Уроки математики от Исаака Калины
«Столичное» - во все времена это прилагательное носило, в том числе, и качественный оттенок. «Столичное» - значит, высшей пробы, то, к чему стремятся многие – от Москвы до самых до окраин. Сегодня, когда в рамках большинства дискуссий, форумов, круглых столов ведется речь о том «как нам образовать Россию» принято считать, что именно Москва – является примером для остальных регионов. Это подтверждают пестрящие публикации в СМИ, информационно-образовательная среда «Российская электронная школа» поможет «оцифровать» московское образование и разработать электронные сценарии, которым смогут следовать региональные школы. А взамен школы Москвы получат возможность использовать уникальный опыт регионов.
С одной стороны – инициатива о создании информационно-образовательной среды кажется привлекательной, с другой – хочется вспомнить старое высказывание «гладко было на бумаге»… Хотя бумагу в московских школах, вроде бы, давно заменили на электронные доски и планшеты.
Цифры – вещь упрямая? Нет, управляемая!
Впрочем, в столичном образовании бумага все еще используется – особенно в делопроизводстве. Вот, к примеру, любопытный документ за подписью руководителя Департамента образования Исаака Калины (прислали наши читатели), который обязывает руководителей московских школ до 10 октября 2017 года предоставить в ДОгМ список учителей, у которых зарплата в сентябре составила менее 60 тысяч рублей и воспитателей дошкольных групп, чья заработная плата не превысила 50 тысяч рублей.
«Обращаю внимание, что представляемая информация должна соответствовать данным о заработной плате учителей и воспитателей дошкольных групп за сентябрь 2017 года в Универсальной автоматизированной системе бюджетного учета» - говорится в документе. Вроде бы – ну что такого ? Департамент в процессе выполнения «майских указов» Президента РФ, требующих, чтобы к 2018 году учительская зарплата была приравнена к средней по региону – вот и стремится получить «сводки с полей». А цифры, как вы понимаете, должны обнадеживать. Недаром 7 сентября на конференции руководителей систем образования городов мира в рамках форума «Город образования» Исаак Калина в красках описал состояние дел в столичном образовании. «Формулы надежнее чиновников», - заявил руководитель Департамента образования Москвы. А образование в столице, согласно его данным, существует в рамках прозрачных формул, мотивирующих педагогические коллективы на постоянное развитие. «Педагогических работников стало больше, особенно важно, что в семь раз уменьшилась численность администрации в школах. Деньги ушли на оплату труда педагогов, справедливая оплата труда – важнейшая задача»,- утверждает Исаак Калина.
Справедливость для ДОгМ
Вызвавшая много споров в столице идея об оптимизации школ – это урок математики от Исаака Калины. При объединении школ, естественно, в школе становится больше педагогов, но меньше – административного персонала. То есть вместо двух независимых директоров - один, но управляемый. Тот, который прекрасно знает, что может лишиться своего места в любой момент. Тот, кто будет добиваться роста средней заработной платы учителей согласно «майским указам».
К сожалению, во многих школах рост заработной платы происходит за счёт проверенной методики: из двух предметников уволить одного, а нагрузку уволенного взвалить на плечи остающегося. Это действительно «прозрачная формула» - естественно, что заработная плата оставленного педагога тоже вырастет и достигнет требуемых средних показателей. А администрация школы сможет «отсеять» лишних, неудобных для себя людей. Все в выигрыше – кроме качества образования, которое падает от перегруженности педагогов. Но это не интересует администрацию – больше волнует, какие баллы получит школа и какие позиции займет в рейтинге. Ведь попадание школы в верхние строчки рейтинга освобождает её от проверок со стороны Департамента.
Учитель – это не только преподавание, это еще и классное руководство, а также огромное количество бумаг, которые требуется заполнять. Президент РФ недавно заявил о необходимости освободить педагогов от бумажной работы – в результате бумагу заменили на компьютеры. И за время перемен учителю приходится не только готовиться к уроку, но и разгребать корпоративную почту – вот такое «цифровое образование» по правилам Исаака Калины. Кстати говоря, порой педагогу приходится вести два дневника – и электронный, и бумажный ( на случай, если в электронном исчезнет информация).
И опыт, сын ошибок трудный…
Читатели довольно часто пишут нам о том, чем они руководствовались, выбирая в Москве школу для своего ребенка… В числе многих критериев: текучка преподавательских кадров, проблемы со школьным питанием, с наполняемостью классов, адаптацией учеников из семей мигрантов и даже состояние туалетной комнаты… Всего и не перечислишь. И если бы в Департаменте образования занимались решением этих вопросов, то опыт этих решений действительно был бы полезен для региональных учебных заведений. Но пока здесь занимаются не решениями сложных задач, а тем, как подогнать ответ под требуемую задачу. Вот и получается, что ДОгМ «силен в математике» - но это не высшая, а какая-то «низшая» математика. Путем подтасовки цифр делаются красивые отчеты, формируются рейтинги… Не стоит удивляться падению уровня образования в московских школах: дети и учителя уже давно поняли, что пословица про рыбку, которую не выловишь без труда, безвозвратно устарела. Нужную цифру ответа можно нарисовать, нужные баллы школе – приписать. Но такое «цифровое образование» оставит нас в итоге с оценкой «2» по всем предметам…
Вернуться назад или поделиться