Школы разные нужны
«Кем вы хотели стать в детстве?» – вопрос, который время от времени задают и известным людям, и близким родственникам, и друзьям. Обычно в юные годы желаемая область деятельности многократно меняется, а в списках предпочтений оказываются самые неожиданные занятия…
В целом, как утверждают специалисты, склонности ребенка определяются в классах средней школы. Но случается, что человек остается верен юным мечтаниям о будущей профессии и выбирает своей областью деятельности именно «мечту детства». Равно как встречаются и те, кого изменение интересов настигает на студенческой скамье или даже позже. Надо отметить, что современная идея образования через всю жизнь оказывается полезной в любом случае. Взрослым обеспечена помощь и поддержка при «смене курса», а тех, чья увлеченность каким-либо делом и дисциплиной проявляется уже за школьной партой, готовы принять учебные заведения, где избранной области занятий уделяется основное внимание.
Пока в высоких заинтересованных кругах идут споры, какое образование правильнее и выгоднее для учеников старших классов – специализированное, нацеленное на конкретную область знаний, необходимых для будущей специальности, или универсальное, в полном объеме, идея «профильного» школьного образования постепенно завоевывает позиции. Даже обыкновенные районные школы уже стараются распределить учеников старших классов по направлениям (гуманитарное и математическое). Не говоря о более нацеленных на специализацию школах – государственных и частных. Учебные заведения при вузах самой различной направленности; гимназические классы; школы с языковым, математическим, «естественным», экономическим, педагогическим, спортивным, наконец, творческим уклоном – все варианты и не перечислить.
Стоит сразу отметить – в отличие от «западного» варианта, в котором выбор специализации во многом определяет (и ограничивает) выбор учебных предметов, российская школа старается совмещать предметы специализации с общеобразовательными дисциплинами. То есть, «избавиться» от математики и физики гуманитарию не удастся, равно как и наоборот, «технарю» – от гуманитарных предметов. В учебный план входит государственный стандарт плюс предметы дополнительного образования для углубленного изучения. Следовательно, изначально предполагается, что нагрузка будет достаточно высокой. Так что при поступлении в подобную школу, независимо от предмета специализации, следует трезво взвесить соотношение психологических и интеллектуальных нагрузок и возможностей психики и здоровья подростка. Конечно, немаловажным фактором становится и интерес школьника к выбранному делу. Именно поэтому не стоит пытаться выбрать спецшколу «за детей», это далеко не всегда производит тот эффект, которого хочется – вместо прогресса знаний можно добиться и обратного результата: ребенок не сможет справиться с нагрузкой, а иной раз и не будет стараться это сделать. Для искренне же увлеченного каким-либо предметом школьника обычно более сложный образовательный процесс – только помощь в работе. Тем более что сейчас найти подходящую спецшколу несложно.
Решение задачи с поступлением (особенно для учеников старших классов) хоть и упростилось по сравнению с прошлыми временами, однако по-прежнему встречаются собеседования, проверка уровня знаний, а иногда и различные психологические тесты. В той или иной степени эти вступительные испытания практикуют как государственные, так и частные школы. Впрочем, эти «экзамены» не всегда играют роль вступительных, их задача не столько «проверить и отсеять» потенциального ученика, сколько определить – справится ли он с нагрузкой, готов ли он к тому уровню знаний, который дает школа.
В то время, когда учились родители нынешних школьников, спектр возможных специализаций среднего образования был значительно уже современного. Эти проверенные варианты пользуются спросом и на сегодняшний день. Более того, их развивают и современные частные школы.
Школьная лингвистика
Языковая специализация окажется в первых рядах – как по частоте встречаемости, так и по «почтенному возрасту». Знание иностранных языков считали необходимым для подрастающего поколения с давних времен – вспомним хотя бы учебную программу Царскосельского лицея, где обучался А.С. Пушкин. В современных условиях человек, не знающий английского, на любой престижной должности так же немыслим, как аристократ XIX в., не умеющий изъясняться «по-французски совершенно». Обучение иностранным языкам со школьной скамьи становится востребованной практикой, поэтому в частных учебных заведениях преподавание английского плюс один-два языка – скорее правило, чем исключение. Высокий уровень обучения сохраняют и традиционные государственные языковые школы. Причем внимания – как частных, так и государственных, – удостаивается не только «международный фаворит» английский; существуют также «французские», «немецкие», «испанские» и некоторые другие специализированные школы. Учат языки по-разному, однако в целом стараются использовать проверенные методики, подходящие по возрасту, а главное, интересные подрастающему поколению. Традиционно языковой компонент дополняется «этнокультурным» – знания учащегося языкового учебного заведения о культуре и истории страны изучаемого языка, как правило, значительно лучше. Эти сведения можно получить и из первых рук: многие школы с языковой спецификой (как государственные, так и частные) поддерживают проверенные временем связи с международными учебными центрами и организациями за рубежом, так что их учащиеся могут рассчитывать на поездки и стажировки за границей.
Стоит отметить, что лингвистическая специализация не обязательно предполагает «иностранное» направление. В числе подобных спецшкол можно обнаружить и учебные заведения с углубленным изучением русского языка и «русского этнокультурного компонента».
