-ых годах тон всему рэп-движению задавал Нью-Йорк, то к началу 90-ых годов музыканты Лос-Анджелеса отказались от следования образцам Восточного побережья. Пока восточные рэперы оттачивали речевое мастерство, западные обратились к экспериментам с музыкой. В результате возник особый стиль Западного побережья, в котором важны и музыка, и текст. Так произошло разделение рэп-культуры на два крыла: «восточное» и «западное» (West coast и East coats) побережья. Кстати, этот период сейчас считается золотой эрой хип-хопа.
Как уже говорилось выше, родиной репа считается Нью-Йорк, и рэперы этого города не признавали значимым рэп из других мест, часто называя его «детским», «отстоем» и т.п. Однако конфронтация не ограничивалась лишь словесными нападками, битва шла на уровне потребителя. Диски западного побережья (Лос-Анджелес) не пускались на полки магазинов, радиостанции и кабельные каналы на восточном побережье. Конфронтация за рынки сбыта привлекла к себе внимание и участие организованного криминала. Причем последнее крыло «южное побережье» возникло как часть нового стиля в рэпе – гангста-рэп («gangsta rap» – «гангстерский рэп»). Данный стиль раздробился на три крыла (юг («южное побережье» – Хьюстон), запад, восток). Для этого течения характерно более агрессивное звучание и обилие ненормативной лексики в текстах, которые в основном посвящены криминальной тематике и нередко автобиографичны. Возникновение данного течения в первую очередь связано с «западной» группой «H.B.A.» (N.W.A.). N.W.A. Стиль группы был необычен – никакого «адидаса», африканских дредов и милитари-стиля; ничего, что указывало бы на принадлежность к «коммерческому» хип-хопу. Они были одеты в мешковатые штаны, толстовки, серебристо-черные цвета местных футбольных фанатов «L.A. Raiders» и немодными завитушками на головах (журналисты прозвали группу «Niggers With Activator» – «ниггеры с химией»). До возникновения данной группы, никто из афроамериканцев не использовал термин «ниггеры» в названии группы. В начале 90-ых годов за употребление слова «ниггер» в американском обществе не афроамериканец мог получить крупный штраф или тюремный срок. Единственными, кто его в рамках сленга употребляли, были представители афроамериканских криминальных групп. Тексты группы были посвящены в основном следующим темам: девушки, наркотики и «drive-by shooting» (любимого приема киллеров, при котором машина киллера останавливается на светофоре рядом с машиной жертвы). Использование криминального сленга, отсутствие сентиментальностей стало отличительным стилем гангста-репа.
Гангста-рэп подрывал систему фундаментальных ценностей, на которых рождалась «old school» (старая школа) или другими словами – первоначальный рэп. До сих пор все, так или иначе, исповедовали неагрессивную идеологию: «Мы – афроамериканцы за добро, любовь и справедливость, культивируем подлинно гуманные «африканские» ценности, лучше танец, чем драка…». «Public Enemy» призывали к бунту, но ориентировали на бунт, как протест против социальной несправедливости и бытового расизма. Представители гангста-репа предлагали новую идеологию – криминальный имморализм и эгоизм.
Группа N.W.A. основывала свою лирику на насилии, наркотиках и оружии, моментально получив освещение в средствах массовой информации. Предоставляя мрачное объяснение повышающемуся числу убийств среди молодых чернокожих людей в результате вражды банд. ФБР обвиняли группу в одобрении насилия, и ненависти к полиции, но «N.W.A.» утверждали, что они просто «репортёры» того, что действительно случается на улицах Лос-Анджелеса. Радио и телевизионные станции продолжали ставить их музыку, и альбом «Straight Outta Compton» (1988 год) стал «золотым» всего за шесть недель.
Лидер «N.W.A.» Eazy-E, Тупак Шакур и прочие исполнители гангста-репа спокойно признавались, что участвуют в криминальных разборках. Вскоре в 1990 году после своего образования группа распалась из-за финансовых недоразумений с менеджером. После развала наибольшее влияние на хип-хоп культуру оказали «гангста-выпускники» «N.W.A.»: Eazy-E, Dr.Dre, Тупак Шакур и Ice Cube.
Пару лет спустя, после развала «N.W.A.» Доктор Дре вместе с «криминальным» продюсером Мэйрионом «Suge» Найтом организуют гангста-лэйбл «Death Row Records», который станет главной площадкой для Уоррена Джи (Warren G), Снуп Дога и Тупака Шакура. Звукозаписывающий лейбл приносит десятки миллионов прибыли своим основателям.
