Любовь Духанина: «Наша задача - учить молодежь тому, как устроена реальность»
Российское образование сегодня переживает очередную эпоху своего развития. Каким ему быть – об этом спорят политические деятели, ученые, педагоги, а также родители и… сами ученики. Да, школьники давно утратили пассивное отношение к учебному процессу, они хотят сами участвовать в нем, определяя и выбирая направления образования и воспитания. И они имеют на это полное право.
Какое образование сегодня можно назвать действительно современным? Чарльз Темпл, один из разработчиков технологии развития критического мышления, говорит об этом так: «Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте».
С необходимостью прежде всего научить школьников учиться согласна и Любовь Николаевна Духанина - одновременно директор школы, педагог и политик. Она - депутат Государственной Думы, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», член центрального штаба Общероссийского Народного Фронта, а также Президент образовательного холдинга «Наследник». То есть, имеет возможность видеть школьные проблемы как изнутри, так и в глобальном масштабе. Наша беседа пойдет о том, как в настоящее обстоят дела у учителя и ученика, у директора школы и родителя. А также о том, можно ли изменить это положение дел к лучшему.
- Любовь Николаевна, одна из последних новостей в сфере образования – чиновники Рособрнадзора сообщили, что часть российских школ награждает выпускников медалями незаслуженно. Что нужно сделать, чтобы исключить эту проблему?
- Вы знаете, в федеральных документах Минобрнауки, а также в региональных источниках, нет никакого упоминания о том, что количество медалей в одной школе или одном регионе может быть ограничено. При этом в разных регионах есть свои принципы награждения ребят, отличившихся в учебе. В Забайкальском крае, например, выпускникам школ, проявившим трудолюбие, старание и упорство в овладении знаниями выдаются золотые и серебряные медали за особые успехи в учении «Гордость Забайкалья». А в республике Татарстан медаль «За особые успехи в учении» вручается ребятам, которые успешно освоили школьную программу с отличной успеваемостью по всем учебным предметам. В конечном счете, негласный регламент по количеству медалистов на одну школу или один регион может привести к печальным последствиям, когда произойдет реальный резкий рост талантливых и одаренных детей – регионы будут просто бояться их отмечать.
Конечно, если это вызывает опасение надзорных органов, то проверять обоснованность выдачи золотых медалей, безусловно, необходимо. Но нельзя допускать ситуаций, в которых могут быть ущемлены интересы детей. Ведь медаль – это серьезное достижение в жизни ребенка, это знак того, что его успехи замечены и оценены по достоинству. Отличные результаты в учебе нельзя сводить только к успешной сдаче ЕГЭ. К тому же, многие образовательные организации оценивают не только предметные знания, но и проектную деятельность школьника, выступления на конференциях, получение профессиональных сертификатов. Так что не исключено, что дети, получившие, были действительно достойны награждения. Мы должны сохранять доверие к учителю и школе.
- Еще одна «горячая новость» - мэр Москвы Сергей Собянин и министр образования и науки России Ольга Васильева подписали соглашение о формировании открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа". Ваше мнение: какие перспективы у этого проекта? А какие риски?
- Система электронного обучения, запуск которой планируется в России, необходима, поскольку позволит обеспечить доступность качественного образования для граждан страны. Дети смогут учиться в российской школе, находясь в любой точке земного шара, и получить аттестат после окончания. Такая система решает главную задачу – обеспечение доступности качественного образования. На сегодняшний день это очень важно для тех детей, которые живут в отдаленных городах и селах страны. И еще - так будет легче получать знания детям с особенностями здоровья, которым комфортнее находиться в домашних условиях. Очень важно, чтобы в стране существовала возможность проводить дистанционную аттестацию и получать документы, свидетельствующие о прохождении той или иной образовательной программы.
Что касается рисков при внедрении такой системы, то это в первую очередь проблемы доступности высокоскоростного Интернета и наличия компьютеров у детей. Многие столичные школы уже обеспечены интерактивными досками, быстрым интернетом, ноутбуками и другой необходимой инфраструктурой. К сожалению, не все регионы находятся в том же положении. Эту задачу нужно решать одновременно с созданием цифрового школьного обучения.
