Я б в вожатые пошёл… кто меня научит?
Кто он такой – вожатый ? Это слово в русском языке появилось в начале XVIII века и означало – «вожак, путеводитель, проводник». Тот, кто указывает дорогу. Значение – «руководитель детского коллектива» вожатый получил в России в начале двадцатого столетия: тогда активно развивалось скаутское движение, из которого, как мы знаем, в советский период выросло пионерское движение.
ВОЖАТЫЙ – В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗРЕЗЕ
Первым пионерским вожатым считается Михаил Стремяков, организовавший первый пионерский отряд в 1922 году на Красной Пресне. Дальше история вожатства проходит через тяжелые тридцатые и «сороковые роковые». Вожатые поддерживали тимуровское и коммунарское движения. А в 1966 году появился первый студенческий педагогический отряд «Труверы» на базе Иркутского педагогического университета. Инициативу поддержали студенты- педагоги других городов, так, в середине 80-х в движении педагогических отрядов было более 60 тысяч человек. Что их привлекало ? Особая творческая «отрядная атмосфера», которую сейчас, как утверждают вожатые «старожилы» - не повторить. И, конечно же, любовь к детям.
С первых лет пионерского, нет, даже раньше - со времен скаутского движения - вожатый считается значимой фигурой в воспитании подростков. Он занимает особую позицию в коллективе: дистанция между вожатыми и детьми гораздо короче, чем между детьми и педагогами. Вожатый – это тот, к кому ребенок может обратиться с какими-то проблемами, с кем можно интересно пообщаться, кто научит чему-то новому. Он старший друг, но ни в коем случае – не надзиратель. При этом – именно в обязанности вожатого входит «надзирать» - чтобы «подотчетный» ребенок вовремя умылся, лег в постель после отбоя… И чтобы он легко встал после сигнала «подъем». Большая удача, если он сможет найти подход к каждому, независимо от возраста, социальной группы, укоренившихся привычек. Вожатый – это не только воспитатель и психолог, но и литератор, артист, организатор, спортсмен… Тот, кто всегда рядом с детьми и одновременно – чуть-чуть впереди. Он был очень важным звеном, которое занималось воспитательным процессом в школе. К нему за помощью обращались учителя, к нему прибегали (в прямом смысле) дети. Кто, как не вожатый, поможет устроить школьный спектакль, научит играть на гитаре, выслушает, подскажет ? К вожатому обращались с такими вопросами, с которыми не пойдешь к педагогу – все же он свой, пусть и старший – но товарищ. Например – как быть, если со мной никто не дружит ? Допустим ли бойкот всем классом одного ученика ? И вожатый отвечал на такие сложные вопросы – не с точки зрения «официальной педагогики», а более просто и понятно …
Кто шел тогда в вожатые ? Вожатыми становились лучшие старшеклассники, студенты педвузов. Такая работа была хорошей педагогической практикой. Тем более ценной, что она учитывалась при поступлении в педагогические институты и университеты. Вожатые могли получить опыт общения с детьми, разрешения сложных дилемм, понять, подходит ли им такая деятельность по целому ряду параметров, включая и психологический. И сделать окончательный выбор.
ВОЖАТЫЙ – СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ
...Читая такие «красивые словеса», некоторые, может быть, говорят: «Ах, если бы все так было на самом деле». И вспоминают нашумевшие в Сети скандальные видеоролики: о том, как вожатые издеваются над детьми, как сами дети ведут себя в лагерях отдыха, где уже ничто не удивительно – ни секс, ни наркотики, ни нецензурная лексика… Куда, спрашивается, смотрят вожатые ? Как таких безалаберных людей вообще принимают в вожатые ? Самый частый ответ на такие претензии: «Попробуйте найти других на такую зарплату!». Руководители лагерей детского отдыха стремятся сделать их доходными, поэтому экономят на всем, в том числе и на персонале. Мы знаем к чему приводит такой подход. Трагедия в летнем лагере в Карелии в 2016 году привела к осознанию: инструкторов детско-юношеского туризма и вожатых нужно готовить. И не просто готовить, а тщательно проверять и сертифицировать.
После создания детско-юношеской организации «Российское движение школьников», роль вожатого снова вышла на передний план. Каким он должен быть современный вожатый ? Чему научит детей ? И кто научит самого вожатого ? Старшие товарищи личным примером – или в колледже, а может быть на специальных курсах ? И дело не только в составе образовательных программ, но и в личности педагогов. Удастся ли найти таких преподавателей, чтобы смогли на собственном примере увлечь своих подопечных нелегкой, но интересной работой вожатого ? Необходимость специальной подготовки понятна. Остается вопрос – где именно и как готовить ? Где брать педагогические кадры ?
