Первая ступень профессии врача
Разные мотивации приводят абитуриентов в стены медицинского вуза. От детской мечты стать врачом и семейных традиций (они работают и в наш XXI век) до соображений, которые можно было бы назвать прагматичными, насколько подобное слово применимо в контексте данной профессии. Но даже в наш «век высоких технологий», в котором медицина (равно как и образование) становится предметом постоянного реформирования, а также бурных дискуссий и сложных вопросов, из которых не последний – оплата труда работника, конкурс в профильные высшие учебные заведения остается стабильно высоким. Как это обычно бывает, за право стать «человеком в белом халате» соревнуются 4–5 абитуриентов, на некоторые же специальности конкурс оказывается еще выше…
И потому неудивительна ситуация, когда абитуриент уверен в том, что медицина – так или иначе «своя» профессиональная область, место будущего приложения сил (возможно на всю оставшуюся жизнь), но такой же уверенности в собственных силах часто недостает. Возможно, сказывается опыт неудачных поступлений, но, как показывает статистика, абитуриенты медицинских вузов – одни из самых преданных своей специальности. Чаще всего те, у кого не получается взять желанные высоты с первой попытки поступления, пробуют это сделать снова и снова…
В настоящее время стало уже относительно частой практикой, когда будущие студенты, желающие связать свою дальнейшую деятельность с медициной, начинают свой образовательный путь не с высшего учебного заведения, а с медицинского колледжа.
Первое преимущество подобного решения вполне практично. Поступить в среднее специальное учебное заведение несколько проще, чем в высшее соответствующего профиля. Этот закон работает практически в любой специальности. Однако проверку знаний по профильным наукам (в первую очередь биология и химия, а так же математика и русский язык) выдержать все равно придется, будь то экзамен с билетами, конкурс школьных аттестатов или результаты ЕГЭ.
Правда, при поступлении нужно помнить, что учиться благородной медицинской профессии в условиях среднего профессионального образования придется несколько дольше, чем любой другой. Те, кто окончил 11 классов, проведут в колледже от трех до четырех лет; «девятиклассники», соответственно, больше – полные пять лет, начало которых будет посвящено общеобразовательным дисциплинам из школьной программы. Однако даже школьные предметы в медицинском колледже преподаются с соответствующим уклоном, например, различным областям биологии, анатомии, физиологии человека будет отведено значительно большее количество часов, чем в рамках программы средней школы. Временная протяженность обучения зависит от выбранной специальности, которых на этапе среднего медицинского образования значительно меньше, чем в высшей медицинской практике, однако и здесь есть над чем подумать.
Самое частое предложение медицинских колледжей – сестринское дело. Обучают здесь по специальности «медсестра широкого профиля» (иногда с вариантами специализации). Как правило, путь от абитуриента до «помощника врача, не имеющего права работать самостоятельно» занимает три учебных года для обладателей полного школьного образования (для тех, кто ушел после девятого класса – на год больше). Учиться – сложно, но очень интересно: теоретическая подготовка, предметы, объясняющие «механизм функционирования» человеческого тела, методы обследования пациента и правила оказания врачебной помощи – от простого к сложному, от теории и учебных кабинетов к практике. Сначала – учебной, потом – медицинской. Это одна из сильных сторон среднего профессионального образования – серьезный практический компонент. Медицинские училища, в отличие от медицинских вузов, не предоставляют студентам, избравшим определенную специальность, времени на раздумье: специализация начинается сразу. Уже на первом курсе вчерашних школьников ждут не только традиционные лекции и семинары, но и первые опыты на профессиональной стезе. Нередко медицинский колледж сотрудничает не только с профильным вузом, но и с лечебными учреждениями: поликлиниками, больницами, стационарами. Что дает студентам прекрасную возможность получить помимо профессионального опыта и, вероятно, будущие рабочие места.
Более «объемный» вариант – специализация «лечебное дело». Здесь учат на фельдшеров (медработников «городской передовой» почти в буквальном смысле): основное направление, для которого готовят специалистов и куда отправляют студентов-практикантов – это станции скорой медицинской помощи. Разумеется, это оказывает влияние на особенность подготовки: по специфике профессии нередко именно фельдшер на вызове снимает электрокардиограмму, вводит необходимые лекарства, останавливает кровотечение, приходит на помощь в различных экстремальных ситуациях. Отсюда ясен объем багажа знаний (а также хладнокровие, решительность и человечность, чему, к сожалению и в университетах не научат), которыми должен обладать профессионал этой специализации. Конкретные медицинские дисциплины и технологический компонент – все это входит в подготовку фельдшера.