- Любовь Николаевна, Вы не понаслышке знаете - что значит быть директором школы. С какими вызовами сегодняшнего дня сталкиваются руководители образовательных учреждений? Какие качества необходимы современному директору?
- Главная задача директора – создать в школе атмосферу развития и стремления вперед, сохранив при этом нотки почти семейного уюта, когда ученики идут в школу, как к себе домой. Действительно хорошая школа та, которая всегда находится в тесном контакте с родителями и уделяет необходимое время каждому ребенку. Подобная обстановка положительно сказывается не только на успеваемости, но и на психологическом здоровье детей.
Директор современной школы постоянно находится в поиске новых решений – как содержательных, так и организационных. Он всегда должен владеть собой, вне зависимости от уровня своего напряжения находить подход к людям. Это касается как взаимодействия с коллективом педагогов, так и постоянных контактов с родителями. Но самое главное – директор должен находить время для учеников. Приветствовать их в школе, ободрять в случае необходимости, где-то корректировать поведение, давать оценку поступкам. Потому что тон школе задает директор.
- Судя по публикациям в социальных сетях – директор, родители и педагоги не всегда являются союзниками. Что могло бы сделать их союзниками?
- Цель у школьной администрации, педагогов и родителей общая – это качественное образование детей и их личностное становление. То, что между «тремя составляющими учебного процесса» бывают разногласия, это неприятно, но абсолютно естественно. Родителям хочется, чтобы его ребенку уделяли максимум времени, им хочется слышать, что он хорошо успевает, что у него нет никаких проблем в общении. Учитель видит детей в совершенно другой обстановке, часто родителям сложно узнать своего ребенка в рассказах педагога. А задача директора - находить подход и к детям, и к родителям, и к педагогам. Главное, чтобы каждый - и директор, и учитель, и родитель, был настроен услышать собеседника и не забыть, что в центре внимания должны стоять именно интересы ребенка.
Именно поэтому крайне важен тесный контакт родителей и школы. Родители должны понимать, почему ребенок получает ту или иную оценку, почему даются такие задания на дом. При этом невозможно донести за 15 минут беседы все тонкости педагогической науки даже самой заинтересованной маме или отцу. Поэтому сейчас и развиваются самые разные формы участия родителей в управлении школой – попечительские, управляющие советы, родительские комитеты. Регионы проводят специальные курсы для родителей. В некоторых учебных заведениях родители даже участвуют в проектных сессиях, где выбирают учебники, обсуждают рабочие программы, составляют вместе с учителями графики экскурсий. Я вижу в этом большие перспективы.
- Вопрос заработной платы учителей – один из наиболее острых и обсуждаемых сегодня в педагогическом сообществе. Какие, на Ваш взгляд, законодательные шаги могут помочь продвинуться в этом вопросе?
- Положение учителя в современном обществе должно в полной мере отвечать его высокой социальной роли. Важно обеспечить педагогов не только конкурентными зарплатами, но и установить достойные и безопасные условия труда. В частности, в Общероссийском народном фронте мы ведем работу над тем, чтобы зарплата учителей включала в себя все виды премий и надбавок, в том числе и за переработку. Потому что сегодня хороший учитель трудится сверхурочно – до 70 часов в неделю при том, что оплачивается ему по факту 20-25 часов. Оптимальная структура зарплаты с точки зрения школьного работника выглядит так: стабильный достойный оклад плюс стимулирующая часть, которая будет выплачиваться в первую очередь за качество работы с детьми и профессиональный рост.
- Система учительского роста вызывает ряд вопросов у педагогического сообщества: зачем это нужно вводить? Не приведёт ли к ухудшению финансового положения учителей? Кто будет оценивать работу учителей и по каким критериям?
- И в самом деле, проект вызвал бурную общественную реакцию и широкое обсуждение среди специалистов. Первая реакция учителей – обида, поскольку у них появилось ощущение, что им не доверяют. Этого допускать нельзя. Поэтому доработка уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста (НСУР) продолжается. Необходимо найти адекватный и прозрачный способ измерять педагогическую компетенцию и сделать этот процесс понятным для всех учителей.
