«Когда я понял, что мой педагог – Учитель с большой буквы»
Учитель похож на ученого, занимающегося фундаментальными исследованиями, тем, что результат его труда – дело далекого будущего. Для школьника учителя – такая же часть повседневной жизни, как родители, родные, друзья. И часто лишь спустя годы после окончания школы молодой человек осознает, какого масштаба человек был рядом с ним фактически каждый день.
«Когда я понял, что мой педагог – Учитель с большой буквы» – на эту тему поразмышляли юные журналисты московского городского центра «Выбор». Каждый из них рассказал, почему его Учитель достоин этого звания.
Поздний вечер. В школе светится всего пара окон. Это – в кабинете нашего классного руководителя Ольги Петровны Журавлевой. Идет репетиция. Осталось меньше суток до школьного новогоднего концерта, а у класса, как обычно, еще многое не готово. Всё всегда делаем в последний момент…
Наш классный руководитель репетирует с нами номер, наверное, уже в сотый раз. На её месте я бы уже давно не выдержала и ушла домой. Но Ольга Петровна не только мужественно терпит четвертый час наших танцев, но и всячески ободряет нас, говорит: «Вы – такие молодцы! Но давайте порепетируем еще немного!»
Каждые полчаса мы прерываемся на чаепитие, во время которого обсуждаем интересные истории из жизни класса и не только, весело смеемся.
Все, наконец, закончено. И Ольга Петровна лично развозит нас по домам. А на следующий день она, как ни в чем не бывало, проводит семь уроков! Вот тогда я и поняла, что у нас самая хорошая классная руководительница!
Виктория Воронина, 14 лет, школа № 1286
Что имеем – не храним, потерявши – плачем
В течение пяти лет моим учителем русского языка и литературы была Татьяна Ивановна Рындина, замечательный человек и педагог. Хотя… Я долгое время ее недолюбливал, потому что она часто «занижала» мне оценки, всячески придиралась к моим сочинениям, даже почерку! Меня это всегда расстраивало, но даже несмотря на эти придирки, я не переставал верить, что всё это из благих намерений.
Татьяна Ивановна никогда не повышала голос, когда делала замечания. Но как же их было много! С каждым разом я писал всё лучше, но замечаний так и не становилось меньше…
Сейчас у меня другой учитель. Менее требовательный. Более мягкий. Замечаний по предметам убавилось, а качество моей работы осталось прежним. Спустя время я окончательно понял, насколько хорошей была моя прежняя учительница. Сейчас она ушла из школы… Спасибо вам, Татьяна Ивановна, за все придирки!
Павел Олейник, 16 лет, МОУ Ватутинская СОШ
Наш класс поехал на соревнования с другой школой. Мы очень боялись, потому что впервые танцевали на большой сцене. Мы даже сказали, что не хотим танцевать. Тогда учительница Алина Андреевна собрала нас вместе и сказала: «Мы ничего не боимся, победа всегда с нами!» Мы воодушевились и заняли второе место.
Таких случаев, когда учитель помогал в трудную минуту, можно вспомнить много. Я вот что думаю: учитель не профессия, а призвание. Нужен особый характер, крепкие нервы и, конечно, любовь к детям.
Учитель находит особый подход к каждому ученику, правильно поймет тебя, откровенно поговорит, даст советы. Он поможет преодолеть препятствия, радуясь нашей победе. И мы ему за это благодарны.
Артем Гришин,10 лет, лицей № 1793 Жулебино
Моя мама – учитель. У нее два высших образования, она историк и психолог. Она пришла работать в нашу школу четыре года назад, когда я пошел в первый класс. В нашей школе ей дали непростой пятый класс. В нем дети, которым нужно уделять внимание не только в учебное время, но и после уроков, в выходные и праздничные дни.
Мама со студенческих лет помогает детям как волонтер. Например, Настя. Её воспитывает папа, ему помогает бабушка. Мама Насти погибла, когда ей было всего несколько недель. Бабушка часто болеет, у папы работа, связанная с командировками. И моя мама часто брала Настю домой на несколько дней. Мы подружились, хотя она старше меня. В школе ребята помогали Насте в учебе. Так было два года, пока семья не переехала, и Настя перешла в другую школу.
