Эволюция или революция в системе аккредитации и лицензирования?
В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему "Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения".
Открывая мероприятие, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов сказал: «Мы смогли положить конец деятельности большого количества образовательных организаций, которые только собирали средства и выписывали дипломы об образовательной деятельности. Эта работа была необходима, потому что терпеть это дальше было невозможно».
Глава Комитета отметил, что из сферы образования были выведены вузы, несоответствующие федеральным государственным образовательным стандартам, которые осуществляли свою деятельность с грубыми нарушениями и не способны были дать студентам качественное образование. По его словам, совершенствуя процедуру госаккредитации необходимо сместить акценты от оценки формальных показателей к оценке качества подготовки студентов, дополнить государственную аккредитацию различными общественными формами и дебюрократизировать процесс.
«Вместе с тем, сфера лицензирования и аккредитации вызывает достаточно много вопросов и нареканий со стороны образовательных организаций, и относительно самой процедуры, которая сопровождается растущим количеством бюрократических процедур, причем не только связанных с государством. Сейчас активно развивается общественная аккредитация, общественно-государственная аккредитация, мониторинги, рейтингования и порой складывается впечатление, что оценивающих организаций у нас не меньше, чем образовательных», - отметил Вячеслав Никонов.
«Часто можно слышать мнение, что про проведении процедур государственной аккредитации рассматриваются только формальные признаки, что это связано с административной нагрузкой, с необходимостью возить грузовиками документы, чтобы их проверяли. Но ни у кого нет сомнений, что эти документы не под силу даже прочитать, смысл этих процедур – условный. Возникает вопрос о дебюрократизации системы образования, который также связан с совершенствованием процедур государственной аккредитации. Нужно двигаться по пути того, чтобы российские вузы (и вообще все образовательные учреждения) как можно больше своей информации, запрашиваемой контролирующими и проверяющими органами, размещали на своих сайтах в открытом доступе... Цифровая эпоха должна предполагать новые формы аккредитационных процедур", – подытожил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Среди основных докладчиков парламентских слушаний были - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов и заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская.
Руководитель Рособрнадзора рассказал собравшимся об обсуждаемых в настоящее время изменениях действующей системы: насколько целесообразно объединение процедур лицензирования и аккредитации, от чего можно отказаться, сокращая перечень требуемых от вуза документов, как развивать механизмы общественно-профессиональной аккредитации, как учитывать при аккредитации результаты оценки качества образования, а также о роли работодателей в образовательном процессе. По словам Сергея Кравцова,часто сведения, которые вузы предоставляют вместе с заявлением на аккредитацию, являются избыточными и неактуальными. Глава ведомства предложил изменить перечень документов и использовать электронную подпись руководителей вузов. «Мы предлагаем введение цифровой аккредитации, - сказал Сергей Кравцов в ходе парламентских слушаний. - Уже несколько вузов прошли аккредитацию в цифровом формате».
Выступающий отметил, что одной из важных проблем является подготовка экспертов. «Это добровольная процедура. К сожалению, от ведущих вузов экспертов немного. Но мы всегда открыты, договорились, что эксперты соответствующего уровня будут направлены в Рособрнадзор для обучения. "Мы понимаем, что работа экспертов очень ответственная и мы должны исключить давление на экспертов!» - подчеркнул Сергей Кравцов.
Заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская предложила при совершенствовании процедуры аккредитации опираться на опыт университетов, которые имеют право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и обеспечивать доступную информацию об их деятельности.
Руководитель Экспертного совета по высшему образованию при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев предложил использовать дифференцированный подход при аккредитации вузов. По мнению эксперта, введение такого подхода сократит количество подконтрольных субъектов. Отказ от всеобъемлющего контроля приведет к тому, что будет более точечная работа. Принятие таких мер позволит сократить средства на оплату работы сотрудников контрольно-надзорных органов. Гаджимет Сафаралиев отметил необходимость соблюдения информационной открытости образовательных организаций.
Он, в частности, сказал: "В принципе, любая система должна меняться, также как меняется само образование, отвечая на вызовы времени. В существующей системе контроля за образованием не расставлены приоритеты, не учитываются интересы обучающихся и системы образования в целом, отсутствует прозрачность процедур государственной аккредитации вузов, несовершенен подход к отбору экспертов для проведения аккредитационной экспертизы". Депутат в своём выступлении обратил внимание на то, что "необходимо формирование разных методик проверки, в зависимости от уровня университета. Может быть базовая, средняя, продвинутая для ведущих университетов".
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин в своём выступлении отметил: "...Современная процедура аккредитации оценивает преимущественно качество оформления документов и имеет весьма относительное отношение к реальному качеству образования".
Депутат высказался против деления вузов "на сорта" ( то есть различные категории), так как подобная система будет снижать конкуренцию в образовании. В регионах такой подход оценивается "как образовательный колониализм". Поддержав идею развивать систему онлайн-курсов, Олег Смолин заявил, что они не должны стать монополией ограниченного числа ведущих вузов. «Откуда это ложное представление, что хорошие профессора могут быть только в ведущих вузах ? Это неверно. Например, был на разных конференциях с участием ведущих профессоров Высшей школы экономики - я разницы в классе не чувствую», - заявил он. « Принцип «не навреди» нам нужно соблюдать, - заявил Олег Смолин. - Главное – не принимать таких методов лечения, которые могут оказаться хуже самой болезни".
В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, ректоры вузов, представители научного и педагогического сообществ, региональных органов законодательной и исполнительной власти, работодатели, эксперты и журналисты. В ходе слушаний обсуждались направления совершенствования системы государственной регламентации образовательной деятельности, которая сейчас включает в себя лицензирование образовательной деятельности, государственную аккредитацию образовательных программ, контроль (надзор) исполнения законодательства в сфере образования; были рассмотрены перспективы развития независимой внешней оценки качества образования; выработаны конкретные предложения по оптимизации системы оценки качества образования и необходимые для этого правовые механизмы.
Участники парламентских слушаний поддержали эволюционную модель совершенствования процедур лицензирования и аккредитации вузов.
Вернуться назад или поделиться