Программа должна стать инструментом, который будет полезен самому педагогу. Это должен быть своеобразный навигатор профессионального развития. Если педагог чувствует, что ему не хватает определенных навыков – например, молодой учитель не умеет устанавливать дисциплину на уроке, а кричать на детей не хочет – этот навигатор должен подсказать, каким образом, где и как этому научиться. За любой системой оценивания должна стоять система способов достижения. Иначе вместо помощи на учителей будет просто оказываться дополнительное давление.
Вы – председатель общества «Знание». Скажите, насколько миссия этого общества востребована сегодня? Изменилась ли как-то форма предоставления знаний по сравнению с форматами ХХ столетия?
- Главной задачей российского общества «Знание» всегда было осуществление просветительской деятельности на территории всей страны. На сегодняшний день региональные отделения общества действуют в 85 субъектах РФ, где помогают в организации и проведении мероприятий, а также разнообразных мероприятий в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты.
Этим летом мы проводили Слет молодых лекторов под лозунгом «Строим интеллектуальное будущее страны». Востребован ли сегодня интеллект и умение работать с будущим? Безусловно. Со времен Советского Союза многие помнят и ценят работу Общества «Знание», и мы прикладываем все усилия, чтобы поддерживать высокий уровень доверия к нам. За год работы общества «Знание» в новом формате нам удалось охватить 2 млн слушателей. Это было бы невозможно, если бы мы не использовали новые форматы наряду с традиционными. Лекции и семинары, квесты, деловые игры – и такой красочный формат, например, science slam, своеобразная «битва» двух ученых, проектные сессии, стрим-вещание. В XXI веке мы имеем дело с новой аудиторией, и к ней мы неустанно ищем новые подходы.
- К слову, о работе с будущим. Участие школьников и студентов в протестных акциях заставляет сегодня очень многие государственные и общественные организации обратить внимание на молодёжную политику. Какие из проблем молодого поколения считаете актуальными и требующими решения?
- Молодежная политика – это вовсе не явление, возникшее в связи с протестными акциями. Во все времена, и в древности, и сегодня, молодежь интересуют одни и те же вопросы: как найти свой путь? Как жить в лучших условиях, чем я живу сейчас? Молодым людям всегда важно знать, что они что-то сделали сами, а не просто получили от родителей, учителей, знакомых. Это касается и материальных ценностей, и нематериальных – знаний, навыков, идей, и подчас к этому ребята относятся более ревностно.
Только с возрастом можно осознать, как много в каждого из нас вложили другие люди. Что каждый, даже негативный, контакт с человеком чему-то нас учит. Что мы развиваем, оттачиваем лучшие качества благодаря тому, что мы не существуем сами по себе. В возрастной психологии есть даже понятие – кризис «я сам», когда ребенок примерно в возрасте трех лет начинает пытаться самостоятельно делать то, что делают взрослые, отказывая им в возможности помочь. Сейчас, с развитием Интернета, подросткам доступна информация практически обо всем на свете – и естественно, что он сам стремится на основе нее делать выводы, принимать решения, а иногда – совершать поступки. Подросток ощущает себя уже практически взрослым, он уверен, что мнение, которое он будто бы сам нашел в сети Интернет, - правильное. И Сети он больше доверяет, чем родителям или иным каналам получения информации хотя бы потому, что он в этой сети живет, в ней ему хорошо.
Поэтому молодежная политика должна быть пространством тренировки и безопасного применения этой «самости». Мы должны эти пространства создавать. Не назидать, не манипулировать, не убеждать, а учить быть взрослым, участвовать в настоящем деле, а не в его имитации, общаться со взрослыми на самые животрепещущие темы. Тебя интересует политика? Ты думаешь, что знаешь, как сделать жизнь вокруг лучше? Тогда у тебя должна быть реальная возможность попробовать решить реальные проблемы людей – с кем-то договориться, кого-то убедить, привлечь сторонников. Это же распространенное заблуждение – что есть кто-то, кому достаточно снять трубку, позвонить, и любой вопрос будет решен. Учить молодежь тому, как устроена реальность, как в ней действовать – это и есть задача тех, кто считает себя взрослыми и опытными людьми.
- Но будущее молодых может быть разным. Бывает так, что родители считают, что будущее их детей - обязательно вуз, а в профобразование идут исключительно неудачники. Несмотря на то, что многие успешные соотечественники свою профессиональную карьеру начинали с профобразования. Вспомним хотя бы биографию одного из самых известных россиян – Юрия Гагарина. Как Вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы повысить престиж среднего профессионального образования?