К сожалению, выводы по кадровой политике после карельской трагедии не сделаны и сегодня. Не могут не настораживать факты того, что подготовкой вожатых занимаются непрофессионалы. К примеру, пищевой вуз - Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского организовал курсы по подготовке «вожатого ХХI века». Интересно, кто будет учить будущих вожатых духовно-нравственным и культурологическим аспектам деятельности, если в руководстве этого вуза ректор с сомнительной репутацией - Валентина Иванова, которой москвичи не оказали доверие на прошедших выборах в муниципальные депутаты. Студенты открыто обвиняют администрацию вуза в том, что на другой курс невозможно перейти без легализованных поборов: https://www.change.org/p/васильева-ольга-юрьевна-министр-об… Как в учебном заведении, в котором процветают мошенничество, взяточничество, кумовство и показуха, могут обучаться вожатые ?
ОСТОРОЖНО, КОЛЛЕДЖ ОТКРЫВАЕТСЯ…
Год назад в Москве на базе образовательного комплекса «Воробьевы горы» был открыт Колледж вожатых. Как утверждает сегодняшний руководитель этого комплекса Ирина Сивцова : «История вожатского движения началась во Дворце пионеров в начале его истории в 1930е годы, а сейчас мы поняли, что пришло время давать среднее профессиональное образование для тех, кто хочет быть вожатым». Директор Колледжа вожатых Ирина Сахнова утверждает, что перед колледжем стоит задача - готовить вожатых нового поколения. Подготовка кадров идёт под девизом: "Учим для жизни". Поступить в колледж могут выпускники девятых и одиннадцатых классов. Утверждается, что у учащихся колледжа - блестящие перспективы, их ждет «полноценное обучение со всеми вытекающими бонусами: стипендией, льготным питанием, проездным билетом и отсрочкой от армии. А в дальнейшем - диплом государственного образца и трудоустройство. Кроме того - имеется возможность для выпускников получить высшее образование в Московском городском педагогическом университете по сокращенной программе. Звучит заманчиво. Тем более, что студентам обещают - летнюю практику в лучших лагерях отдыха России, в том числе и в «Артеке». Недавно в лагере появилась традиция, которая принадлежит генеральному директору Алексею Каспржаку: «Задача в том, чтобы человек, который известен в стране, в мире смог прожить жизнь вожатого. Мы хотим, чтобы они почувствовали себя внутри лагеря, заняв в нем главную позицию – позицию вожатого». Почетными вожатыми «Артека» являются Дмитрий Медведев и Ольга Голодец, которые не раз в своих выступлениях заявляли о важности подготовки современного вожатого.
Однако, сегодня информация в СМИ и блогосфере пестрит о том, что Колледж вожатых не просто не вписался в структуру Дворца, а что он её губит, узурпируя территорию и разрушая уникальные традиции и образовательные направления. И в самом главном - кадровом вопросе - есть серьёзные недоработки. Как может занимать должность заместителя директора Колледжа вожатых специалист, который не имеет полноценного высшего педагогического образования?Замдиректора Ирина Хавренкова диплом бакалавра получила лишь в июне 2016 года. Кроме того, она не имеет опыта руководства учебным заведением и ей следовало бы обучиться хотя бы самому элементарному - культуре речи. ( К слову, родители учащихся считают, что заместитель директора колледжа не должен курить и сквернословить ). Возникает вопрос – кто утверждает на такие должности руководителей без соответствующего образования и опыта ? Неужели в Москве, кузнице педагогических кадров, не нашлось более подходящих руководителей – увлеченных, грамотных, опытных ?
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Сегодня ни для кого не секрет, что «бурные девяностые» нанесли огромный ущерб педагогическому образованию в нашей стране, так что российскую образовательную систему можно назвать «зоной социального неблагополучия». Ситуация сложилась таким образом, что сегодня выпускник педвуза по уровню знаний и общей эрудиции значительно уступает своему «коллеге» из 70-х, 80-х годов, несмотря на произошедший технологический рывок последних десятилетий . В этом винят не только низкую мотивацию педагогов, но и отставание учебно-лабораторных баз вузов, а также «миграцию» преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности. В результате – снижается не только интеллектуальный уровень молодых педагогов, но и само практическое значение профессионального образования. Вопрос – кто и как будет учить будущих вожатых - сегодня особенно актуален.
Вернуться назад или поделиться