Графический и web-дизайн: визуальные решения
Искусство оформления появилось тогда же, когда и производство: создавая что-либо, автор привносил в изделие частицу своего представления о красоте. Так возник дизайн.
Стены пещер расписывались охотничьими сценками – отсюда берет свое начало дизайн интерьера. Выделанные и скрепленные жиловыми нитями шкуры расшивалась бисером и раковинами – впоследствии умение создавать и украшать одежду было названо искусством дизайна одежды. Как только люди научились передавать информацию в письменном виде – на основе самых красивых и понятных почерков стали появляться шрифты. До сих пор современные графические дизайнеры используют художественные находки былых времен. Элементы, имеющие прямое отношение к каллиграфии Китая, Японии или европейскому готического шрифту, ныне успешно используются в логотипах современных фирм и в оформлении виртуального пространства.
Веб-дизайн – самый молодой из видов дизайна, но пожалуй, самый «синтетический»: он вобрал в себя черты оформления книги, плаката и промышленного дизайна.
Оформление слова
Что общего между коробкой конфет и красочным журналом, рекламным плакатом и логотипом фирмы? Для создания всех вышеперечисленных объектов требуется труд графического дизайнера. Результат работы профессионалов «визуальной коммуникации и представления», как говорится, налицо. Благодаря грамотному оформлению предмет помимо собственно утилитарной функции приобретает еще и эстетическую. Книга с яркой обложкой и красивыми интересными иллюстрациями может послужить хорошим подарком. Кроме практичности и красоты любой графический дизайн призван невербальными символами – «картинками» – оказывать влияние на аудиторию.
Дизайн, независимо от области его применения, по сути своей является «приспособлением» вещи к человеку. Сочетать смысловую функцию картинки или надписи с эстетической, а также с психологической (ведь главная цель такой работы – привлечь внимание) мастерам приходилось с незапамятных времен. О красоте рукописных книг хорошо известно. Традиции оформления манускриптов (заставки, буквицы, рисунки на полях) прослеживаются и в современных подарочных изданиях, и в работах лучших художников-оформителей. Но книгами искусство оформления печатных материалов, конечно, не ограничивается.
Многие произведения, созданные с сугубо практической целью, – афиши, открытки, этикетки – сейчас признаны не просто графическим свидетельством истории, а шедеврами. Театральные афиши французского художника Тулуз-Лотрека выставляются в музеях, по плакатам советского живописца Родченко изучается соц-арт как стиль...
Не случайно знатоки профессии уверяют, что современный графический дизайн – это не просто техника создания «красивых картинок» с помощью пары–тройки графических программ, которые можно освоить за недолгий промежуток времени, но полноправная наука со своей долговременной историей и своей философией. Для достижения успеха в этой области потребуются и искусство художника, и математический расчет аналитика, и знание законов оптического восприятия… и основы психологии.
Учиться графическому дизайну можно по-разному, все зависит от основной цели студента. Краткосрочные курсы, как правило, основное внимание уделяют технической стороне процесса, поэтому базовая программа включает в себя, с одной стороны, художественные дисциплины (навыки рисунка, композиции, цветоведение), с другой – изучение профессиональных компьютерных программ. Этот блок учебных дисциплин доминирует по количеству академических часов, и это не удивительно. Ландшафтный дизайнер изучает в первую очередь свойства растений и технологию оформления земельных участков, дизайнер интерьера – качества и свойства отделочных материалов, а также современные тенденции «мебельной моды»… Каждый специалист должен уметь наилучшим образом представить свою мысль в «рабочем материале», а для графического дизайнера зачастую компьютерный макет – «картинки» – это и есть готовая продукция. В последнее время стирается граница между графическим дизайном и веб-дизайном. «Джентльменский набор» знаний будущего специалиста включает более десятка программ верстки и графической обработки изображений, среди них – Adobe Photoshop, Illustrator, QuarkXPress, Corel Draw, 3D Studio MAX, Solid Works, Sierra Home 3D, Macromedia Flash и др.