- Отношение к рабочим профессиям уже меняется. Во-первых, родители понимают, что обучение в высшем учебном заведении – это ещё не гарантия дальнейшего трудоустройства. Во-вторых, стали снова появляться программы профориентации, в рамках которых ребенок может почувствовать себя нужным на каком-либо предприятии, еще обучаясь в школе. Он может сознательно выбирать не только профессию, но и конкретный коллектив, конкретное место работы.
Кроме того, сейчас проводятся чемпионаты JuniorSkills и WorldSkills. Благодаря таким площадкам у подрастающего поколения появилась отличная возможность подготовит себя не к абстрактной будущей работе, а точно увидеть востребованные на сегодня профессии. Ребята видят, что тот тип труда, который когда-то был не слишком привлекательным, сейчас изменился. Показательно, что этом году больше половины школьников после окончания девятых классов и сдачи ГИА решили продолжить обучение в техникумах и колледжах. В 2016 году так поступила только половина школьников.
- Сегодня на тему трудового воспитания идут бурные дискуссии, с участием родителей, учителей… Министр образования высказала свое мнение. Мы знаем, что Вы занимаетесь этой проблемой. Каким оно должно стать в современной школе?
- Могу сказать, что мы в ОНФ боремся за то, чтобы вернуть в школы трудовое воспитание . Президент Российской Федерации, лидер Народного фронта, всячески поддерживает нас в этом вопросе. К тому же неурегулированность вопросов школьного труда чревата санкциями, даже если жалоб от родителей не последует. Сегодня детей боятся привлекать и к труду на пришкольном участке и к патриотическим акциям, что уж говорить про первичные профессиональные навыки. По словам Президента, трудовое воспитание школьников не должно включать в себя эксплуатацию, и потому необходимо, чтобы оно имело свой четкий законодательный статус. Понятия «общественно полезный труд», «труд по самообслуживанию» необходимо закрепить в федеральном законе «Об образовании». Там должны появиться нормативы, согласно которым можно в рамках образовательного процесса приобщать школьника к труду, организовывать трудовое воспитание, учитывая особенности детей – физические, возрастные, психологические. Согласно мониторингу фонда «Национальные ресурсы образования, где участвовало более двух тысяч родителей, 76% высказалось за то, чтобы все эти нормы были закреплены в законодательстве.
Дело вот в чем – если мы в собственном доме поступаем так, а в школе иначе, это неправильно. Но почему, если дома ребенок может посильно обслуживать себя и помогать другим – он не может это делать в школе? К слову, если сегодня мать просит старшую дочь помочь ей с младшим ребенком, то, если взять предельное прочтение законодательства, это принудительный труд.
Есть здесь еще одна архиважная тема – желание самого ребенка трудиться. Объективно оно существует, после 14 лет подросток имеет право на оплачиваемый труд, только трудоустройство нужно согласовать с родителями.
У нас замечательные дети, они взрослеют и умнеют на глазах, так что неудивительно, что в этом возрасте они уже стремятся заработать хоть что-то – не только на собственные развлечения, но и на вклад в семейный бюджет. Мы не можем с этим не считаться.
- Москва предоставляет огромные возможности не только для трудового воспитания, но и для художественно-эстетического развития детей. Насколько широко эти возможности используются?
- Москва всегда предоставляла большой спектр возможностей в сфере дополнительного образования. А художественно-эстетическое направление, традиционно, самое популярное у родителей. Поэтому для ребят создаются все возможности уже в дошкольном возрасте и далее – в школе, в организациях дополнительного образования. В Москве действует и большое количество творческих мастерских, есть целые арт-кварталы. Как один из показателей успешной работы столичных властей в этой сфере – традиционно высокие места московских участников на ежегодных Дельфийских играх.
- Дополнительное образование только по названию является дополнительным, а по сути - оно сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Насколько доступной, на Ваш взгляд, является эта сфера образования?
