Лето с Пушкиным
В Государственном институте русского языка имени А. С. Пушкина прошло открытие фестиваля «Лето с Пушкиным». Были представлены мастер-классы и программы дополнительного образования, в которых летом 2015 года могут принять участие учащиеся московских школ и педагоги сферы дополнительного образования.
Открывая фестиваль, ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Маргарита Русецкая сказала: «Считается, что каникулы – это время для безделья, но нам бы очень хотелось, чтобы для школьников, которые на каникулах останутся в Москве, летнее время прошло с пользой. И здесь мы продолжаем традицию сотрудничества с Департаментом образования города Москвы, реализуем его проекты, программы, которые связаны с вовлечением вузов столицы в организацию социальных, культурных мероприятий для жителей города. В рамках субсидий Правительства Москвы на проведение таких мероприятий, мы, в том числе, и предлагаем в летние месяцы программы, мастер-классы, связанные с формированиями новых компетенций у детей. Для этого мы разработали несколько программ дополнительного образования. Это ещё одна задача, которая была поставлена перед Институтом Пушкина Министерством образования России – разработать новые программы дополнительного образования, которые, с одной стороны, повышали бы уровень владения учащихся русским языком, повышали интерес к чтению и развивали умение вдумчиво читать литературу, а с другой стороны, действительно были бы интересными, увлекательными для школьников. Поэтому мы сочли возможным традиционные филологические, лингвистические программы соединить с возможностями современных технологий. Так родились программы по цифровой журналистике, по короткометражному кино, по Интернет-телевидению… Это то, чему мы, собственно, и будем учить в летние месяцы. Каждая наша программа разработана при научном руководстве известных людей нашей страны, высочайших профессионалов в своем деле.
А уже в полном формате мастер-классов, начиная с сентября, мы будем не только проводить эти программы на базе института, но также готовы быть их проводниками в образовательные организации Москвы, России и всего русскоязычного мира в целом…»
Одним из первых мероприятий фестиваля стал круглый стол «Развитие когнитивных способностей и коммуникативных компетенций школьников средствами дополнительного образования», на котором были представлены программы дополнительного образования Института Пушкина и Школы искусств и медиатехнологий. В частности, профессор Института Пушкина Михаил Осадчий рассказал о том, какие именно компетенции будет предложено развивать школьникам: «Главный посыл, из которого мы исходили – это комплексное развитие личности ребенка на основе развития коммуникативных способностей. В итоге мы получаем гармонично развитую личность. Мы предложили детям такую интересную модель, как «Филологическое бюро расследований». В рамках этой игры мы предлагаем расследовать этимологию слов, происхождение названий, изучить генеалогическое древо семьи…».
Следующим мероприятием фестиваля стал мастер-класс «Школа оратора», которую провёл профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации ГИРЯ Владимир Аннушкин.
«Будут проведены несколько занятий, на которых мы расскажем, что такое риторика и поработаем практически, – сказал он. – То есть, мы покажем образцы ораторской прозы, почитаем хорошие стихи, позанимаемся техникой речи и, наконец, дети начнут сочинять тексты».
Немало участников собрал мастер-класс «Поэтическое реалити», который провела поэтесса, победитель конкурса молодых поэтов «Бабушка Пушкина» на телеканале «Москва 24» Ника Симонова. Первым заданием для детей стал поиск метафор. Нужно было определить, на что похожа сирень. Кому-то из участников мастер-класса она показалсь похожей на виноград, а кто-то сравнил ее с маленькими снежинками… Затем метафоры нужно было использовать в стихотворном тексте, причем не обязательно в рифмованном: например, один из юных участников написал верлибр (белый стих).
По окончании мастер-класса Ника Симонова рассказала немного о том, какой, по ее мнению, должна быть поэзия и как развить навык стихосложения: «Поэзия всегда играла весьма важную роль в российской литературе. Поэтический дар можно развить, при этом не обязательно становиться поэтом. Есть методы развития дара, например, искать точное слово, убирать неточные. Глагольные рифмы, которые использовал Александр Сергеевич, в современной поэзии уже не воспринимаются. Интереснее составная рифма, например, «брошка» - «берешь как»... Нужно много читать, искать точные слова и писать о текущем моменте – о том, что воспринято именно сейчас».
Также в рамках фестиваля состоялись мастер-классы «Проект книги» (ведущией которого стала Наталья Урсу), «Бюро филологических расследований: генеалогия, топонимика, геобренды» (Анастасия Соломонова), «Роль автора-ведущего в подготовке и проведении радиопрограммы» (журналист, радиоведущий Михаил Куницын), «Телеведущий. Кто это?» (Арина Шарапова), а также «Цифровая журналистика», ( руководитель проекта «Школа новых технологий» Департамента информационных технологий г.Москвы Игорь Марчак и руководитель Управления информационных технологий ГИРЯ Елена Павличева).