Вячеслав Никонов: «Назрела пора для серьёзного разговора о стратегии развития образования»
Комитет Госдумы по образованию провел парламентские слушания на тему «О стратегическом планировании развития образования в Российской Федерации». Открывая мероприятии, глава Комитета Вячеслав Никонов затронул тему вызвавшую серьезный общественный резонанс - выступление учащегося гимназии №1 города Нового Уренгоя Николая Десятниченко в Бундестаге.
«В случае с этим школьником, как в капле воды, проявились очень многие проблемы в нашем образовании, - сказал Вячеслав Никонов. - Действительно, назрела пора для серьезного разговора о стратегии развития образования, стратегии развития исторической науки в нашей стране, преподавания истории и всего исторического знания. Маленький эпизод, который вызвал эмоциональную реакцию, заставил нас всех думать о серьезных проблемах, связанных с системой образования. И в 16 лет нужно думать над тем, что говоришь и пишешь, представляя Россию за границей. Мне очень бы хотелось посмотреть в глаза учителю истории и в глаза руководства этой гимназии».
Также руководитель Комитета добавил, что ему много раз приходилось участвовать в крупных международных мероприятиях. "К величайшему сожалению, подобного рода идеи, а то и гораздо худшие, можно было услышать в выступлениях российских участников на самых авторитетных международных площадках. И не только тех, кто учится в школе, но и обладает научными степенями кандидатов и докторов наук, которые занимают позицию еще более жесткую в отношении нашей страны и ее истории", - подчеркнул спикер, напомнив, что ещё совсем недавно подобные мысли можно было прочитать в школьных учебниках истории.
В ходе парламентских слушаний, обсуждались основные задачи и пути формирования системы стратегического планирования образования на федеральном и региональном уровнях, возможные сценарные прогнозы научно-технологического совершенствования отрасли.
«Назрела пора для серьёзного разговора о стратегии развития образования, стратегии развития исторической науки в нашей стране, преподавания истории и в целом всего исторического знания, – отметил Вячеслав Никонов. – Это тем более актуально, поскольку принят закон о стратегическом планировании. Появляются самые разные стратегии, но стратегии развития образования у нас нет. При этом существует большое количество маленьких стратегий, охватывающих отдельные отрасли образования, но не всё поле в целом. Некоторые сегменты вовсе не охвачены стратегическим планированием, например, дошкольное образование, непрерывное образование, образование пожилых людей. В условиях стремительного развития знаний и технологий рынок претерпевает изменения, поэтому от того, насколько хорошо российская система образования и науки сможет адаптироваться к новым реалиям, будет зависеть конкурентоспособность нашей страны на международной арене. Никто не оспорит тот факт, что образование и наука определяют будущее любого государства, потому что современный мир – это динамично развивающийся мир знаний. Расходы на образование - одна из самых крупных расходных статей федерального бюджета».
«В этом году консолидированный бюджет на образование составляет 3,2 трлн. рублей. В соответствии с уже принятыми поправками эта цифра будет расти, и к 2020 году она достигнет 3,8 трлн. рублей. Ни одна отрасль не изменяется так быстро, как отрасль знаний. Каждые два года объем знаний, накопленных человечеством, удваивается. Я думаю, что дальше это будет происходить еще быстрее. Кардинальным образом меняется ситуация на рынке труда в связи с развитием новых знаний и новых технологий. Часто звучат прогнозы, что ряд профессий будет исчезать в ближайшие годы. Мы действительно с трудом представляем, как будет выглядеть рынок труда через 20 лет, а мы должны иметь об этом представление, поскольку уже сейчас должны начать готовить специалистов, которые будут работать в экономике будущего и отвечать на те вызовы, с которыми будет сталкиваться страна» - подчеркнул глава Комитета.
В Парламентских слушаниях приняли участие первый заместитель министра образования и науки РФ Валентина Переверзева, президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин и другие.
Вернуться назад или поделиться