Творческие специальности
«Творчество обладает волшебной изменчивостью: сейчас у него один облик, через миг – другой». Разумеется, оно бывает разное, настоящий специалист использует способность создавать новое в любой деятельности. И научные проекты, и воспитание подрастающего поколения невозможны без творческой работы. Однако у этого термина есть и более узкий смысл. Работники сферы искусства, труженики театральных подмостков и сценических павильонов, мастера фотокамеры, создатели «креативных» проектов самых обыкновенных предметов обихода и многие другие специалисты с полным правом могут применить его к своей деятельности.
Как иногда шутят, конкурс в театральные институты от текущей экономической ситуации не зависит. Действительно, большинство известных творческих специальностей отличается постоянным интересом к ним со стороны потенциальных «будущих специалистов». И, наверное, у каждого второго можно обнаружить одну из подобных специализаций в списке «мечты детства» – многим хотелось стать музыкантами, актерами, художниками… Однако не все донесли это желание до жизни «взрослой и сознательной» – до профессионального образования и дальнейшей работы. Здесь необходима твердая уверенность в своем выборе, а также, безусловно, наличие таланта. Обязательная проверка способностей студента – закон для любого высшего учебного заведения «творческой» направленности, – будущие актеры и кинооператоры, фотографы и дизайнеры уже на этапе вступительных экзаменов должны продемонстрировать свои творческие работы.
Но стоит отметить сразу, высшее образование – не единственный способ профессиональной подготовки по творческим специальностям. Для них открыты двери различных учебных заведений. От школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла с самыми разными специализациями (рисование и музыка, а также хореография, архитектура и дизайн, театральные школы, кино и телевидение…), до разнообразных творческих курсов и программ, пользующихся неизменным спросом, – как показывает практика, нередко взрослые люди, нашедшие себя в профессиональной действительности, задумываются о смене работы на более «креативную», и многим это удается. Некоторые учатся «для себя» – умение профессионально запечатлеть кадр, «нарисовать» красочный сайт, «держать» камеру или «держаться» в роли оказывается не только полезным в жизни, но и просто доставляет удовольствие.
«Щелкать фотоаппаратом» когда-либо пробовал каждый. Однако мы всегда отличим снимок любителя от работы мастера. Выставки художественных фотографий тоже пользуются вниманием и интересом аудитории: мы неожиданно обнаруживаем те ракурсы повседневной действительности, которые не замечает обычный взгляд – зато их фиксирует художник, «вооруженный» фотокамерой.
Можно ли этому научиться? Можно… Предложений достаточно. С тайнами фотодела готовы познакомить и самостоятельные школы фотографии с большим набором программ – для новичков, только обучающихся «держать» фотоаппарат, и профессионалов, желающих подробно ознакомиться со специфическими особенностями конкретного вида съемки. Признанные мастера также проводят свои творческие семинары. Предлагают также курсы фотографии и учебные заведения «пересекающихся» направлений, скажем, специализирующиеся на дизайне или в компьютерной области. Качество современной фотографии зависит не только от рук мастера и его техники – в помощь идеальному кадру дан многочисленный арсенал компьютерных программ. Да и сама современная техника, профессиональные фотокамеры весьма «компьютеризированы». Однако, как говорят «мастера кадра», выделяет объект съемки и запечатлевает его все равно не камера, а человек. Поэтому и обучение в современной фотошколе представляет собой «комплект» из творческого компонента и технического. Первый предполагает различные живописные дисциплины, например, искусство композиции, цветоведение и др. Эффектность композиционного решения, выразительность снимка, разработка глубины образа, специфические для того или иного направления в фотографии приемы съемки – все это рассматривается на живых примерах... Второй обязательный компонент знакомит с функциями и возможностями современной фототехники (как правило – на конкретном примере, поэтому для того, чтобы учиться фотографии, потребуется собственная камера), а также – «арсеналом» компьютерных средств, призванных помочь фотографу. Без хорошей технической базы, без свободного владения основными фотографическими понятиями специалист немыслим, камера – это «кисть» фотохудожника, следовательно, он должен хорошо представлять себе возможности и ограничения процессов фотосъемки. Чем пленочная камера отличается от цифровой, какие нужны фильтры при съемке пейзажа, какую оптику предпочесть для съемки того или иного сюжета – такие вопросы также рассматриваются в процессе учебы. Два компонента могут идти вместе или отдельными курсами, как и виды фотографии и основные съемочные темы: пейзаж, натюрморт, портрет, репортаж.
«Желающих играть в театре всегда больше, чем театральных площадок», – распространенная шутка. Тех, кто не расстался с мечтой увидеть себя на сцене, ждут многочисленные курсы актерского мастерства. Существуют школы-студии при конкретных театрах (правда, иногда и поступить туда не проще, чем в театральный институт), есть «отдельные» школы мастерства с собственными сценическими площадками. Как ни удивительно, актерское мастерство иногда предлагают школы совсем иной направленности – психологической. Актерские тренинги – неплохая практика и для жизни «вне сцены», для наработки состояния уверенности в себе и легкости.
