Форум сельских учителей
Всероссийский форум учителей сельских школ «Учитель в социальном векторе развития села», организованный по инициативе всероссийского педагогического собрания, открывшийся 7 февраля в столице России, стал знаковым событием в жизни сельской школы. Форум собрал 827 педагогов из 64 субъектов РФ, была организована работа 8 дискуссионных площадок по самым важным и актуальным для сельской школы проблемам. Среди главных тем: отражение статуса учителя в Законе «Об образовании в РФ»; проект «Школьный автобус»; дистанционное обучение; программа «Учительский дом» и многие другие.
Модераторами дискуссионных площадок выступили гости и участники форума. Среди них члены Совета Федерации РФ, сотрудники Министерства образования и науки РФ и Министерства сельского хозяйства, представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
По мнению делегатов форума, сегодня, в свете принятия нового Закона «Об образовании в РФ» важно рассмотреть пути реализации и возможные способы поддержки сельских малокомплектных школ со стороны государства, чтобы затем с максимальной полнотой реализовывать уже принятую законодательную инициативу.
«Дети и работники должны получать качественное образование вне зависимости от их территориального расположения. Мы сейчас получаем новое оборудование, но все это помещаем в старые стены, – рассказывает учитель малокомплектной школы Архангельской области. – Я считаю, что нам необходимо на федеральном уровне разработать программу строительства малокомплектных сельских школ, где прописать все критерии необходимые для современного качественного образования детей».
Как выяснилось, затраты в сельской школе на одного ученика в пять раз превосходят уровень затрат на обучение в городе и это неоспоримый факт, который заставляет директоров сельских школ экономить средства и выходить на программы дистанционного обучения. В сельской школе Липецкой области обучается 150 детей, но дистанционное обучение здесь стали экспериментировать два года назад. В школе есть интерактивные доски, ноутбуки и интернет, но не это привлекает ребят. «Школьникам нравится получать знания онлайн, общаясь с педагогом из районной школы через скайп», – делится опытом директор сельской школы Андрей Коробов. По мнению педагога, у детей появляется мотивация, желание учиться. Пока ребята дистанционно осваивают литературу и МХК. Не все дисциплины, считает эксперт, можно осваивать через онлайн общение.
Помимо методов, программ и условий обучения волнуют сельских педагогов и вопросы кадрового состава. На сегодняшний день сельские школы испытывают острый недостаток в молодых специалистах. «Все меньше молодежи приезжает в село, причина – отсутствие жилья», – говорит модератор площадки «Учительский дом» на селе: чья это забота?» Татьяна Серебрякова. Для того чтобы этого не было, нужно разработать критерии, по которым учителей можно будет признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, считают педагоги. Кроме того, участники предлагают провести акцию в поддержку проекта «Учительский дом», чтобы в этом проекте приняло участие как можно больше учителей, в том числе молодых специалистов, работающих в сельской школе.
«В нашей стране 43 тысячи сельских школ, в которых обучается более 2/3 российских детей. Однако совестно говорить, что за 10 лет в России закрылась каждая 3 сельская школа. И вот, благодаря такому масштабному форуму, мы впервые за много лет подняли вопросы сельских учителей на всероссийском уровне. Сегодня мы должны кардинально изменить отношение к малокомплектной школе и школьному учителю, мы должны вернуть былую славу нашему образованию и сделать так, чтобы условия и качество образования в сельских школах не уступало образованию в столице и крупных городах», – подчеркнула в своем выступлении Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.
В пленарном заседании принял участие и Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Он ответил на вопросы учителей и заявил, что сельские школы больше закрываться не будут, более того, в 2013 году им будет оказываться дополнительная государственная поддержка.
Итогом форума стала резолюция, в которой учителя изложили основные направления развития школы на селе: среди них развитие сетевого взаимодействия, использование индивидуально-ориентированных технологий, преобразование ряда малочисленных школ в филиалы более крупных, расширение льгот для молодых педагогов, активная реализация программ «Учительский дом» и многое другое. Все, отраженные в резолюции мероприятия и рекомендации, станут основой для работы Всероссийского педагогического собрания на 2013 год.