Ещё пример. В классе есть мальчик Олег, которого воспитывает только одна бабушка. Его родители ушли из жизни совсем молодыми, сначала папа, а потом мама. В школе и в классе Олега все любят. В этом есть и мамина заслуга. Она дружит с бабушкой мальчика, постоянно общается с ней по телефону. Олег очень старается и радует любимую бабушку. Уроки выполняет самостоятельно, учится хорошо, хотя ему бывает очень трудно.
Так и живем.
Максим Репьев, 5 класс, ГБОУ ЦО № 1861 «Загорье», г. Москва
Некоторые ученики с пренебрежением относятся к своим учителям. Причин для этого много: порой учащиеся видят проблему своих плохих оценок и своей неуспеваемости именно в преподавателях. Выплескивая весь свой негатив, мы хотим от педагогов хорошего отношения. Но ведь учителя тоже люди! Относись к человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе. И как жаль, что хорошие, добрые поступки педагогов мы просто не замечаем.
Для кого-то работа учителя – просто работа, а для кого-то это вся жизнь. Мой классный руководитель Ирина Валентиновна Кулешова (преподаватель математики), всегда готова прийти на помощь в трудной для ученика ситуации. Будь это его неуспеваемость или обычные конфликты со сверстниками. Она всегда вместе с классом, будь то театральный фестиваль или окружной КВН. Ходит вместе с ребятами на репетиции, помогает со сценариями и многое другое. Бывало и такое, что ученик по какой-либо причине был вынужден пропустить школу на продолжительный период времени. Она специально подготавливала для него задания, которые передавались через посредника. А когда ученик приходил снова на уроки, никогда не отказывала в разборе и пояснении того материала, с которым он сам не разобрался.
Мне очень повезло, что у меня есть такой учитель – добрый, внимательный, отзывчивый, благодаря которому я многое понял в жизни. Я очень благодарен ей, и думаю, что мои одноклассники полностью со мной согласятся.
Максим Пашигорев
В современном веке для многих учителей стало целью не донести хорошо и понятно информацию до ученика, а просто донести информацию, не понимая проблемы учеников, не развивая в них творческие задатки. Но бывают и исключения.
Мой учитель и по совместительству руководитель нашей школьной студии Дмитрий Андреевич всегда был и остаётся очень добрым и понимающим человеком . Он часто помогает нам в наших проектах. Недавно (после года преподавания) он предложил нам снять игровой фильм. Наш класс давно мечтал что-то снять, но долгое время не было хорошего и грамотного руководителя проекта. Ребята очень удивились, что он предложил сниматься совершенно не заинтересованным людям, но мы попробовали, и благодаря учителю раскрылись многие замкнутые дети. В классе он создал дискуссионную площадку для высказывания идей, причём требовал, чтобы каждый придумывал что-то своё. Он поддерживал все идеи, даже самые неординарные и безумные. Он часто помогает ребятам с классными роликами для школьных конкурсов. Он поддержал мой личный проект про создание серии роликов социальной рекламы среди школьников. Мою идею уже поддержал педагогический состав школы, сейчас мы прорабатываем сценарий и ищем актёров, неравнодушных к проблеме. Все обсуждения идут вместе с нашим педагогом.
Дмитрий Андреевич часто не только помогал ученикам советом и делом в их проектах и начинаниях, но и в любых трудных ситуациях. Меня поразило, что он очень чутко вникает в проблемы учеников. Учитель занимается с нами в неурочные часы. Да, мы – школьный кружок, но занимаемся мы практически каждый день. Периодически даже дотемна. На такую самоотверженность способны только настоящие Педагоги.
Семён Клейман
Материалы подготовила к печати Н.Л. Кулакова.
Для юных журналистов Москвы действует Агентство детско-молодежных новостей ЮНПРЕСС, которое собирает информации самих детей о системе образования Москвы, ее достижениях и проблемах, о детстве, детских и юношеских объединениях, движениях.
Адрес: 109012, Москва, Новая пл., 8, к. 9
Телефон/факс: (495) 606-85-58
e-mail: ynpress@ ynpress.ru, web: www.ynpress.com
Агентство «Юнпресс» специально для журнала «Столичное образование»