Ирина Канторович: «Куда ушли 14 миллиардов?»
Кто-то придумал красивую сказку, что наша планета держится на трёх китах. И наши древние предки в это долго верили. Сегодня уже всем известно, что Земля держится не на трех китах или слонах, стоящих на спине у гигантской черепахи, она держится на НЕРАВНОДУШНЫХ ЛЮДЯХ. Они не только держат нашу планету, но и двигают мир вперёд. К числу неравнодушных людей можно без преувеличения отнести Ирину Канторович. Педагог и общественный деятель, который акцентирует мнение общественности на проблемах в сфере образования.
Недавно Ирина Канторович опять стала возмутителем спокойствия – написала Открытое письмо столичному мэру, спрашивая, куда ушли бюджетные деньги в количестве 14 с лишним миллиардов рублей. «В моем лице к Вам обращаются более 56 тысяч подписчиков петиции за отмену НСОТ – новой системы оплаты труда в бюджетной сфере, введенной в 2008 году… Прошу Вас ответить, подтвердив ответ документами, каким образом были израсходованы 14,2 млрд рублей, сэкономленные Департаментом образования Москвы в результате «оптимизации» 2013–2015 годов ?». Действительно, согласно докладу чиновника Департамента образования города Москвы Олега Яковлева, «в результате эффективно проведенной работы по оптимизации сети подведомственных учреждений и создания крупных многопрофильных комплексов (2013–2015 годы) повышена эффективность расходов системы московского образования. Экономический эффект составил более, чем 14,2 млрд рублей».
Это не первое открытое письмо Ирины Канторович. Она – автор письма министру образования и науки Ольге Васильевой, а также общественной инициативы «Изменить систему оплаты труда в государственных учреждениях и органах власти РФ» и петиции «Ликвидируйте механизм присвоения бюджетных средств под маркой экономии», собравшей более 56 тысяч подписей. Чем же опасна НСОТ для школ, учителей и учеников? Сколько на самом деле получает «простой московский учитель»? На чем именно можно «сэкономить» 14 миллиардов? Об этом и о многом другом редакции рассказала Ирина Витальевна Канторович
- Ирина Витальевна, НСОТ – новая система оплаты труда – на первый взгляд, достаточно логична и справедлива. Она позволяет законную возможность – перевести сэкономленные бюджетные средства в стимулирующую часть оплаты труда…
- Как говорится, «гладко было на бумаге»… Вроде бы и правда – постановление Правительства Москвы «О совершенствовании системы оплаты руда работников государственных учреждений города Москвы» предписано средства, сэкономленные по коммунальным платежам, фонду оплаты труда, материальным затратам - направлять на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда. То есть, Постановление, вроде бы, по сути дает возможность переводить сэкономленные бюджетные средства в зарплатные выплаты сотрудников. Только далеко не всех, а тех, кого укажет директор. И это указание ничем, кроме совести директора, не регулируется. На практике львиная доля этих денег до педагогов не доходит и оседает в карманах администрации учебного заведения и приближенных к ним лиц.
В докладе главного финансиста ДОгМ Олега Яковлева, с которого мы начали разговор, информация о дальнейшей судьбе сэкономленных миллиардов отсутствует. А ведь 14 миллиардов рублей – это большая сумма, даже для московского бюджета. Вот мне и хотелось бы убедиться, что «оптимизация» школ, инициированная Департаментом образования города Москвы, была проведена не с целью запредельного повышения зарплат «верхушки», а с какой-то другой, более благородной целью. Но по открытым документам я не могу увидеть, куда можно было потратить сбереженные деньги – кроме повышения зарплат сотрудников ДОгМ. Ведь стимулирующая часть заработной платы сегодня распределяется, не подчиняясь никаким законодательным актам – кроме совести руководителя.
- Но ведь средняя заработная плата педагога в Москве и за ее пределами постоянно растет, согласно открытым статистическим данным?
