Мастера «железных коней»
«Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения». И количество этих средств на городских улицах в последние годы увеличилось в десятки раз. Правда, известная в прошлом шутка, что неизвестно, где больше времени проводит автолюбитель – за рулем машины или под ней, копаясь в моторе, – на сегодняшний день уже неактуальна. Кто знает, может и это поспособствовало увеличению числа автомобилей на современных улицах. О «здоровье» современных «железных коней», их техническом состоянии заботятся сегодня более двух тысяч станций технического обслуживания: крупных и мелких сервисов, автобаз, гаражных мастерских…
Практически в любой из них требуются любители «порыться в моторе» – вернее, не любители, а профессионалы. Задача специалиста-автомеханика – решить, каким образом устранить ту или иную неисправность, как можно выйти из сложившейся ситуации при технических сложностях или аварийной ситуации. Каждый автомеханик – своеобразный «диагност» и одновременно «мозговой центр» своей авторемонтной мастерской.
Чтобы разбираться в современной технике, необходимо ей интересоваться, неслучайно один из критериев оценки будущего работника, рекомендуемый менеджерами по персоналу, – это провокационный вопрос о возможной смене должности. Предполагается, что специалист с высоким уровнем подготовки в другой работе себя просто не мыслит и сомневается, что в иной должности сможет быть таким же успешным. Что и подтверждает стаж профессионалов: анкетирование 200 работников автосервисов показало, что у 88% опрошенных почти вся трудовая биография связана с авторемонтом и лишь 12% занимались еще чем-то, но и у них варианты работы были связаны с техническим трудом.
Автомеханик – это одна из профессий, интерес к которой нередко возникает еще на школьной скамье.
Разумеется, не стоит связывать эту профессию исключительно с копанием в моторе. У автомеханика должно быть развито техническое мышление, которое понимается как синтез логического и образного. Основу технического мышления составляют способность комбинировать, рассуждать, устанавливая логические связи, пространственно преобразовывать объекты и др.
Естественно, успешный автомеханик должен обладать аналитическим складом ума, уметь находить выход из сложных, непонятных ситуаций, правильно определять первопричину той или иной поломки. Кроме того, будущему профессионалу потребуются и наблюдательность, быстрая реакция, так называемая «техническая интуиция», помогающая диагностировать неполадки с высокой точностью. Впрочем, работать будущему специалисту придется не только с техникой, но и с людьми: коллегами, клиентами и заказчиками – так что коммуникабельность и умение объяснить сложные явления простым языком только приветствуется. Нельзя не коснуться и такого качества, как ответственность: нередко от работы автомеханика зависит жизнь владельца автотранспорта и его пассажиров. И потому настоящий специалист всегда работает качественно, в срок и проверяет результаты своей работы. Для успеха необходима и настойчивость – в работе часто требуются вдумчивость, умение искать выход при неясности источника поломки. Понадобятся и такие качества характера, как уравновешенность и доброжелательность: клиенты автосервиса, беспокоящиеся о скорейшем восстановлении работоспособности своего «железного коня», часто – не самые спокойные люди. Поэтому автомеханику потребуется не только крепкое здоровье, но и крепкие нервы.
Как и к другим профессиям, к специальности автомеханика есть много путей. Самый короткий, открытый любому желающему освоить умение «лечить железных коней» в достаточно сжатые сроки – это специализированные курсы. Обучение (всегда – на платной основе) длится несколько месяцев, в зависимости от курсов и специализации, которую предстоит выбрать или в самом начале курса, или после общего блока знаний по специальности. Общий блок включает в себя и теоретические занятия: сначала – изучение автомобиля, техника безопасности, работа с инструментами… Потом более сложный уровень: устройство двигателя, газораспределительного механизма, системы смазки и охлаждения, карбюратора, системы впрыска топлива, автоматических и механических коробок передач, трансмиссии…. Теорию обязательно сопровождает практика, полученные знания закрепляются работой с отдельными узлами и агрегатами. Поэтому при выборе курсов всегда необходимо обратить внимание на техническую оснащенность учебных центров.
После общего блока следуют занятия специализации. Только некоторые курсы готовят автомехаников-универсалов, способных делать все «от» и «до»: в целом – принято разделение по специализациям. Механики-диагносты определяют причины поломки с помощью сложных и дорогостоящих компьютерных приборов, автоэлектрики – устраняют неполадки в электронике – эти две специальности пользуются особенным спросом в настоящее время, поскольку растет число иномарок, оснащенных большим количеством бортовых компьютерных систем. Автожестянщики выправляют, шпаклюют разбитую машину и отдают ее автомалярам, которые делают грубую и окончательную шлифовку, готовят автомобиль к покраске и затем красят. Существует еще около десятка не менее важных специальностей: арматурщики, мотористы, специалисты по ремонту коробки передач и т.д. С точки зрения востребованности на рынке труда самые популярные специализации – автожестянщик и специалист по ходовой части.