Специальность графического дизайнера предполагает и возможность обучения по вузовским программам. Правда, для поступления в профильные высшие учебные заведения потребуется не только документ о полном среднем образовании (большинство курсов не смотрят на наличие дипломов), но и умение хорошо рисовать в различных техниках. В таких вузах сохранился и творческий конкурс, в рамках которого абитуриентам предлагается продемонстрировать свои способности и навыки. Как правило, он проходит в формате просмотра работ абитуриента и экзаменов по рисунку и композиции.
Высшее образование дизайнера-графика многослойно. Помимо всесторонних навыков применения компьютерных инструментов (операционные системы, программирование, компьютерные сети и телекоммуникации, базы данных, Web-дизайн), студенты получают фундаментальную подготовку в области художественно-эстетических дисциплин (здесь и теоретический культурологический багаж – история культуры и искусства, история орнамента, культурология, история графического дизайна и рекламы). В число необходимых художественных дисциплин включены рисунок и спецграфика, иллюст-ративная графика, графический дизайн, композиция, живопись, скульптура и пластическое моделирование, цветоведение и колористика. В профессиональную подготовку – техника графики, шрифт, типографика, фотографика, технологии полиграфии, креативный дизайн, аудиовизуальные технологии в дизайне, технологии трехмерного моделирования и анимации. Еще одна необходимая составляющая работы – экономическая: дизайнер – профессия творческая, впоследствии специалисты работают «на себя» или на свою дизайнерскую группу, и как эффективно продавать свой труд и талант – приходится думать самостоятельно, а без экономических знаний здесь не обойтись. Талантливый графический дизайнер – тот, кто в век информационных технологий обеспечивает удобную, технически правильную, зрелищную и чаще всего – коммерчески выгодную форму подачи продукта или информации. Без работы такой специалист никогда не останется.
Я – веб-дизайнер!
Виртуальная среда – Интернет – также подвергается различным преобразованиям с момента своего появления. Не будем забывать, что web-дизайн – это в первую очередь дизайн среды: виртуальность нельзя потрогать, но это не значит, что она не должна быть дружественной, а навигация в ней – интуитивно понятной.
Сегодня, чтобы создать простую страничку в Сети, даже не обязательно знать язык программирования HTML: существует множество готовых шаблонов и несколько программ для создания сайтов, максимально адаптированных для пользования «чайниками». Увы, оформление большинства страничек рунета вряд ли позволяет применить к ним слово «дизайн». Чтобы веб-страница выглядела красиво и понятно, знания языка гипертекстовой разметки HTML мало, нужно еще иметь эстетический вкус и чувство стиля. Художественное образование или оформительские способности веб-дизайнеру необходимы. Он должен уметь рисовать не только на экране монитора, но и карандашом на бумаге.
Но в слове «веб-дизайн» два корня… Это не просто графический дизайн, это еще дизайн информационный. Поэтому из дизайнера-полиграфиста не всегда получается хороший веб-дизайнер: его сайты могут быть красивыми, но малофункциональными.
Одной из основных характеристик настоящего профессионала считается наличие чувства меры, позволяющего «не переборщить» с количеством графических изображений. Ведь чем их больше, тем «тяжелее» страница сайта, тем дольше она «грузится», и посетители виртуального офиса или магазина могут просто покинуть его, так и не дождавшись завершения процесса загрузки изображения.
В фирмах, профессионально занимающихся разработкой сайтов, обычно действует механизм разделения труда: одни работают исключительно над программной частью сайта, другие пишут статьи, а третьи занимаются графикой… Впрочем, их следовало бы назвать первыми, ведь при разработке интернет-проекта веб-дизайнер – фигура ключевая.
