Я согласен на медаль!
В Пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ прошло совещание, на котором решался вопрос усовершенствования кадетского образования в России. Одним из вопросов требующих обсуждения остается вопрос о детских наградах. Ситуация беспрецедентная – награды, которыми зачастую увешаны выпускники кадетских учебных заведений шокируют участников Великой Отечественной войны и приводят в недоумение общественность . Зачастую сами руководители учебных заведений и чиновники самого высокого ранга, подают пример молодому поколению, незаслуженно украшая себя погонами и звездами, орденами и медалями …
Нужно ли награждать детей?
Сегодня этот вопрос кажется провокационным – прошли те времена, когда воспитатели и учителя советовали «не перехваливать» ребенка за достижения. Наоборот, психологи советуют воспитывать через поощрение, а не через наказание. Таким образом подрастающей личности гораздо проще усвоить, что хорошо себя вести, добиваться цели, выполнять обещанное – это приятно и затраченные усилия обязательно будут вознаграждены.
Никто не станет отрицать важность награды для ребенка – как материальной, так и нематериальной. Деньги на кино, новый гаджет, новый экземпляр в коллекцию чего бы то ни было – все это очень привлекательно и желанно. Однако, по словам педагогов, искреннее восхищение близких людей, слова одобрения и признание заслуг – все это также стимулирует у ребенка желание стать лучше. Награда как символ Близкие люди лучше всех знают, что дарить, чем награждать... А как быть в тех случаях, если награждает школа, спортивная секция, кружок? Для этого и придуманы символические награды – грамоты, кубки, медали. Выглядят они красиво, хранятся долго, в отличие от съедобных или функциональных подарков, которые в процессе использования могут сломаться или испортиться. И, главное – снабжены соответствующими надписями, рассказывающими за что они получены.
Когда на пьедестале почета оказываются юные спортсмены, потрясающие кубки или сверкающие медалями – это выглядит прекрасно. Ведь эти дети приложили совсем недетские усилия и испытали серьезные нагрузки, чтобы заслужить свои награды… Весь мир знает имена наших олимпийских чемпионов, мы гордимся ими, а они гордятся своими наградами.
Но спортивные награды – это особенный случай. Они почти как воинские – получены за проявление экстраординарных качеств: силы воли, упорства, смелости. Носить такие медали имеет право далеко не каждый. Но в этом и суть награды, не так ли?
«Кадет Оболенский, надеть ордена»
Бывают и другие случаи, более спорные. Сегодня на улицах, в общественном транспорте можно иногда увидеть мальчишек и девчонок в парадной кадетской форме. Кадетские корпуса сейчас пользуются популярностью: это не только яркие погоны и галуны, но и необыкновенная школьная жизнь, кажется, полная приключений. И вот на совсем еще неширокой груди подростков школьного возраста сияют медали – почти как настоящие.
Если приглядеться, можно даже различить надписи на них: «За честь, совесть, достоинство», «Кадетское братство», «Кадетское образование», «За службу родине с детства». Что это за награды? За что они даются? И как определить достаточное количества чести, совести и братсва, чтобы их можно было бы получить?
Как правило, такие медали относятся к общественным наградам, которые учреждают либо в самих кадетских училищах, либо в военизированных общественно-исторических союзах и объединениях. Например, в 2000 году силами совета директоров кадетских корпусов при министерстве образования учредили медаль «За возрождение кадетского дела». Награду эту, наряду с медалью «Выпускнику кадетского корпуса», крестом «Кадетская доблесть» и медалью «Кадетское образование. За отличие» можно получить во многих кадетских корпусах. Есть и другие награды – местного значения. К примеру – «Кадетский корпус Мелеузовский». Или – «200 лет Омскому кадетскому корпусу». Большинство корпусов также изготавливает знаки для награждения самых лучших – «Кадет года», «Победитель» или медаль «Участнику торжественного марша» - для прошедших строевые шоу и парады. В общем, кадетских наград сегодня так много, что все они вряд ли поместились бы даже на взрослом мундире… Нужны ли они кадетам в таких количествах?
Мнение «За»
Тех, кто считает, что такие награды нужны – достаточно много. И это понятно: блестящие медали прекрасно стимулируют учебный и воспитательный процесс. Ту самую медаль «За честь, совесть, достоинство получают, как правило, учащиеся 7 курса (это 11 класс по-общеобразовательному).
Медаль «За службу родине с детства» получают те семикурсники, которые все семь лет отличались примерной учебой, занимались общественной жизнью, участвовали в конференциях. Медаль «Кадетское братство» дают на 1-6 курсах отличившимся в спорте или в общественной жизни корпуса. И именно то, что эти знаки отличия похожи на боевые награды, делает их такими привлекательными для ребят. Чтобы получить их, кадеты совершенствуются в учебе и строевой подготовке, ездят на стрельбища, занимаются различными видами спорта. В общем – достойно выносят все тяготы и лишения воинской службы, применительно к своему возрасту.
Мнение «Против»
Противоположное мнение также разделяют многие. Оно состоит вот в чем: конечно же, награды за успехи в учебе, спорте и общественной жизни необходимы. Но пусть тогда это будут значки, ценные подарки или почетные грамоты. Пятерки и «высокие спортивные достижения» не могут награждаться медалями, оформленными почти как боевые: это профанация тех наград, которые вручают за воинский или гражданский героизм.
Подростки, безусловно, тоже достойны медалей – если эти медали заслужены такими делами, которыми гордились бы и взрослые. Например, спасение погибающих, как это делала Юлия Король во время трагедии на Сямозере в Карелии. Или воинская доблесть в борьбе с врагом – чем отличился Леня Голиков, погибший в неравном 24 января 1943 года и в свои шестнадцать лет уже награжденный орденом Отечественной войны I степени, а также медалями «За отвагу» и «Партизану Отечественной войны» II степени. И с высоты таких наград странно смотреть на «кадетские иконостасы». Видимо потому, что «орденоносные» кадеты, конечно, делали много хороших поступков, чтобы добиться этих медалей. А люди, имеющие право на боевые награды, сначала совершали Поступок, а потом получали медаль.
Мнение конструктивное
Есть и те, кто признают наличие проблемы, но не считают, что она – только в детях. Дело в том, что девальвация военных наград началась еще до Великой Отечественной. Известно, к примеру, что после того, как закончились бои на Халхин-Голе медаль «За боевые заслуги» получили все, кто там служил – даже стенографисткам, пекарям и сапожникам, которые участия в боевых действиях не принимали. Авторитет этой медали среди военных, естественно, сразу же понизился. В восьмидесятые годы прошлого века наградную систему вообще называли – «раздачей значков». Кто откажет кадету в праве на награду, если такой вот «памятный значок» могут вполне носить и взрослые? Поэтому ограничить следует не тех, кто стремится носить медали, а тех, кто их учреждает. Оставить только государственные награды, а ведомственные – сократить. Даже если это такие ведомства, как МЧС, полиция, таможня. Для поощрения может быть вполне достаточно знака «Отличный спасатель» или другие.
Если мы сами не будем обесценивать награды – наши дети не научатся этому от нас. Для них ведь качество вознаграждения, по словам детских психологов, гораздо существеннее, чем количество поощрений. И если человек, с заслуженными наградами снова будет восприниматься как герой – дети обязательно будут стремиться получать медали. Может быть, и в стенах кадетских корпусов, под звуки одного из кадетских гимнов.
Нам награды, чины не важны -
Все равны на кадетских просторах,
Мы – кадеты великой страны,
С нами Родина, Бог и Суворов!
Вернуться назад или поделиться