Результаты исследовательского проекта представляет ученый секретарь МИРО Львова Лариса Семеновна, кандидат педагогических наук
В рамках исследовательского проекта научная группа Московского института развития образования провела анализ материалов, размещенных на официальных сайтах 420 образовательных комплексов Москвы. Анализировались основные документы, отражающие содержание художественного воспитания в образовательных организациях с целью выявления результативных образовательных практик и моделей организации образовательного процесса. Объектом исследования выступило «образовательное ядро» основного общего и полного среднего общего образования, механизмы интеграции общего и дополнительного образования, учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающие задачи художественного воспитания обучающихся в образовательном комплексе.
Практическое исследование осуществлялось в соответствии с принципами непрерывности образования, преемственности образовательных программ, целостности и единства учебно-воспитательного процесса в образовательном комплексе, интеграции образовательной организации в социокультурную среду городской инфраструктуры, ориентированности на формирование общей (базовой) культуры личности. В процессе анализа образовательных программ, программ развития, публичных докладов образовательных организаций исследовались педагогические подходы к построению образовательной модели школы в области художественного воспитания, выявлялись содержание и результативность образовательных практик. В результате исследования обобщен разнообразный опыт и эффективные образовательные практики по художественному воспитанию в образовательных комплексах столицы. Выявленные модели художественного воспитания классифицированы по приоритетам направлений и критериям. Первую группу моделей объединяет ориентированность на художественное образование и развитие образовательной области «искусство» на основе интеграции программ общего и дополнительного образования, учебной и внеучебной деятельности, видов художественной деятельности (школы № 324, 1298, 1637, 1770, 2006, 2114). Вторая группа моделей основана на педагогических ценностях эстетического воспитания и развития воспитательных систем в образовательных организациях (школы № 158, 1450, 1516). Третья группа моделей строится на продуктивных идеях развития в образовательных организациях современных культуросообразных образовательных пространств, информационно-коммуникативных сред (МОК № 1, школы № 1505, 1517). Многообразие художественных коллективов и творческих объединений, проекты в разных видах искусств, участие в конкурсах и фестивалях способствует главному – творческим достижениям и успешности учащихся. Образовательная среда школы и культурная инфраструктура города усиливают социально-педагогический эффект возможностей творческого развития детей в процессе приобщения к искусству.