Попытки повлиять с помощью законотворческих инициатив и судебного преследования пресекаются слаженной работой лучших юристов и пиарщиков, нанятых владельцами уже богатого лейбла «Death Row Records». Многие осужденные рэперы покидают тюрьмы с условием работы только с лейблом. Общественные организации и конгрессмены обвиняются в расистской цензуре при попытке влияния на гангста-культуру.
Апофеозом подобного развития стала так называемая война «западного и восточного побережья», которая вылилась в убийства ведущих исполнителей гангста-репа и других криминальных разборках. Жертвами личной неприязни стали «звезды» двух соперничающих лейблов с западного и восточного побережья.
7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе Тупак вместе с Мэйрионом Найтом (совладельцем лейбла) возвращались с боксерского матча при странных обстоятельствах (сел не в свою машину, без охраны и с открытым окном) подравшись в то же вечер с видным членом банды «Crips», в ночном клубе. На светофоре к ним подъехал белый кадиллак, опустил стекла и расстрелял из пистолета Glock 40-го калибра (13 выстрелов). Четыре пули попали в Тупака и лишь одна слегка задела Мэйрион Найта…
На Восточном побережье большую роль в развитии рэп-движения играл Пафф Дэдди (Puff Daddy) – владелец фирмы звукозаписи «Бэд Бой Энтертейнмент» ("Bad Boy Entertainment»). Главным музыкантом этой фирмы был Ноториус Би Ай Джи (Notorious B.I.G., настоящие имя и фамилия Кристофер Уоллис). Но он был убит через шесть месяцев после Шакура при схожих обстоятельствах.
Официальные следствия не смогли доказать взаимосвязь этих убийств, а так же раскрыть их, но реакция представителей хип-хоп культуры говорила сама за себя…
После смерти Тупака Шакура в 1997 году Доктор Дре неожиданно объявил, что гангстерский рэп исчерпал себя, и покинул «Death Row Records». Дре продолжает различные новые проекты, в частности один из них – «Эминем» (EMINEM), в последствии самый заметный исполнитель на сегодняшней рэп-сцене.
Мэйриона «Suge Knight» Найта, продюсера и владельца компании осуждают на 9 лет в тюрьму (в 2001 году освободился), и согласно законам Калифорнии ему запрещалось управлять «Death Row Records». После чего один за другим следуют судебные иски. Афени Шакур (Afeni Shakur) мать Тупака обвинила компанию в обмане её сына, что послужило сигналом для массового разрыва контрактов с лейблом и многочисленным искам.
Снупи Дог («Snoop Doggy Dogg»), у которого всё ещё был заключен контракт на запись шести музыкальных альбомов, разрывает выгодное сотрудничество с «Death Row Records». Вот что он сказал по этому поводу: «Я ухожу туда, где есть бизнес, и нет насилия, где всё делается на творческом потенциале вместо игр. Честно говоря, я боюсь за свою жизнь, сотрудничая с «Death Row Records».
После окончания так называемой войны «гангста-рэп» окончательно уходит из-под влияния криминала, под крыло различных лейблов и звукозаписывающих корпораций. Появляются новые «звезды» массового рэпа, возрождаются старые, шоу-бизнес зарабатывает прибыль на фильмах, альбомах и концертах.
Таким образом, мягчилась тематика репа, теперь он провозглашал красивый образ жизни, богатство (массивные золотые цепи на шее, дорогие автомобили и т.д.) красивых девушек и отсутствие криминала. Рост влияния шоу-бизнеса на рэп-культуру приводил к росту поклонников репа и самого стиля жизни субкультуры хип-хоп. Так эта субкультура становится частью молодёжной культуры во многих странах мира…
Хип-хоп в России
Массовая мода на хип-хоп, пришедшая с территории Соединенных Штатов, плотно закрепилась и в нашей стране.
Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Текст первого речитатива был таким: «С текстом все предельно сложно», – твердят уж много лет/Что это просто невозможно – на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой/К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...». Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции смешивались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let's Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты. Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х годов, когда у молодёжи началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны. У «русского рэпа» была одна главная проблема – подражательность.
Расцвет субкультуры хип-хопа в России приходится на 90-ые годы. Тогда рынок русского хип-хопа, как индустрии, уже сформировался. Подтверждением чему стало появление множества исполнителей и музыкальных коллективов этого жанра: Богдан Титомир, «Мальчишник», «Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие» и др.