В его задачи входит создание основной структуры сайта, навигации, иллюстраций, динамических элементов. Затем он тестирует сайт: следит за тем, чтобы не было каких-то содержательных ошибок (на профессиональном сленге – «багов»), после чего рисует рекламные баннеры, модули…
Помимо профессиональной подготовки, веб-дизайнер должен обладать неординарным мышлением и способностями руководителя, поскольку анализировать концепцию и структуру сайта и формулировать задачи для других специалистов, задействованных в реализации проекта (веб-программистов, верстальщиков, операторов), придется именно ему.
Веб-дизайнер и его «контент»
В программу подготовки веб-дизайнеров входит изучение таких предметов, как история искусств и дизайна, история и основы проектирования шрифтов, классификация сайтов по назначению, способы конструирования и моделирования сайтов, технология изготовления и современная обработка изображений, отраслевые стандарты и специальные программы…
О последних – подробнее. В большинстве полиграфических студий и типографий в настоящее время работают специалисты, владеющие Adobe Illustrator. Изучение этой программы открывает новые возможности для работы с растровой и векторной графикой, благодаря способности ее тесно взаимодействовать с другими графическими пакетами.
Осваивать основы трехмерной анимационной графики, разбираться в сложных случаях освещения и настройках окружающей среды, строить трехмерные макеты помещений позволяет программа 3D Studio MAX. Macromedia flash помогает дизайнеру с практической реализацией анимационных роликов, баннеров, интерактива сайтов, flash-презентаций, вставкой звуковых эффектов.
Существует еще несколько приложений, которыми непременно должен владеть каждый профессиональный веб-дизайнер – Adobe Photoshop, Adobe ImageReady, Macromedia Fireworks, Ulead GifAnimator, DreamWeaver, AutoCad и ArchiCad.
И все это лишь одна сторона медали – та, которая обращена непосредственно к работе в техническом плане. Главное же качество любого специалиста, работающего с людьми, – стремление понять клиента, осознать его требования и суметь объяснить, почему некоторые из них невыполнимы. В общем, сделать так, чтобы все остались довольны проделанной работой. Веб-дизайнеру не-обходимо быть в некоторой степени и психологом.
Среди личных качеств, которые для веб-дизайнера являются профессиональными, обязательно следует указать перфекционизм и любознательность, ведь это одна из тех профессий, где непрерывное обучение – залог профессиональной пригодности. А еще важны самобытность и честность. Уважающий себя дизайнер никогда не возьмет чужой идеи или решения сайта – даже если оно ему очень понравилось. Существуют правила этики собратьев по цеху, в их числе: «Назвался дизайнером – докажи, что ты хорош, что ты индивидуален». Ведь дизайнер – это творец, создающий свое.
Оттачивая мастерство…
Компьютерные программы, с которыми работает веб-дизайнер, постоянно совершенствуются. Растут и требования заказчиков – если два–три года назад считалось достаточным предоставить на сайте информацию о компании, телефоны и адрес, то теперь меняющийся в режиме реального времени прайс-лист с информацией о количестве товара на складе уже не редкость.
Курсов, предлагающих подготовку по специальности веб-дизайн, в Москве достаточно много. При выборе следует в первую очередь поинтересоваться технической оснащенностью учебных заведений и отдать предпочтение тем, где есть возможность научиться работать и на IBM-совместимых компьютерах, и на Macintosh. Кроме того, на некоторых курсах можно получить международный сертификат, который положительно повлияет на вашу оценку работодателем.
Но какими бы ни были талант и потенциал веб-дизайнера, очень большую роль играет практический опыт работы в области создания интернет-сайтов. Для полного освоения самых необходимых программных продуктов, а также для формирования принципов работы потребуется не один месяц и даже не один год.
Придется с головой погрузиться в глубины виртуального мира, познакомиться с его подводными камнями и течениями. Для этого нужно читать блоги, сетевые журналы, присоединяться к специальным сообществам. И не просто присоединяться, а активно участвовать – задавать вопросы, оставлять комментарии в дискуссиях… Большинство сетевых сообществ дружелюбно настроено по отношению к тем, кто желает развиваться профессионально. Здесь можно найти себе наставника, а также «сокурсников» – тех, кто озадачен теми же самыми вопросами. Можно помогать друг другу, обмениваться полезной информацией, увеличивая таким образом объем знаний каждого.