- Я уверена, что каждый ребенок должен иметь возможность бесплатно получить дополнительное образование по своему выбору и по выбору семьи. При этом результаты проведенного экспертами ОНФ опроса родителей показали, что объем платных услуг в дополнительном образовании достигает 42%. Средняя плата за допобразование одного ребенка составляет 2,6 тыс. рублей, за двоих – около 3 тыс. рублей, а многодетные семьи платят более 6 тыс. рублей в месяц. Для 32% ребят дополнительное образование остается недоступным, в первую очередь финансово и территориально. Поэтому Общероссийский Народный фронт, который ассоциируется в обществе в первую очередь как своеобразный контролер власти, запустил целый масштабный проект «Равные возможности — детям». В регионах России уже начали работу волонтерские кружки и секции. Благодаря нашим усилиям открыто уже 308 кружков в 60 регионах страны, на очереди – более 700. На сегодняшний день передавать свои знания и опыт новому поколению на безвозмездной основе готовы около тысячи волонтеров по всей России.
Конечно, мы не пытаемся подменить собой инфраструктуру дополнительного образования. Но и оставить пять миллионов детей без возможностей общения и социализации не можем также. Всего 5% детей, по нашим данным, не получают дополнительное образование по своему выбору. Во всех других случаях причина в деньгах, удаленности, отсутствии информации о кружках. Мы провели мониторинг закрытия кружков в регионах – в общей сложности в России за 2016 год и первую половину 2017 года оказались закрытыми почти 60 организаций дополнительного образования и более 50 отдельных кружков. Более двух тысяч детей лишились возможности получать дополнительное образование. Так, например, в Республике Дагестан было закрыто 9 организаций допобразования, при этом пострадали спортивные, творческие и туристско-краеведческие направления. Поэтому мы пытаемся привлечь к работе с детьми творческих, неравнодушных людей, чтобы совместными с государством усилиями дать каждому ребенку возможность бесплатно посещать кружок.
- Нередко от родителей можно услышать мнение, что дополнительное образование не учитывает интересы ребят с девиантным поведением или с проблемами со здоровьем. Как можно исправить ситуацию?
- Исправить можно только неустанной работой. Около 2% детей сегодня не получают дополнительное образование по состоянию здоровья, а самый популярный ответ на вопрос, что может изменить ситуацию – индивидуальный педагог. Такие возможности должны быть созданы.
Среди наших волонтеров, участвующих в проекте ОНФ «Равные возможности — детям», многие сами выразили желание заниматься с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. В том числе волонтеры в Волгоградской, Калужской, Костромская областях, Пермском, Хабаровском, Забайкальском краях и Республике Тыва. По работе с детьми с девиантным поведением также имеются замечательные практики у ряда НКО. С переходом на персонифицированное финансирование им будет проще войти в перечень поставщиков социально полезных услуг и хотя бы частично покрывать свои расходы. Это будет еще одним механизмом поддержки наряду с грантами. Наша задача в том, чтобы каждый ребенок имел доступ к дополнительному образованию, вне зависимости от тех или иных жизненных обстоятельств.
- Огромная роль принадлежит в образовательном процессе - учителю. Какие слова поддержки Вам хотелось бы сказать своим коллегам - педагогам? Что пожелаете им?
- Знаете, трудно переоценить значение этой профессии . Уважение к ней в любые времена безмерно. А мне хотелось бы сказать всем причастным к этому благородному труду - уважаемые коллеги ! Подвижники, посвятившие себя делу воспитания подрастающих граждан. Пусть вам всегда сопутствуют профессиональный успех, признательность учеников и их родителей. Какие бы стратегические документы ни принимались в сфере образования, какие бы инициативы ни выдвигались, без вашей поддержки и доверия они не могут быть реализованы. Именно от вас зависит, какой пример видят перед глазами дети каждый день. С вашей помощью они получают первый обязательный опыт взаимодействия с обществом, с вашей помощью они выбирают свою дорогу в жизни. Я желаю, чтобы у вас всегда оставались время и силы и на учеников, и на семью, и на свои увлечения. Ведь если у педагога есть возможность полноценно отдыхать, уделять время близким, у него и в школе дела идут лучше, он работает с учениками на подъеме и с полной отдачей. И тогда счастье, любовь, уверенность в своих силах и в завтрашнем дне он приносит из дома - в класс.
Вернуться назад или поделиться