Илья Бронштейн – директор, публицист, бизнесмен?
Скандалы, интриги, расследования, связанные с последними инициативами руководства Департамента образования г. Москвы, всколыхнули старые дискуссии о роли директора школы в образовательном процессе. Сделали свежими старые вопросы - кто он, директор школы ? Какими качествами нужно обладать для того, чтобы руководить доверенным тебе учебным заведением - искренностью и педагогическим даром ? А может, главное - это предпринимательская жилка ?
Илья Михайлович Бронштейн, который сегодня является директором школы № 1468 - лицо медийное. Его пресс-портрет в «Вестях образования» (от 19 октября 2017 года ) такое название и носит - «Я никогда не злюсь. Я профессионал». Давайте же на примере Ильи Бронштейна поразмышляем, каким должен быть профессиональный директор XXI столетия.
В начале вышеупомянутой публикации рассказывается, что директор принимает журналиста, ожидая делегацию из Дагестана. Эта республика в последнее время часто мелькает на московской образовательной карте. Именно в Дагестан, например, был откомандирован еще один молодой и эффективный директор - Алексей Карпухин, после того, как стал фигурантом скандала, поднятого родительской общественностью, по поводу объединения школ №№ 1434 и 1498. По словам представителей ДОгМ «важно иметь человека с московским опытом, чтобы реализовать все это в Дагестане». Так Алексей Карпухин стал заместителем министра образования Дагестана… Возможно ли, что один «молодой и эффективный менеджер образования» посылает целую делегацию к другому эффективному менеджеру? Все возможно, но зачем?
Впрочем, мы сегодня хотим поговорить не об Алексее Карпухине, а об Илье Бронштейне. Директор школы №1468 - действительно человек новой формации, имеющий аккаунты в соцсетях, четко откликающийся на вызовы времени. Давайте же рассмотрим все стороны активной деятельности этого разностороннего человека. При этом рассмотрении становится удивительно, как один человек может успевать все – ведь в сутках только 24 часа.
ПУБЛИЦИСТ
Одно из последних упоминаний в прессе – ответ Ильи Бронштейна на сайте МИОО на открытое письмо Ирины Канторович, педагога и общественного деятеля. Илья Бронштейн, исходя из своего директорского опыта, прокомментировал некоторые тезисы Ирины Канторович. Ее слова о низкой учительской зарплате, он опроверг тем, что это неправда, поскольку он «должен обеспечить выполнение майских указов Президента об обеспечении уровня оплаты труда учителя не ниже среднего уровня по экономике региона». Несложно отметить некоторое лукавство директора – ведь средняя сумма, идущая на обеспечение уровня оплаты труда учителя и средняя заработная плата по школе не будет изменена, даже если свита директора – самые приближенные сотрудники – получат от этой суммы 80%. Так же не соответствуют действительности опровержения открытого письма, где Илья Бронштейн заявляет, что Ирина Канторович неправа, поскольку директор обязан «обеспечить рост качества образования, а для этого привлечь на работу профессионалов и платить им соответствующую высокую зарплату». Известны сегодня (даже в Москве !) случаи, когда для экономии директора специально брали учителей (русского языка !!!) преподавателей, приехавших из Средней Азии, которые, мягко говоря, недостаточно хорошо владели русским языком.
И еще одна выдержка из выступления Ильи Бронштейна на страницах «Вестника образования»: «Воспитание сегодня, к величайшему сожалению, сведено к минимальному набору формальных требований, академизм недостижим, потому, что ни один учитель не в состоянии конкурировать с «Википедией», ну, а о приоритете учителя вообще говорить не приходится, особенно после того, как мы разрешили родителям участвовать в оценке педагогического труда. А значит, мы должны научиться с этим работать». Тут ни убавить, ни прибавить. Следующий логический шаг – взять на работу «Википедию». Она вообще не спорит с директором, заработной платы тоже не требует…
БИЗНЕСМЕН
В блогосфере и СМИ продолжаются дискуссии о том, кто же такой директор – учитель, прежде всего, или же «эффективный менеджер» ? Похоже, что Илья Бронштейн этот вопрос для себя решил. С его именем связано появление коммерческого проекта «Фоксфорд» (https://foxford.ru/courses/753/landing .
