Останутся ли в школьной программе Радищев и Чернышевский?
Проект концепции школьного филологического образования – стал предметом обсуждения на «круглом столе», который прошёл вчера в Общественной палате РФ.
Открывая мероприятие, председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования Людмила Дудова сказала: «Разработка Концепции рассматривается как необходимый этап реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» и как важнейшее содержательное и концептуальное дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту.
Являясь самостоятельным научно-методическим документом.
Концепция выполняет также функцию связующего звена в системе научно-методической документации, создаёт фундамент для разработки примерных образовательных программ по литературе и русскому языку и гарантирует их научную и педагогическую обоснованность.
Концепция призвана способствовать сохранению целостности образовательного пространства России, служить защитой от антипедагогических и научно необоснованных экспериментов и волюнтаризма в системе школьного образования.
Концепция должна стать ориентиром для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, авторов учебных пособий… В перспективе Концепция вместе с аналогичными разработками в других образовательных областях, выражающими согласованную позицию профессионального сообщества, может послужить одним из источников для создания национальной образовательной доктрины».
Несмотря на то, что «круглый стол» назывался «Итоги обсуждения концепции школьного филологического образования», развернувшаяся дискуссия показала, что до итогов – ещё далеко. Столь противоречивыми были высказывания участников мероприятия.
Особенно ожесточенные споры вызвал список литературных произведений для изучения в школе. Либерально настроенные критики предлагали убрать из перечня Чернышевского, Радищева и даже Достоевского, избавив курс от «депрессивных тем», добавив при этом более «современные» и «жизнеутверждающие» произведения Стругацких, Ремизова и др.
Другие эксперты недоумевали, почему в списке нет Нобелевского лауреата Владимира Набокова и Чингиза Айтматова (писавшего на русском языке), но есть писавший на татарском языке поэт Муса Джалиль. Вспомнили, что не учтено пожелание Президента РФ Владимира Путина составить специальный список из 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Обсуждения на эту тему были, но списка нет…
Поделиться своим мнением о «круглом столе» мы попросили члена редсовета портала «Грамота.РУ», канд. филологических наук Юлию Садгонову: «Хорошо, что было озвучено много мнений, какую литературу преподавать. И порой противоположные позиции, которые здесь звучали, вовсе не означают, что у филологов, у литературоведов, у методистов, у педагогов нет общей точки зрения. Просто каждый хочет, чтобы литература была воспитателем. Воспитателем не только человеческой личности, а вообще воспитателем по жизни. Если ты умеешь правильно читать произведение, извлекать из него смысл, пусть это будет даже сказка, значит у тебя формируются мыслительные способности.
Мне очень понравилось, что в самом начале Концепции написано о необходимости понимания школы как важнейшего социального института, формирующего гражданина России, отказ от превращения системы школьного образования в «сферу услуг», а школы – в «сервисную организацию», недопустимость сведения её основной цели к формированию «квалифицированного потребителя», имеющего свою стоимость на мировом рынке труда…»
С учётом новых дополнений, проект Концепции решено было направить в Минобрнауки, чтобы ведомство приняло ее в качестве официального государственного документа.