Как правило, курсы актерского мастерства состоят из двух основных компонентов. Это теоретические занятия, получаемые на театральных курсах, и практические тренинги на «подмостках» театральных студий. Сценическое движение и риторика, выразительность и импровизация, работа со зрителем, умение «держать зал» – все это осваивается и проверяется на практике. Внимание уделяется и телу, и голосу – жест и пластика артиста работают не меньше, чем слова. Хотя, разумеется, ораторское искусство будущим актерам преподают в полном объеме – от элементарных упражнений для улучшения дикции до сложных «наработок», где пересекаются искусство и психология. Как этому обучают? – путем непростых, но интересных тренингов, направленных на развитие воображения, внимания, восприимчивости, артистической смелости. Полученный результат пригодится не только на сцене, но и в жизни – умения выразительно говорить, поддерживать к себе интерес, «держаться в образе» в самых разных обстоятельствах, работать на аудиторию пригодятся далеко не только работнику сцены. А там придется проверить себя не единожды – у любой школы-студии есть своя театральная площадка, где все по-настоящему – пьеса, роль, зрители… Тем же, кто в процессе занятий «нашел себя» и понял, что актерская работа «его», предоставляется возможность продолжить образование – большинство студий сотрудничает с театральными вузами, предоставляя своим студентам значительно больше шансов, чем человеку со стороны. Что немаловажно, учитывая количество желающих «поступить в театральный».
Актерские курсы – не единственное предложение заманчивого мира сцены и съемочной площадки. Открыты двери и тем, кому интересней держать камеру, чем играть перед ней. Без «человека с камерой» не может обойтись ни художественный фильм, ни телепередача. Порой говорят, что на съемочной площадке он считается фигурой номер два после режиссера. По сути, кинооператор – один из соавторов фильма, ответственный за его изобразительное решение. Ведь от того, как снят тот или иной сюжет, зависит интерес к нему со стороны зрителя. Поэтому в этой профессии не обойтись без творческой инициативы, решительности, молниеносной реакции, способности оперативно принимать решения.
В профессионализме «человека с камерой» явно важны и технические возможности камеры, и взгляд человека. Поэтому в процессе обучения в первую очередь осваиваются технические средства – современная оптика и цифровая техника, работа со светом и многое другое – он должен прекрасно владеть законами композиции, цвета и света. Фотокомпозиция, изучение съемочной аппаратуры и техники, студийные и натурные съемки, запись и работа с ней, особенности освещения – все это будущие специалисты изучают «вживую», поэтому обучение занимает весьма много времени. Ожидают и разнообразные задания – создание собственных работ, пусть небольшой временной протяженности, специально посвященные освоению этой «незаметной», но такой важной позиции «около кадра».
Эта творческая специальность, несомненно, займет одно из первых мест в списке, чему учатся «для себя». Далеко не каждый желающий взять в руки гитару или освоить синтезатор видит себя впоследствии профессиональным музыкантом (хотя в мечтах – может быть). Таких желающих много… Соответственно, много и образовательных предложений. Способов обучения примерно столько же, сколько музыкальных инструментов, на которых можно учиться. Серьезная «школьная» музыкальная подготовка, доскональное изучение нотной грамоты и тонкостей сольфеджио; авторские учебные программы «для новичков», вовсе «минующие» нотную грамоту; занятия один на один и в группе… Разумеется, зависит обучение и от музыкальных вкусов – школы классической гитары и рок-музыки; фольклор или электронная музыка – кому что ближе; а подходящий курс – найдется. Поэтому сложно сказать в общих чертах, как и в каком порядке обучают будущих музыкантов – все зависит от конкретного курса. Обучают «музыкальные» программы владеть и тем инструментом, который есть у любого из нас – голосом; и, как показывает практика, в уроках вокала заинтересованы не только те, кто пением зарабатывает на жизнь. Вносит свои коррективы и современность – технические «околомузыкальные» специализации, вроде диджеев. Создание электронной музыки или обработка ее компьютерными методами – все это также можно найти в ассортименте предложений.
Не миновали компьютерные технологии и современных живописцев. Во всяком случае, количество курсов, предлагающих обучить тонкостям «компьютерного» рисования, практически обогнало «классических» художников. Впрочем, в подготовку современных профессионалов художественного направления, например дизайнеров, обязательно входит классический рисунок – не «кисточкой» программы PhotoShop, а карандашом и красками. Этому искусству порой учатся и «для себя», но по большей части подобную подготовку связывают с планами на будущую профессиональную деятельность. Надо сказать, востребованность таких специалистов велика – только виртуальному пространству всемирной сети художники требуются в огромном количестве, «рисовать» приходится многое – от красивой «картинки» для интернет-магазина до компьютерных игр и роликов. Разумеется, это количество требует целого блока программ подготовки – это может быть и освоение с нуля программы, предназначенной для работы с изображениями, и более объемных профессиональных программ, посвященных графическому и веб-дизайну, анимации. В большинстве случаев программа подготовки «смешивает» в той или иной пропорции художественные дисциплины (навыки рисунка, композиции, цветоведения…) и профессиональный компьютерный «арсенал». Средний объем графических программ, которые предстоит освоить дизайнеру, – более десятка наименований – Adobe PhotoShop, Illustrator, Page Maker, QuarkXPress, Corel Draw, 3DStudioMAX, Solid Works, Sierra Home 3D, Macromedia Flash, «технические» AutoCAD и ArchiCAD, позволяющие, к примеру, представить полный проект интерьер-дизайна.
Нередко туда же добавляется и культурологический компонент – художнику необходимо быть знакомым с опытом предшественников. Это касается не только «живописных» специальностей. Но самая главная составляющая творческой профессии – это трудолюбие, ведь талант – это 10 % собственно дарования и 90 % труда.