Судьба страны решается за школьной партой
В Москве прошёл IX съезд Всероссийского педагогического собрания (ВПС) «Российская история, отечественные ценности и традиции — модели воспитания гражданина и патриота».
В работе приняли участие представители профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы РФ, Министерства образования и науки РФ, органов управления образованием субъектов РФ, делегация КНР, "Национальный союз патриотического воспитания", члены патриотических молодёжных организаций, представители педагогической и родительской общественности, народные артисты и заслуженные мастера спорта.
Пленарное заседание съезда открылось приветствием из космоса: по телемосту с борта Международной космической станции учителям России передали поздравления космонавты Михаил Корниенко, Олег Кононенко и Сергей Волков. Одним из их пожеланий было возвращение предмета «Астрономия» в школьную программу - «ведь это и есть познание мира».
Свои приветствия педагогам прислали Председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин, зампред Правительства РФ Ольга Голодец, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов…
«Считаю этот съезд одним из самых главных, - начал выступление полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Александр Беглов. - Его представители занимаются самым важным: воспитанием наших наследников, нашего будущего. В последнее время происходит множество событий, которые проверяют нас на зрелость и стойкость убеждений. Мы видели, как в этот юбилейный год 70-летия Победы предпринимались активные попытки переписать нашу историю и расколоть наше общество. Основная битва идёт за умы и сердца подрастающего поколения. Есть специальные программы наших оппонентов, которые придут в наши школы. У нас задача — защитить наших наследников, вооружив их знаниями, оградив от лжеучений нашей любовью и вниманием. Наши дети каждый год становятся чемпионами мира в самых разных отраслях знаний. Этот золотой интеллектуальный ресурс мы должны развивать и сохранять, а самое главное - дать возможность реализоваться в России. Год Победы заканчивается, а национальный подъем и те формы работы, которые появились благодаря этой дате, нам нужно обязательно сохранить».
Зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов передал участникам приветствие председателя Комитета Вячеслава Никонова и слова признательности от всего комитета за ту плодотворную работу, которую получилось выстроить у депутатов с ВПС. «Я говорю это, абсолютно не подыгрывая, потому что мы вместе на протяжении вот уже многих лет ищем ответы на вызовы, которые стоят перед современной российской системой образования, готовим важнейшие законопроекты, которые становятся законами и определяют образовательные ландшафты современной России». «Патриотизм - это стратегический, оборонный ресурс России, который неоднократно изгонял захватчиков с наших земель, - сказала председатель ВПС, ректор МГУТУ имени К.Г. Разумовского(ПКУ) Валентина Иванова. - Не только мы, но и наши «друзья» за океаном прекрасно понимают, что в первую очередь патриотизм должен формироваться в образовательном учреждении. Не случайно президент США Кеннеди говорил: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Судьба России будет решаться за школьной партой. В этой связи сегодня важно определить ключевые модели воспитания гражданина и патриота». Среди примеров эффективных моделей Валентина Иванова назвала воспитание на личным примере учителя и «на примере истинных героев» (космонавтов, ветеранов боевых действий, совсем юных героев, спасающих людей в авариях, пожарах и т.д.), а также участие в волонтёрских организациях, поисковых движениях. Ещё одна эффективная модель — это воспитание на основе традиций, культуры, обычаев и истории казачества: «Патриотизм казаков издревле служил России. Кто встал в Крыму на пути банд «Правого сектора» ? На Перекопском перешейке стояли студенты-казаки Первого казачьего университета ! Но кто из школьников знает об этом ?» Она указала на актуальные задачи ВПС: создать площадки для обмена опытом и внедрения моделей воспитания; заполнить пространство Интернета здоровым и нужным контентом, в том числе материалами виртуальных музеев памяти; создать кибердружины по блокировке вражеских информационных атак, инициировать на законодательном уровне ужесточение борьбы с вражеской пропагандой. На базе ВПС за счет интеграции электронных музеев памяти важно сформировать общероссийский портал «Герои нашей Родины». Также необходимо добиться организации системных исследований в области патриотического воспитания.