Домашняя школа с возможностью получения аттестата московской школы,онлайн-курсы, которые заявлены как возможность престижного онлайн-образования для всех, кто платит деньги. А это не только дети, но и родители, а также педагоги. «Фоксфорд» - звучит почти как Оксфорд, то есть – гордо. Из рекламы на сайте: «Для того, чтобы начать занятия, нужно только внести оплату, иметь доступ в Интернет и вовремя подключиться к уроку. После этого школьник, из любого региона страны, получает возможность учиться онлайн».
По словам одной из родительниц в Сети: «Я согласна, что это образование совсем недешевое. Стоимость зависит от выбранного курса – цены от 3600 до 10.000 рублей. Но часто бывают акции и мы их пытаемся поймать».
Что ж, как сказано в известном анекдоте: «Пять старушек – это уже рубль». Возможно, именно за этим - за аттестатами московских школ - и прибыли представители из Дагестана ? Почему бы и нет, такие случаи уже бывали - помните, как по результатам ЕГЭ нескольких лет выяснялось, что именно из Дагестана и других южных локаций к нам приезжают самые круглые отличники, лучше всего знающие русский язык и профильные предметы ? А потом мы удивляемся, что школьники с южных окраин страны, не слишком хорошо владеющие русским языком, получают аттестаты московских школ. Впрочем – чему удивляться. Такова жизнь, и эффективные менеджеры, ставшие «молодыми школьными директорами», видят «скрытые резервы», которые таит в себе система московского образования и не могут их не использовать.
ДИРЕКТОР
Илья Бронштейн – не просто директор школы. Он еще и председатель «Молодежной Ассоциации руководителей образовательных организаций». Его директорский путь начался со школы № 737. Через три года его директорства, школа превратилась, как это говорят, «в удобную для всех территорию». Далее, была школа № 1371, где о директорстве Ильи Бронштейна, ходят разные, иногда нелицеприятные мнения. И вот теперь – школа №1468, где у Ильи Михайловича тоже много дел. Хотя, согласно собственным словам директора, совмещение разных видов деятельности знакомо ему давно. И ради этих совмещений он почти забыл то, чему учился – историю. «Я перестал преподавать историю, когда к 737-й школе присоединили детский сад. Понял, что просто не буду успевать. Восхищаюсь коллегами, которым это удается. У меня очень напряженный и нестабильный график. Зафиксировать жесткий план занятий в нем невозможно. Если это сделать, то придется ставить замены, а замены уроков – обман детей. Я этого себе позволить не могу». Как это трогательно звучит – директор не может позволить себе обманывать детей. Так - что и правда хочется верить…
P.S.
Итак, вот что у нас получается по факту. Илья Михайлович Бронштейн - человек, который пиарит собственную персону, отстаивая принципы НСОТ, системы, которая позволяет ему распределять заработную плату самым выгодным для себя образом. Он - финансист, который находит резервы везде - в том числе и «оптимизируя» образование, что позволяет «делать деньги из воздуха», то есть - из продажи аттестатов. Для того, чтобы хватало времени на эту, в высшей степени полезную (весь вопрос - для кого) деятельность, он отставил в сторону свой предмет, когда-то профильный - историю. Что же, история, как говорят, ошибок не прощает. Такой ли «эффективный менеджер» должен сегодня быть капитаном образовательного корабля ? Действительно ли это требование времени - чтобы именно такие «молодые и ранние» директора стояли сегодня у штурвала ? Возможно и так. Но когда, по итогам плавания, судно окажется совсем не там, где рассчитывалось изначально, решать что-то будет уже поздно…
Вернуться назад или поделиться