Огромную роль в подготовке специалиста играет практика, «на бумаге» на автомеханика не выучишься. Любые курсы включают двухнедельную, а то и месячную практику в автосервисе или на автобазе. Под руководством мастера будущие специалисты детально разбираются во всех вопросах. Кстати, некоторые студенты курсов остаются работать на месте прохождения практики – разумеется, те, кто постарался показать себя с лучшей стороны…
Еще одна особенность курсов, которая отличает их от училищ и вузов, – разный возрастной состав студентов: от школьников до пенсионеров. Равно как и разный образовательный уровень – у некоторых есть только среднее образование, у других за плечами профессиональное училище или даже технический вуз. Нередко уже в процессе учебы завязываются полезные знакомства с расчетом на совместную работу.
Главный плюс курсов – он же минус – их скорость. За пару месяцев вряд ли возможно стать настоящим профессионалом автомобильного дела. Задача курсов другая: за короткое время дать учащемуся элементарные навыки и, заинтересовав профессией, заложить методологическую основу для дальнейшего совершенствования.
Традиционный путь в профессию идет через колледжи. Поскольку специальность автомеханика пользуется популярностью, получить ее предлагают многие специальные учебные заведения: как специализирующиеся на «автомобильной» отрасли, так и не профильные. Главное преимущество в том, что колледжи дают не дополнительное, а начальное и среднее профессиональное образование, что предполагает наличие в расписании не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин. Соответственно срок обучения в них займет не пару месяцев, а несколько лет. Обучение в колледжах, как правило, бесплатное. На этапе начального образования вступительных экзаменов нет, ступень среднего специального предваряет ряд тестов по математике и русскому языку.
Проучившись три года по программе начального профессионального образования (НПО), можно получить рабочую специальность автослесаря. В число изучаемых специальных дисциплин входят устройство автомобиля, техническое обслуживание и ремонт, электротехника, слесарное дело, материаловедение, охрана труда и даже правила дорожного движения. Однако в целом по итогам начального профессионального образования студент становится тем, кто занимается исключительно мотором – автослесарем: начальное образование дает только рабочую специальность. Программа среднего профессионального образования готовит уже по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», т.е. техников-механиков, первое «руководящее звено» любой автомастерской. Если же учиться еще дольше – на повышенном уровне, можно получить диплом старшего техника. Относительно большая протяженность курса объясняется значительным объемом профессиональных дисциплин: электротехника, материаловедение, эксплутационные материалы, двигатели внутреннего сгорания, устройство автомобиля, ремонт автотранспорта. Помимо «технического» компонента предусмотрен и экономический – деловые бумаги, основы экономических и бизнес-знаний и др. Кроме того, каждый год студенты проходят обязательную практику: слесарную, станочную, технологическую, монтажную, преддипломную… У многих колледжей налаженные связи с государственными автопредприятиями Москвы, некоторые из них вообще находятся при крупных концернах. В итоге молодой специалист с подобным профессиональным «багажом» уже может работать на производстве, в престижном автосервисе или попробовать открыть собственное автомобильное дело – например, фирму по продаже автозапчастей для отечественных или импортных автомобилей или даже автомастерскую.
Впрочем, многие выпускники колледжа не собираются останавливаться на достигнутом: практически они рассчитывают продолжить обучение в профильных институтах: МАДИ, МАМИ и др. Абитуриенты–выпускники колледжей имеют льготы: по итогам профессионального собеседования они могут быть зачислены раньше основного потока. Процент поступивших всегда довольно высок. Выпускник профильного вуза, получивший дополнительную экономическую или управленческую специальность, имеет все шансы для стремительной карьеры в автомобильном бизнесе.
Автомеханики самой различной квалификации необходимы везде, где только ездят автомобили и прочая техника, потребность в специалистах этого профиля на рынке увеличилась с начала века почти вдвое.
В некоторых фирмах предпочитают брать на работу автомехаников со средним специальным образованием, в других (как правило, крупных) преимущества имеют специалисты с дипломами вузов. Но, как всегда, первое мнение о кандидате, пришедшем устраиваться на работу, составляется на основе его опыта и профессиональных знаний. Во многих компаниях претенденты на должность автомеханика проходят тестирование на знание устройства автомобиля.
Профессионалы советуют – особенно выпускнику программ среднего специального образования – начинать освоение профессии с ремонта отечественных автомобилей, в которых доминирует механика. Попрактиковавшись, можно продвигаться дальше, в сторону компьютеризированных дорогих иномарок, ремонт которых требует специальной сложной диагностической аппаратуры. А когда и эти вершины покорены, остается только тюнинг – создание собственных автомобильных шедевров из «имеющегося материала» – настоящее творческое занятие, для которого требуется уже не только мастерство, но и в первую очередь вдохновение и талант. А может быть – дорога в автобизнес: от открытия небольшой автомастерской до работы в представительствах солидных автокомпаний… Многие пути профессиональной реализации открыты сегодня любителям «покопаться в моторе».