«Большое число наших сограждан считают патриотизм избитым штампом, - заявил президент Национального союза патриотического воспитания (НСПВ) Василий Собачкин. - А самих патриотов – слепцами, не замечающими изъянов в нашей стране. Но мы не закрываем глаза на существующие проблемы, мы их видим и предлагаем пути их решения. В этом состоит позиция истинного патриота: не говорить, а действовать. Давайте сделаем для нашей молодёжи среду, которая поможет им узнать и искренне полюбить великую Россию. Пусть их патриотизм будет осознанным, а не навязанным». Он предложил педагогическому сообществу обращаться в НСПВ с идеями и проектами по патриотическому воспитанию, которые организация поможет реализовать.
Заслуженный мастер спорта России, двукратная чемпионка мира Ирина Слуцкая отметила, что приоритетным направлением патриотического воспитания считает физическое воспитание, а одним из важнейших инструментов в этой части является внедрение физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин видит огромное значение исторического воспитания в формировании патриотизма: «Наша молодежь и мы все должны понимать: наша история ничем не хуже, чем история других стран. У молодёжи должно быть чувство исторического оптимизма и гордости за Россию».
Пленарному заседанию предшествовала работа дискуссионных площадок съезда, прошедшая в столичной гимназии № 1572. Работа велась в 4 секциях по темам: «Казачество - пример служения России», «Угрозы российской идентичности», «Российское движение школьников и воспитание патриотов»; «Прикоснись к подвигу сердцем (истина и ложь в борьбе за сердца юных: необходимость новой парадигмы воспитания)». Участники дискуссий подвели итоги работы и внесли свои предложения, а также подготовили открытое письмо для деятелей телевидения и кинематографии о недопущении порицания имиджа учителя в СМИ: по их мнению, сегодня в России снимается много фильмов, в которых образ учителя представлен недостойно.
В рамках пленарного заседания съезда выступили участники VIII Молодёжной экспедиции на Северный полюс - полярник Матвей Шпаро и семь школьников и студентов из разных регионов, покорявших Северный полюс вместе с министром образования РФ Дмитрием Ливановым. Матвей Шпаро рассказал: «Восьмой год подряд в нашей стране прибавляется по семь молодых полярников. Это не спортсмены, а победители разных всероссийских олимпиад. В течение семи дней они штурмуют самую трудную точку на нашей планете. Только наша страна в состоянии организовать такие молодёжные экспедиции. Основная идея – чтобы, возвращаясь в свои регионы, они транслировали правильные ценности сверстникам (дружба, любовь, умение помогать и принимать помощь - всё это чувствуется во много раз лучше при восхождении на верхушку планеты)».
Правнук маршала СССР Леонида Говорова, ученик гимназии №1409 города Москвы, обладатель гранта Правительства Москвы в сфере образования Павел Говоров выступил с докладом о своей научно-исследовательской работе, посвященной памяти прадеда. Он рассказал, что пример его прадедушки и работа над исследованием вдохновили его на конкретные дела по сохранению памяти о подвиге предков: «Если мы утратим духовную связь с нашими предками, забудем историю страны, мы можем потерять нашу Родину».
Председатель Ассоциации молодых педагогов ВПС, учитель года России 2014 Денис Родчев констатировал: «Сегодня у молодого учителя появилась ещё одна задача. Он берёт на себя ответственность за будущее своей страны. Как бы это громко ни звучало, сегодня именно учитель должен стать тем человеком, который даст подрастающему поколению понятия о чести и совести, объяснит разницу между патриотом и националистом, воспитает образованного и сильного гражданина. Для этого сам учитель должен быть человеком ответственным с уверенной гражданской позицией».
Выдающиеся учителя и руководители образовательных организаций, победители профессиональных конкурсов в ходе съезда получили дипломы, премии и грамоты из рук народных артистов, заслуженных мастеров спорта, представителей Министерства образования и науки РФ и Совета Федерации РФ. Народный артист России Дмитрий Маликов поздравил учительскую общественность, исполнив одну из своих песен.
Вернуться назад или поделиться