Что такое экстернат?
Мы живем в эпоху интенсива. Молодые люди, готовящиеся сразу из школы поступать в вузы, стремятся расширить временное образовательное пространство… Про общеобразовательную школу говорят, что она «стрижет всех под одну гребенку», и гребенка эта достаточно жесткая. В 7-8 классах каждый день у ребят должно быть по шесть-семь уроков… А если еще учесть домашнее задание, то рабочий день получается 10-часовым, а иногда и более длительным. И это – без учета времени, которое требуется для занятий в кружках, секциях, на подготовительных курсах… К сожалению, сделать так, чтобы в сутках было хотя бы 26 (а лучше 30) часов, человечество пока не в силах. Однако выход есть, и называется он экстернат.
Такой способ «сжатия времени» подходит многим. Говоря простым и понятным языком, экстернат – это когда программа одного класса умещается в учебный план 3-4 месяцев. «Внештатный» школьник большую часть времени занимается самостоятельно, а в школу приходит только сдавать экзамены – не более 12 за год. По окончании обучения выдается аттестат государственного образца без каких-либо помет о том, что ребенок учился в экстернате.
Приказ об утверждении «Положения о получении общего образования в форме экстерната» вышел в 2000 г. В этом Положении определено, что экстернат – форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном (учеником) программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Согласно Положению, ученик может участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой, посещать лабораторные и практические занятия. Кроме того, он вправе рассчитывать на двухчасовую консультацию по каждому предмету перед экзаменом. На этом участие школы в образовании ребенка заканчивается.
Однако это экстернат в «чистом виде», который популярен далеко не везде. Обычно, кроме консультаций, школьные педагоги настоятельно рекомендуют платные дополнительные занятия. В этом случае два-три раза в неделю дети приходят в школу и прослушивают лекции по той или иной дисциплине. Материал обычно дается в сжатом виде, остальное приходится осваивать самостоятельно.
Как попасть в экстернат?
По закону РФ «Об образовании» любой школьник в любом среднем учебном заведении может перейти на такую форму обучения, как экстернат. Никаких ограничений (возрастных, по успеваемости и пр.) нет. Для этого родители должны написать заявление на имя директора, где нужно указать предметы, которые будут изучаться экстерном.
Стоит отметить, что невозможно перевестись на экстернат в середине учебного года. Если ребенок половину года проучился очно, то и экзамены ему придется сдавать на общих основаниях, по общей форме. А со следующего учебного года договориться с администрацией школы о переводе. Если в учебном заведении такое обучение не практикуется, можно просто перевести ребенка в другую школу, где есть отработанная система экстерната и много таких учащихся. Для этого кроме заявления на имя директора понадобится оригинал «Личного дела» из старой школы, оригинал аттестата (для старшеклассников), паспорт и несколько фотографий 3х4.
Документы от учеников на экстерн-обучение принимаются в общеобразовательных школах только до 18 лет. Если же кто-то хочет получить аттестат после восемнадцати – ему прямая дорога в вечернюю школу.
Кто вы, «экстернатские»?
На самом деле, в идее экстерна ничего нового нет. В советские времена таким образом получала образование рабочая молодежь, которой не хватало времени на другой вид обучения. Кроме того, к экстернату прибегали школьники с ослабленным здоровьем – из-за частых пропусков уроков.
А кто учится в школах-экстернатах в настоящее время? Общественное мнение зачастую полагает, что лишь круглые отличники и безнадежные двоечники. Это не совсем так. Бывают, конечно, дети, которые предпочитают экстернат из-за того, что не справляются со школьной программой – по состоянию здоровья или из-за конфликтов с учителями, одноклассниками. Но встречаются и маленькие гении, которые, наоборот, очень хорошо осваивают материал и скучают на уроках, так как приходится подстраиваться под общий темп учебы.
Экстернат – идеальная форма обучения также для тех, кто одарен какими-либо талантами и способностями, связанными с постоянными разъездами: музыкантов, спортсменов, цирковых артистов, юных фотомоделей.
Наконец, приезжать в школу только на экзамены могут дети, чьи родители работают за границей. Они, кстати, иногда проходят итоговую аттестацию не за год, а за целую ступень обучения – например, за всю начальную школу.
Многие школьники стремятся учиться экстерном, видя в этом возможность «расслабиться». Но им нужно напомнить, что такая форма получения образования требует высокого уровня самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля. Редкий подросток способен взять на себя такую ответственность. Педагоги утверждают, что большинство таких любителей «ничегонеделания» возвращаются в класс после первой же экзаменационной сессии.
Главное преимущество системы экстерната – в его гибкости и многовариантности. Этот способ получения образования позволяет «подогнать» учебный процесс индивидуально к каждому учащемуся.