В 90-ые я как раз ещё училась в школе. Мои одноклассники слушали рэп, подражали движениям и мимике представителей этой субкультуры, и изучали танец брейк-данс. Мамы тогда хватались за голову, когда их 14-летние дочки (этой тенденции были подвержены не только мальчики!), следуя стилю хип-хоп, просили купить им вместо платьев широкие штаны-трубы с накладными карманами и тяжёлые ботинки фирмы «Гриндерс» с железными вставками. Моего 35-ого размера тогда, увы, не удалось найти в столичных магазинах! Пришлось ограничиться только широченными штанами в сочетании с кроссовками. В таком образе, я, как и мои друзья, представали перед учителями. На переменах в наушниках у нас тогда звучали композиции американского рэпера Эминема (особенно была интересна его совместная песня с певицей Дайдо «Stan»), а под песни первого российского рэпера Децла, мы отплясывали на молодёжных дискотеках под его знаменитую композицию «Вечеринка у Децла дома». Эти веяния моды вдохнули что-то особенное в жизнь молодёжи конца 90-ых годов, мы будто постигали то, что некогда было под запретом: эта странная непривычная музыка, активное жестикулирование, необычная одежда, танцы «крутясь и стоя на голове» и, соответственно, следовавшие за всем этим непонимающие, скептические взгляды старшего поколения…
Время шло, хип-хоп в России продолжал развиваться. После 90-ых годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов. Новые лица русского хип-хопа – Тимати, Лигалайз, Банд'Эрос, Бьянка – стали завсегдатаями хип-хоп клубов. И по сей день они активно выступают со своими композициями в стиле рэп на российской сцене и в музыкальных клубах.
Эстетика субкультуры
Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской белой, англо-саксонской культуре. За прошедшие десятилетия сформировалась также своя мода, коренным образом отличная от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения, танцевальные стили, занятие баскетболом, своё графическое искусство – «граффити» (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными балончиками или специальными маркерами с краской) и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов, но сюжетно берущее темы из негритянской среды, таких как «Парикмахерская», «Hustle And Flow», «Не грози Южному Централу попивая сок у себя в квартале» и др.). Также рэперы всё больше начинают становиться киноактёрами. Примечательно, что рэперы не отличаются агрессивным поведением, исключение может составлять течение «гангста». Таким образом, провести чёткую границу между собственно хип-хопом и современной афроамериканской субкультурой становится сложно.
Как выглядят рэперы
Практически с самого рождения субкультуры хип-хопа, её представители стали выделяться своей одеждой. Сейчас даже не считается редкостью, когда звезды-рэперы заводят собственные одежные лейблы.
Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки, футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, мешковатые штаны (так называемые «трубы»), которые всегда приспущены. На голове в основном бейсболки (как правило, с прямыми козырьками, надетые козырьком назад) известных брендов (напр. Reebok, Roca Wear, FUBU и др.), носковидные надвинутые на глаза шапки или банданы. Если стричься – стричься коротко, ну или совсем под ноль. Если волосы – лучше их заплетать в косички, либо в дреды.
У рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны, брелки). Зачастую украшения в хип-хопе – это роскошь. Это очень дорогие вещи, как правило, из золота с обилием камней. Обязательность наличия подобных украшений вызвана тем, что в гетто афроамериканцы могли только одним способом демонстрировать свой «успех и значимость», а так как большая часть из них была малограмотна, то особое внимание уделялось драгоценностям. К тому же долгое влияние криминального мира на становление рэпа и то, что многие звезды состояли в бандах, отразилось на рэп-моде.
Особенности исполнения рэпа
Произведения в стиле рэп исполняются речитативом. При этом выполняются движения, подражающие уличному общению американских тинейджеров афроамериканцев.
Читать рэп – значит рассказать историю в ритме и в поэтичной форме. Чтобы излагать свою точку зрения убедительно, большинство рэперов использует жесты рук. Будь это взмах расслабленными пальцами или твердый, резкий как стаккато, жесты добавляют важный элемент к выступлению. Жесты придают стиху больше энергии, они работают, чтобы подчеркнуть определенные слова, и добавляют зрительный элемент к впечатлению от прослушивания. У большинства рэперов есть определенные жесты, которые они используют чаще, чем другие, но у лучших МС в запасе есть весь арсенал привлекающих внимание движений, которые они извлекают, как только этого требует стих. Во многих жестах у рэперов задействована только одна рука, так как вторая рука держит микрофон. Даже когда МС не держит микрофон, многие из них придерживаются жестикуляции одной рукой и используют вторую руку только для особых случаев.
