Трудовое воспитание пока вне закона
Выдающийся педагог-новатор Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: НАДО, ТРУДНО и ПРЕКРАСНО – вложил в это определение глубочайший смысл.
НАДО. Это аксиома. Без любви к труду человек не может состояться как личность. Именно трудолюбие помогает человеку добиться в жизни намеченной цели.
ТРУДНО. Разумеется, но без труда – не вытащишь и рыбку из пруда. Педагоги и родители должны быть готовы к тому, что воспитание трудолюбия у подрастающего поколения потребует настойчивости и терпения.
ПРЕКРАСНО. Конечно. Если человек любит трудиться, то любая работа ему в радость. Человек получает моральное удовлетворение от преодоления трудностей и достижения заветной цели.
Если кто-то считает, что эти заветы сегодня устарели, а главный критерий успешности – это хорошо учиться и получить образование, то глубоко заблуждается. Любой профессиональный успех – это лишь 10% таланта, а 90% трудолюбия. Поэтому всё чаще на различных дискуссионных площадках поднимается вопрос о трудовом воспитании молодёжи.
В Госдуме состоялось первое заседание рабочей группы при Комитете по образованию по разработке инициатив, направленных на совершенствование законодательного регулирования трудового воспитания обучающихся.
Открывая мероприятие, руководитель рабочей группы, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина привела данные результатов социологического опроса 1,5 тысячи московских школьников с 9 по 11 класс. Целью проведённого ОНФ опроса было выяснить - как относятся к труду сами школьники. Оказалось, что 75% опрошенных высказали пожелание трудиться на каникулах. Однако дети сожалеют о том, что им предлагают неквалифицированный труд. Хотя многие считают, что могли бы выполнять более ответственную работу, например, делопроизводителя, компьютерного дизайнера, системного администратора небольших сетей…
Обращаясь к членам рабочей группы, Любовь Духанина сказала: «… Не надо тратить время на размышления на тему – прививать любовь к труду или нет. У нас есть ФГОС, который фиксирует это - как один из личностных результатов. Вопрос стоит в том, что труд бывает очень разный. И нам нужно чётко определиться - какой труд возможен в рамках образовательной программы ? Какими документами его закрепить. Потому что, когда у образовательных организаций возникают проблемы с родителями или с проверяющими органами, то противоположная сторона ссылается на статьи Трудового кодекса о том, что у нас есть только один труд – наёмный. Понятия – труд по самообслуживанию и общественно-полезный труд в Трудовом кодексе отсутствуют».
Координатор национального проекта «Ассоциация развития технологии оценки работников и образовательных учреждений, эксперт Станислав Климин в своём выступлении отметил - многие специалисты считают, что Закон «Об образовании» сегодня является документом запретительным в части трудового воспитания. Возможностей, в части реализации по направлению трудового воспитания, он не даёт. Запретительная норма, которая предъявляет требования к обязательному согласию со стороны родителей, приводит к тому, что подавляющее большинство образовательных учреждений направление трудового воспитания не реализуют. В школах не предусмотрены штатные единицы юристов, поэтому директора в своей деятельности могут допустить ошибки, которые, при соответствующем заявлении родителей, могут привести к проблемам, вплоть до судебных разбирательств.
«В связи с этим, изменения в Закон «Об образовании» являются просто необходимой реальностью, которые должны закрепить права учебных заведений и регламентировать порядок установления содержания и форм организации трудового воспитания» - подытожил эксперт.
Член Экспертного совета по соблюдению прав обучающихся при Комитете Госдумы по образованию, директор московской школы №2030 Наталья Рябкова рассказала на заседании рабочей группы о тех проблемах, с которыми сегодня сталкиваются педагоги. Например, весной школа приводит свою территорию в порядок. Поскольку территория большая приходится привлекать к уборке учащихся. Труд несложный – подмести и убрать опавшие листья. Выход учителя находят следующим образом – обращаются к родителям со словами «…мы рады были бы видеть ваших детей на участке по уборке территории».
«Мы же не спрашиваем у родителей разрешение на патриотическое и нравственное воспитание, почему же должны спрашивать разрешение на трудовое воспитание ? – справедливо заметила Наталья Рябкова. Она также добавила, если в обществе есть понимание о необходимости приобщать молодёжь к общественно-полезному труду, то тогда это должно быть определено законодательно. Должен быть прописан перечень работ, которые дети могут выполнять начиная с 1 класса.
Руководитель рабочей группы Любовь Духанина сказала: «Надзорные органы уже выписывают школам штрафы за то, что они используют труд ученика фактически в учебных целях, потому что законодательно понятие «общественно полезный труд» и «самообслуживание» не определены. Не хочу, чтобы штрафовали моих коллег за то, что они формируют новую личность».
Особенно актуальна тема трудового воспитания для сельской местности. Об этом рассказал собравшимся председатель Комитета по образованию и молодёжной политике Республики Алтай Вячеслав Уханов, который долгие годы проработал директором школы. Именно собственное хозяйство, а это 50 гектаров земли, 100 лошадей, помогло выжить школе в «лихие» 90-е годы. Он с сожалением отметил, что в настоящее время, из-за отсутствия законодательной базы, школьные хозяйства приходят в упадок.
Ещё одна тема, которую обсуждали на заседании – необходимо культивировать в молодёжной среде понятие коллективного труда, учитывать фактор содружества, чтобы мотивация молодёжи не сводилась исключительно к получение прибыли и личному обогащению.
Именно депутаты заксобрания Алтайского края и предложили внести изменения в федеральный Закон «Об образовании», позволяющие ввести в документ понятие «трудовое воспитание» и сделать его обязательным для всех школьников. По мнению авторов поправок, цель трудового воспитания - развитие у учащихся «трудолюбия, ответственного отношения к процессу и результатам труда, сознательный выбор профессии». Напомним, глава Минобрнауки Ольга Васильева неоднократно призывала вернуть трудовое воспитание в школы и заявляла, что готовящийся законопроект «будет поддержан обеими руками».
Как констатировали участники заседания в стенах Госдумы, для того чтобы решить поставленные задачи - нужно объединить усилия нескольких ведомств. Решено расширить состав рабочей группы и пригласить на следующее мероприятие, помимо представителей Минобрнауки и Минтруда, экспертов из Минфина, Минэкономразвития, Минздрава, профсоюза работодателей и других заинтересованных организаций.
P.S. Подробный материал читайте в журнале «Столичное образование»
Вернуться назад или поделиться