Поговорка «сапожник без сапог» давно устарела, поэтому у веб-дизайнера, даже начинающего, должен быть собственный виртуальный дом – интернет-сайт. Именно он станет полигоном для ежедневных тренировок в компьютерном дизайне. Не стоит волноваться, если сначала он выглядит не особенно презентабельно – все приходит с опытом. Постепенно виртуальная страничка будет становиться лучше, профессиональнее.
Ошибки новичка
С легкой руки классика опыт часто называют «сыном ошибок трудных». У веб-дизайнеров тоже существуют свои наиболее типичные ошибки.
Первая и самая частая из них – слишком тяжелая графика. Ведь так хочется, чтобы картинки были большими и яркими, к тому же на собственном дизайнерском компьютере они загружаются почти мгновенно. А как поведут себя в Интернете? Вдруг у посетителя, зашедшего на сайт, вообще модемная связь? И плохая АТС вдобавок? Вы скажете – в Москве такого уже не бывает. Но Москва – это далеко не все Интернет-сообщество. Из этого следует, что графические шедевры дизайнера должны быть очень легковесными. Часто приходится делать картинку меньше по размеру или даже жертвовать ее качеством. Возможно, лет через десять–двадцать эта проблема отпадет сама собой, но пока другого выхода нет.
Вторая ошибка – несоответствие разрешения. К примеру, у дизайнера 17-дюймовый монитор, и он использует разрешение 1024х768 или выше. Однако у некоторых монитор может оказаться 15-дюймовым, и они предпочитают разрешение 800х600. Прокрутка «шедеврального» сайта может их несколько утомить. Как быть? Обычно веб-дизайнеры используют таблицу и задают ее ширину в процентах (например, 100%). При этом следует быть внимательным к содержимому сайта – внутренним таблицам и графике.
С чего начать, что делать и сколько это стоит
Начать карьеру веб-дизайнера вполне можно со средним специальным образованием, однако, согласно статистическим данным, две трети веб-дизайнеров имеют законченное высшее образование, 50% специалистов прошли специализированные курсы.
В любом случае, даже от новичков требуется уверенное знание HTML и специфики создания графических объектов для веб-интерфейсов, навыки работы в профессиональных графических программах. Конкурентным преимуществом при трудоустройстве является даже минимальный опыт работы по специальности.
Соискатели с опытом работы по специальности от года до двух лет, высшим или неполным высшим образованием могут претендовать на высокий заработок. От веб-дизайнеров такого уровня требуется наличие портфолио, а также осведомленность о последних тенденциях в области проектирования макетов сайтов и веб-приложений. Возможными пожеланиями к соискателям на должность веб-дизайнера в данном зарплатном диапазоне может являться умение рисовать от руки, знание тенденций, а также владение английским языком на базовом или техническом уровне.
Что касается гендерных различий, профессия веб-дизайнера не может быть названа ни женской, ни мужской – представители обоих полов занимаются этим делом примерно поровну. Около 70% от общего числа специалистов составляет молодежь в возрасте до 30 лет.
Подведем итоги. Формула успешного веб-дизайнера: талант + образование + опыт. Начинающему специалисту сразу после окончания курсов не стоит даже пытаться рассылать свои резюме по крупным компаниям и авторитетным рекламным агентствам. Как правило, там требуются сотрудники с опытом работы от трех лет. Новичку проще найти место в небольшой или недавно созданной фирме. И, обретая драгоценный опыт, развиваться творчески и строить карьеру.
Говорят, что профессия веб-дизайнера больше всего схожа с профессией дизайнера ландшафта. И та, и другая сейчас находятся в состоянии бурного развития. Но есть все же существенная разница – могут быть обустроены и оформлены абсолютно все участки Земли, но веб-дизайнер без работы не останется никогда. Ибо Виртуальность бесконечна, как Вселенная.