- В связи с этими данными, мне хочется вспомнить одну историю, которую рассказала Татьяна Надточиева, преподаватель иностранного языка. Я с ней разговаривала по телефону, она сообщила, что ей звонили из МИФИ после моей публикации и спрашивали, писала ли она это ? Надточиева подтвердила: «В МИФИ, откуда я ушла на пенсию в 2011 году, ректор с гордостью докладывал общему собранию о «средней» ( зарплате) по институту в 40 тысяч рублей. В ответ поднимались с мест академики, профессора и требовали: «Покажите нам тех сотрудников, кто получает такие деньги !». Позднее институтские «умельцы-хакеры» взломали базу бухгалтерии и вынули оттуда расчётные листы самого ректора и его приближённых. Распечатали их и расклеили ими столбы и деревья на территории для ознакомления всех желающих. Так вот, у ректора и его заместителей зарплаты доходили до 2-2,5 миллионов рублей в месяц, у рядовых сотрудников вуза – 20-25 тысяч рублей. У меня на момент ухода ставка была 7 тысяч рублей, поэтому я работала только на полставки 3,5 тысяч рублей, чтобы иметь время где-то ещё подработать».
Вот такая история с экономией. Действительно, вроде бы – самая благая цель: поощрить тех, кто работает «от души», и, чтобы не снижать уровень заработной платы, привязать заработок руководителя к «среднетемпературному» по возглавляемому им учреждению. Но в рамках этой системы интересы сотрудников и руководства противоположны: чем меньше выплачиваешь коллективу, тем больше можешь получить сам. Вот и получается так, что в СМИ нам говорят о запредельно низких зарплатах учителей в Дагестане, Тульской области. А иногда – и о сверхдоходах директоров. При том, что доходы заместителей директоров вообще не обязательно декларировать, а сегодня в каждой столичной школе таких заместителей, как правило, около десятка.
- Если дела обстоят именно таким образом, почему школьные коллективы, обделенные при распределении доходов, не борются против такой порочной практики?
- Сегодня, если кто-то из сотрудников идет наперекор школьной администрации, его просто и цинично подводят под увольнение. Меня тоже сейчас увольняют «из-за сокращения численности сотрудников». Установленная бюджетная схема предписывает тратить все средства, выделенные бюджетному учреждению, внутри него самого, согласно части 17 ст.30 83-ФЗ, принятого в 2010 году. А все непотраченные деньги идут на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда.
Никто не может помешать школьной администрации экономить на уборщицах, обслуживающем персонале, назвав объём работы, ранее соответствовавший работе на ставку, объёмом за полставки. И люди во многих местах вынуждены работать за такие деньги: другой возможности заработка у них нет. Работодателя-бюджетника не проверяет практически никто. В провинции зарплаты уборщиц, да и педработников ( см. материал об августовском митинге в Каргополе) уже ниже МРОТ. По идее, сотрудник может подать в суд. Но мало кто будет это делать. Даже если он выиграет дело и ему заплатят МРОТ, затем администрация сделает его жизнь в школе невыносимой. И принудит уволиться. А само руководство не пострадает даже в случае присуждения выплаты истцу: другие работники в суд не пойдут и ситуация останется стабильной. У школьной администрации много мер давления на учителей. Сегодняшнее законодательство относит условия оплаты труда в бюджетных учреждениях к компетенции самих учреждений. В итоге это приводит к тому, что бюджетными средствами администрация распоряжается самоуправно. Хочется отдельно упомянуть слова Президента России о том, что штатное расписание школа сегодня определяет самостоятельно. Согласно «майским указам» В.В. Путина требовалось повысить зарплаты бюджетникам. Но у нас есть НСОТ, а значит выход находится легко – просто один человек будет делать двойную работу. Выживать строптивых, а на тех, кто остался, взваливать двойную нагрузку – за себя и за того парня. Так что педагогу приходится работать на износ – или «спустя рукава». Сами понимаете, какие уроки и какие ученики получаются у учителя, вынужденного работать с нагрузкой в полторы-две ставки. Формально, на общем собрании, где устанавливаются правила оплаты труда, коллектив может возразить против несправедливости. В реальности – шансов на победу в этой борьбе нет. Администрация, как всегда, начинает и выигрывает.