Еще больше с «техникой и технологией» – роль которых в современной медицине возрастает год от года – придется общаться специалисту, выбравшему для себя самую, наверное, технически насыщенную область среднего медицинского образования – лабораторную диагностику. «Правильно поставленный диагноз – половина лечения» – истина древних времен справедлива и сегодня. Только сейчас в постановке точного диагноза помогают все возможности сложной современной техники, совершенствующейся год от года. Однако «человеческий фактор» здесь все равно остается решающим. И роль лабораторного работника велика в любом случае… Ведь даже всем знакомый анализ крови из пальца с точки зрения специалиста – далеко не простая задача… В профессиональный арсенал знаний здесь на равных входят и биохимия, и информатика…
Существуют и другие профессиональные специализации среднего медицинского образования. С одной такой специализацией практически любой из нас «знакомится» при своем появлении на свет – это акушерка. Она – одна из самых «не средних» среди профессий среднего медицинского звена. Так, в большинстве колледжей на эту специальность принимают только с полным средним образованием – после 11 класса. И это неудивительно: практически все профессиональные качества, требуемые от настоящего работника медицинской сферы, в этой специальности понадобятся в двойном объеме, ведь от качества работы акушерки зависят две жизни. Специалист, получивший диплом по специальности «акушерское дело», должен хорошо знать процессы, происходящие в организме женщины в связи с беременностью и родами, владеть методами обследования и диагностики беременности, уметь проводить психопрофилактическую подготовку женщин к беременности и родам. Кроме того, профессионал должен знать технику ухода за новорожденным и грудным ребенком и уметь научить этому других. Также в набор профессиональных знаний акушерки должно входить умение оказать экстренную гинекологическую помощь в отсутствии врача. Поэтому от акушерки требуются глубокие знания, быстрота реакции, клиническое мышление и хорошее физическое здоровье. И, конечно, одно из самых необходимых профессиональных свойств – акушеркой может стать только та, кто любит детей.
Отдельно обучают медсестер и для такой области медицины, как стоматология. «Обязывает» специфика работы, особые задачи, которые приходится выполнять медсестре во всем нам знакомом зубном кабинете. Кстати, это одна из востребованных специализаций, где (естественно, при надлежащем качестве работы) есть все шансы стать высокооплачиваемым специалистом. Желающих стать зубными врачами, вероятно, значительно меньше, чем тех, кто относится к этой профессии с некоторой опаской, несмотря на то, что современное оборудование позволяет не бояться визита к дантисту. Однако традиционно самый высокий конкурс как раз на стоматологические факультеты медицинских вузов. Но и они сотрудничают с профильными колледжами. И заинтересованы в специалистах, на практике доказавших свою профпригодность. Как заинтересованы в них и работодатели. Разумеется, для такой профессиональной востребованности необходимы качественные знания как человека (общемедицинские и профильные), так и зубоврачебной техники и материалов.
Еще одна популярная специальность последнего времени, которую нередко вводят «на платной основе», – это косметология. Сейчас специалист среднего медицинского звена востребован не только в больницах и поликлиниках, но и в салонах красоты, а также фитнес-центрах или, например, на СПА-курортах. Однако желающим приобрести подобную «красивую» профессию стоит помнить, что профессиональная медицинская косметология – специализация далеко не простая. Человеческая кожа – сложнейший «механизм», и правила поддержания его в порядке, естественно, непросты.
Все полученные в учреждениях среднего медицинского образования знания проверяются на реальной практике в лечебных организациях, которая начинается с первого же года обучения. Так работает главное преимущество среднего образования – возможность проверить свой выбор в реальности. И трезво оценить, насколько этот жизненный путь – ваш. Случайных людей не хочется видеть ни в одной специальности, но в медицине – особенно. Возможно именно поэтому медицинские вузы, сотрудничающие практически с каждым колледжем, обеспечивают его выпускникам определенные льготы при поступлении. Человек, испытанный делом и осознавший на практике, что это – его работа, тем более, продолжающий работать по специальности, заведомо больше заинтересован в профессиональных знаниях, чем вчерашний школьник. Он оценивает их уже «изнутри» своего опыта работы и четко знает, зачем ему это нужно. Разумеется, вузы учитывают этот «интерес специалиста». Так что ступень между средним специальным и высшим образованием значительно менее заметна, чем, скажем, между вузом и школой. А кроме того – подобный путь далеко не всегда сильно увеличивает годы учебы, которых и так немало в сфере медицины. Потому что студентов «опекаемых» колледжей вузы нередко принимают сразу на второй год обучения, ведь общая подготовка, которую дают младшекурсникам, вчерашними студентами колледжа уже пройдена.
И даже если случится так, что профессиональная деятельность специалиста окажется далекой от медицины (такое бывает, но, как показывает практика, достаточно редко), практический компонент медицинских знаний «среднего звена» – та наука, которая всегда в жизни пригодится. Искусство «облегчать страдания и бедствия» человечески необходимо в самых разных обстоятельствах.