Хип-хоп – настоящее и будущее
В наши дни субкультура хип-хопа по-прежнему продолжает развиваться, однако, уже по другой траектории. После окончания войны побережий рэп становится одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра. А новых направлений у рэпа появилось масса: джи-фанк (сочетание пи-фанковой мелодии и глубоких фанковых басов с синтезаторским наполнением, тонким звучанием флейты и речитативом, разбавленным мужским или женским бэк-вокалом), хорроркор (самый агрессивный поджанр хип-хопа, его лирическое содержание основывается на образах фильмов ужасов), грайм (характеризуется мрачной атмосферой трека, раскатистыми басами и скоростной агрессивной читкой), бэкпекеры (основа философии бэкпэкера – это принципиальное отсутствие какой либо привязки к местности и готовность к путешествию), бэггеры (группа людей, которые не слушают рэп, не танцуют брэйк и не рисуют граффити, их интересует только стиль одежды рэперов) и др. Кроме того, в последнее время музыка в стиле рэп приобретает ярко выраженную коммерческую окраску, появляются смешения с модным R&B, с электронной музыкой (хаус, дабстеп).
Стоит добавить, что сейчас к представителям субкультуры хип-хопа часто относят тех молодых людей, кто просто слушает рэп или танцует брейк-данс, одеваясь в узнаваемую «униформу». Однако бывалые рэперы считают, что настоящий представитель субкультуры всё же должен сочинять и исполнять характерные хип-хопу речитативы. Но, так или иначе, у этой музыкальной субкультуры по-прежнему много последователей и поклонников, которые неустанно ищут новые пути развития хип-хопа и, конечно, выражения себя в нём…
Легенды хип-хопа
Эминем
На исходе XX столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем, который попытался возродить заряд провокации и социального протеста. Маршалл Брюс Мэтерс III (англ. Marshall Bruce Mathers), более известный под сценическим псевдонимом Эминем (англ. Eminem) – американский рэпер, музыкальный продюсер, композитор и актёр. Эминем является одним из самых продаваемых музыкальных артистов в мире, а также самым продаваемым артистом 2000-ых годов. Он назван одним из самых великих музыкантов всех времён многими журналами, включая «Rolling Stone», который разместил Эминема под 83-м номером в списке 100 самых великих артистов. Этот же журнал провозгласил его Королём хип-хопа. Если считать и студийные работы его групп, то у Эминема имеется 10 альбомов, которые достигали первой строчки в Billboard. Как сольный артист, Эминем продал более 100 миллионов альбомов по всему миру.
Эминем занимается разной деятельностью: у него есть собственный звукозаписывающий лейбл, которым он управляет вместе со своим менеджером Полом Розенбергом, а также имеется собственная радиостанция – «Shade 45 на Sirius XM Radio». В 2002 году Эминем снялся в полуавтобиографической хип-хоп-драме «Восьмая миля». Он получил премию «Оскар» за лучшую песню к фильму, став первым рэп-артистом, выигравшим эту награду.
Yo-Yo
Первая «западная рэперша» Yo-Yo родилась и выросла в знаменитом Южном централе Лос-Анджелеса («South Central LA»). Лирика Yo-Yo часто продвигала идеалы независимого государства, веры и самоуважения чёрных женщин. Её альбом
«Making The Way For The Motherload» был продан в количестве 400 тысяч копий.
Популярные жесты рэперов
Жест «Звезда Ниндзя» – это простой классический жест, который работает для различных стилей, но особенно для свободного флоу. Опустите вашу правую руку вниз и немного в сторону. Затем поверните ладонью вверх, по направлению к лицу, и раскройте ее, как будто вы собираетесь подавать мяч. Согните мизинец и безымянный пальцы и прижмите их к ладони, но при этом распрямите средний палец, указательный палец и большой палец. Во время читки поворачивайте ладонь туда и обратно. Идея заключается в том, что во время флоу, вы как будто бросаете звезды ниндзя, как в старой аркадной сега игре Шиноби.
Жест «Kweli» очень похож на Звезду Ниндзя, только в более вертикальном положении. Положите вашу правую руку перед собой, согнув локоть так, чтобы рука была чуть ниже плеча. Распрямите только указательный палец и загните все другие пальцы внутрь. Держите руку совершенно свободно и вращайте запястьем вперед и назад так, чтобы ладонь вращалась. Иногда выбрасывайте руку вверх в воздух, для разнообразия.