- С помощью каких еще ухищрений школьная администрация может «сэкономить» бюджетные средства ? Наверное, уже наработаны какие-то приемы и схемы?
- Конечно, наработаны. Например, можно школьников, у которых есть справка о надомном обучении объединить в группы. Именно так поступают в московской школе, где я работаю – очно-дистанционного обучения детей-инвалидов ГБОУ ШК «Технологии обучения». А ведь по всей форме такая справка автоматически означает, что финансирование из бюджета выделяется для того, чтобы обучать этого ребенка индивидуально. Чтобы подстраиваться под личные психофизические возможности каждого ученика с особыми потребностями. Но сегодня из таких детей формируют группы по 3-15 человек и занимаются с ними дистанционно, по Skype. В результате – успеваемость катастрофически снижается. Портятся показатели у школы – что делать ? Выход есть – можно часть учеников перевести в категорию умственно-отсталых. Это очень выгодно для школы: число учебных часов в плане можно сократить и, таким образом, меньше платить учителям. Кроме того, за плохую успеваемость никто ответственности не несет. А государство через несколько лет получит не гражданина, который способен трудоустроиться и самостоятельно себя обеспечивать, а формально «умственно-отсталого», на которого нужны существенные социальные дотации.
Вот и еще один пример. В школе, где я работаю, один из способов директора «сберечь» бюджетные средства в течение ряда лет был такой – лишить детей-инвалидов, которым уже исполнилось 18 лет, возможности получать дополнительное образование. Сразу после дня рождения, посреди учебного года, им переставали оплачивать домашний Интернет и забирали оборудование – компьютер и прочее. Только после моего указания на то, что это не соответствует договорам, заключённым с учениками, и тому, что финансируется их обучение в течение всего учебного года, Департамент образования города Москвы изменил ситуацию.
Я еще не упомянула про незаконное запрещение нашим ученикам выбирать для дополнительных занятий с педагогом более двух кружков, произвольное назначение размера ученико-часа… Можно поговорить и о том, что учителям в месяц в течение 2016-2017 учебного года оплачивали только 21 рабочий день – даже если их на самом деле больше. Так, в марте 2017 года было 23 рабочих дня, но лишние дни никто оплачивать не стал.
- Видимо, это далеко не все схемы, которые позволяют набрать в массе 14 миллиардов рублей?
- Эти схемы экономии в моей школе совершенно не касаются 14 миллиардов, сэкономленных Департаментом образования. Это экономия именно внутри нашей школы – в пользу администрации. А 14 миллиардов рублей – это уже в пользу сотрудников ДОгМ. Сколько «экономят» у нас в школе мне неизвестно. Это стараются делать тихо. А Департамент образования затеял такую масштабную «экономию», названную оптимизацией, которую не скроешь. Вот он, в лице О.И.Яковлева, и отчитался о размере экономии. Теперь хотелось бы узнать, куда она пошла. В школе мне директор дал официальный ответ: «Все сэкономленные бюджетные средства переходят в зарплатные выплаты сотрудников». И знаете, я ему верю. Он просто не уточнил, о каких именно сотрудниках идет речь. Полагаю, что заработная плата самого директора и его приближённых могла бы впечатлить любого.
В докладе Олега Яковлева рассказано, какими управленческими решениями Департамент делал так, чтобы до школ доходило изначально как можно меньше денег. И это далеко не все даже из того, что видно невооруженным глазом. Но несмотря на вопиющие факты, Департамент образования города Москвы каждый раз заявляет, что «в Багдаде все спокойно», а в московских школах – так и вовсе замечательно. Директора школ день за днем рапортуют об успехах и повышении позиций в рейтингах. Однако всё меньше остаётся людей, которые этому верят.
Статья на change.org
Вернуться назад или поделиться