Для юных ученых
Год от года растет популярность школ, специализирующихся на «точных науках» – математике, информатике, физике. Аналогичный процесс наблюдается и у «естественников», знатоков химии, биологии, экологии. Объяснить это можно многими причинами. Во-первых, дети, интересующиеся этими областями, есть всегда, тем более что век новых технологий, в котором мы живем, предоставляет для развития и практики подобных интересов много возможностей, куда более доступных, чем еще лет двадцать назад. А во-вторых, заинтересованность эта взаимна – достаточно оценить количество разнообразных конкурсов «научной деятельности школьников» и бонусы, предоставляемые участникам и победителям, например, поступление в престижный вуз на льготных условиях или вообще без вступительных испытаний (во всяком случае, руководящий состав высших учебных заведений отстаивает такую возможность для победителей «своих» конкурсов). Это понятно, ведь сегодняшний «юный изобретатель» вполне может стать завтрашним специалистом, если поддержать в нем эту заинтересованность. В том числе, и на школьном уровне. Правда, стоит учитывать, что учебные заведения, специализирующиеся на точных науках, достаточно строго подходят к набору учащихся, к оценке их знаний в профильной области. Пройти собеседование и сдать экзамены в старшие классы – это уже хороший показатель.
Экономист за партой
Многие дисциплины, востребованные современным обществом, располагаются «на пересечении» наук и разных областей знаний. Такова, например, экономика – находящаяся на стыке точных наук и гуманитарных. Несмотря на прогнозируемое перепроизводство профессионалов в этой области, экономические специальности по-прежнему находятся на вершине «студенческого спроса».
Встречается это направление на правах специализации и в средних школах. Но если раньше в основном это были частные учебные заведения, то сейчас и в государственных экономические классы – не редкость. Специализации разнообразны – банковское дело, финансовое дело, маркетинг, непосредственно экономика.
Несмотря на то, что большая часть современных экономических вузов не страдает от недостатка студентов, в обычных государственных средних школах все чаще организовываются экономические классы, «опекаемые» одним из престижных высших учебных заведений. Такая подготовка со школьной скамьи в этой области выгодна как учащемуся и будущему студенту, так и университету. Старшеклассник, еще за партой познакомившийся со всеми особенностями и сложностями экономики, значительно быстрее адаптируется к университетскому учебному процессу и лучше усваивает профессиональные знания.
Не случайно некоторые современные вузы предлагают своеобразный «образовательный комбинат» – школа-вуз или школа-колледж-вуз. И экономическая специализация среди таких предложений – на первом месте. Правда, стоит учитывать, что все равно в большинстве случаев это предложения коммерческих учебных заведений.
С творческим уклоном
Культурный компонент в деле образования многие родители считают дополнительным и необязательным: «пятерка» по музыке в средней общеобразовательной школе – это вроде бы и не оценка. Творческое образование при подобном подходе «перепрыгивает» от необязательного дополнительного сразу к высшему – к театральным институтам и консерваториям.
Однако в перечне специализированных учебных заведений есть и такая группа, как школы «с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Чаще всего ими интересуются дети, таланты и склонности которых ярко выражены и очевидно указывают на будущую творческую специальность.
Среди предложений «творческих» образовательных учреждений не только известные по средней школе рисование и музыка, но и хореография, архитектура и дизайн, художественные промыслы и искусствоведение. Есть даже кино- и театральные учебные заведения. Да, учиться снимать кино или играть на сцене – это не исключительно «взрослая» привилегия. В числе школьных специализаций находятся «кино- и телеобразование», «актерские классы» и другие подобные им специализации. При желании можно отыскать школьную площадку, где параллельно с физикой и химией детям преподают театральное мастерство, начальную «допрофессиональную» тележурналистику и т.д. Правда, юным дарованиям, мечтающим играть на сцене или посвятить себя другому творческому занятию, а также их родителям стоит учитывать, что количество таких учебных заведений невелико. Поэтому в обязательном порядке предстоят вступительные испытания, хотя конкурс, конечно, несколько меньше, чем во взрослый театральный институт. Зато такие школы часто работают под покровительством известного творческого вуза, специальность в них ведут вузовские преподаватели, которые уже на этом этапе присматриваются к способным ученикам. Так что шансы стать студентом желаемого института значительно увеличиваются.
Спортивно!
На эту дисциплину обращают внимание все «образовательные площадки» – государственные и частные, общеобразовательные и элитарные. Но занятиям физической культурой и спортом все отводят разное место. В том числе, некоторые школы делают именно эту область подготовки своей специализацией. Как правило, в качестве дисциплины выбирается не спорт вообще, а конкретные его виды. Причем вариантов множество – футбол (и другие командные соревновательные игры), плавание, борьба, фигурное катание, легкая атлетика, велоспорт и даже настольный теннис и шахматы. В этом случае выбор школы также определяется уже имеющимися способностями ребенка. Часто такие учебные заведения сотрудничают не только с вузами, но и с известными спортивными клубами и командами. При поступлении в спортивную школу стоит учитывать, что, как правило, тренировки идут не «в ущерб» общей школьной программе, а как компонент, дополнительный к ней, –
то есть в целом учебный день становится несколько объемнее. Особенно это касается частных школ, предлагающих не один вид специализации, а довольно обширный список возможных спортивных занятий и секций, которые проводятся после уроков.
Стоит учитывать (это особенно касается разнообразных «силовых», «игровых» и прочих сложных видов спорта), что спортивные дисциплины вводятся довольно рано. Обычно набор учащихся в подобные классы происходит в начале средней школы. Кроме того, следует обратить особое внимание на здоровье ребенка, ведь спортивные тренировки в объеме спецшколы «показаны» не каждому.
Школы, специализирующиеся на каком-либо предмете (не важно, каком), имеют очень весомое преимущество перед «обыкновенными» учебными заведениями – большинство из них работает в своей области не первый год, и даже не первое десятилетие, и сильной стороной их автоматически становится «обстановка единомышленников»: предметом специализации увлечены все (одноклассники и учителя), на него нацелена внешкольная работа. Так создается та творческая атмосфера, которая легко обеспечивает увлеченному ребенку успешную учебу.