При выборе школы-экстерната нужно обратить особое внимание на то, какие преподаватели ведут предметы, необходимые для поступления в вуз, если есть возможность – поговорить с ними лично. Учителя экстернов знают о планах своих подопечных и не станут предъявлять к «лирикам», собирающимся на филфак, слишком строгих требований по физике или биологии. Однако необходимые базовые знания в хорошем экстернате дадут по всем предметам. Обязательно поинтересуйтесь, предусмотрена ли итоговая аттестация в форме ЕГЭ. Ситуация с единым экзаменом меняется ежегодно, и, если руководство школы ссылается на недостаточное количество информации, при сдаче ЕГЭ могут возникнуть проблемы.
Очень популярен сегодня вариант «экстерната для абитуриентов». Экзамены сдаются блочно, по окончании курса каждого предмета.
Совсем недавно стали появляться своеобразные гибриды экстерната и подготовительных курсов. Утром слушатели посещают лекции по непрофилирующим дисциплинам общеобразовательной школы, а после обеда в тех же классах начинаются занятия подготовительных курсов.
По словам педагогов, пробелы в знаниях, конечно, у экстернов есть. Главным образом по математике, русскому языку, химии и биологии. Зато многие из них знают иностранные языки на достаточно высоком уровне.
Освобождение большого количества времени, целенаправленное изучение нужных предметов и воспитание в характере ответственности и самостоятельности – вот те козыри экстерната, которые дают преимущества при поступлении в вуз.
Экстернат помогает заранее адаптироваться к вузовской системе обучения. Домашние задания здесь проверяют редко, зато на лекции надо ходить регулярно, готовиться к промежуточным и выпускным экзаменам тоже. Все это значит, что человек действительно должен быть готов к постоянной самостоятельной работе.
Итого: плюсы и минусы
Мы уже выделили основные достоинства экстерн-обучения. Главное из них – у мотивированного старшеклассника появляется возможность самостоятельно распланировать рабочий день. Учеба с интересом (когда есть цель и задачи) намного плодотворнее, чем под контролем учителей или родителей. Однако стоит заметить, что в силу особенностей характера и возраста далеко не всем ученикам хватает мотивации. Даже если старшеклассник серьезный, а родители не привыкли вмешиваться в его учебу, им все равно придется «держать руку на пульсе». В некоторых школах-экстернатах для этого существуют персональные веб-странички каждого ученика, подделать которые гораздо сложнее, чем обычный бумажный дневник.
Старшеклассники-экстерны рано опре-деляются с выбором профессии, они наи-более целеустремленны и раньше сверст-ников могут приступить к работе.
Существуют, конечно, и недостатки, они тоже уже оговаривались. «Трудным», плохо организованным ученикам с экстернатом не сладить – он расслабит их еще больше.
Еще один отрицательный фактор – то, что такое обучение изолирует ребенка от школьного коллектива. Если он, несколько лет проучившись в одном классе, вынужден перейти на самостоятельное обучение, это может вызвать психологическую травму. Кроме того, дома в случае непонимания темы задавать вопросы некому, кроме энциклопедий и популярных во Всемирной сети поисковых систем.
И последний недостаток – большинство экстерн-центров не устраивают для своих выпускников таких запоминающихся мероприятий, как последний звонок или выпускной бал.
И еще, к вопросу о психологии. Детские психологи советуют родителям, принимающим решение о переходе, оценить степень готовности ребенка заниматься самостоятельно. Интенсивный подход к обучению, практикуемый в экстернате, – немалое давление на еще не окрепшую в полной мере нервную систему подростка. Среди специалистов бытует мнение, что ребенок приходит в школу вовсе не учиться, а общаться, и главное для него – это процесс социализации.
Впрочем, недавние выводы американских социологов, проводивших опросы детей, учащихся в экстернате, убеждают в обратном: у них и успеваемость лучше и, как ни странно, контактность с другими школьниками выше. 94% американских учащихся заявили, что «домашний интенсив» сформировал в них независимость.
Так что главный совет родителям о том, «быть или не быть такому обучению», – очень внимательно присмотреться к своему ребенку. Сегодня есть много возможностей познакомиться с опытом, накопленным в области экстерната, и определить, применим ли он к «отдельно взятому ученику».
Экстернат может быть хорошим помощником в учебе или же, наоборот, существенно затормозить образовательный процесс. Он способен как облегчить, так и усложнить поступление в вуз и психологическое состояние ребенка. Однако никто не знает способностей и особенностей подростка лучше его близких и, конечно, его самого.
Так что ваша задача – семь раз отмерить и один раз… принять верное решение.