Московские учителя стали миллионерами?
Поводом для проведения пресс-конференции на тему: «Учителя-миллионеры…» в информагентстве «НСН» стало заявление чиновника столичного Департамента образования о рекордном повышении средних зарплат учителей Москвы до 105 тысяч рублей в месяц, то есть более 1 млн. рублей в год. Рост зарплат по сравнению с прошлым годом составил 22% !
Сомнения скептиков на этот счёт должны были развеять спикеры мероприятия. Так директор московской школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский подтвердил эту информацию, заявив, что в его школе средняя зарплата приближается к 100 тысячам рублей.
Ещё дальше пошла в этом вопросе председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Марина Иванова. Выступая перед журналистами, она сказала, что среди учителей Москвы был проведён соцопрос, согласно которому - почти все столичные учителя ( 95% из числа опрошенных) удовлетворены своей работой в школе, 53,5% считают работу учителя престижной. Престиж этот связан с социальным статусом. И 85% опрошенных педагогов ответили, что оценивают свой социальный статус как высокий или средний, то есть московские учителя сами себя отнесли к среднему классу (!). « Правильно, что учителя получают такую высокую заработную плату. Среднестатистическая зарплата учителей говорит о том, что все показатели давно перевыполнены» - подчеркнула Марина Иванова.
Всё прозвучало очень убедительно, поэтому богатая фантазия начала рисовать благостную картину: московские учителя выстраиваются в очередь за последними моделями айфонов. Из конца очереди напирают и кричат продавцу: «По два в одни руки не давать !». С прилавков ГУМа и ЦУМа сметаются брендовые вещи, а в продовольственных магазинах скупаются ананасы и красная икра…Опустели магазины мебели и бытовой техники. На стоянках у школ нет свободных мест – всё заставлено учительскими мотоциклами «Harley-Davidson» и автомобилями «MINI Cooper»… Наконец-то, московские учителя заслуженно получили возможность гордиться своим соседством с классом богатых людей. Ещё один такой рывок в повышении зарплаты – и можно будет задуматься о приобретении дома у моря и личной яхты.
На этой оптимистической ноте, пресс-конференцию на тему «Учителя-миллионеры: престижная профессия или школьные «галеры»?» можно было бы заканчивать, но полёт журналистской фантазии остановил своим выступлением сопредседатель профсоюза «Учитель», педагог с большим стажем Всеволод Луховицкий.
«Для меня сама постановка вопроса – «учителя-миллионеры» - звучит странно, а для большинства педагогов - оскорбительно - сказал Всеволод Луховицкий. - В большинстве регионов получают нищенскую зарплату и когда они слышат, что московские учителя получают 105 тысяч, то это вызывает негативную реакцию к Москве и столичным учителям. Мой учебный час стоит 500 рублей – это меньше, чем в других школах Москвы. Но, это осознанный выбор нашей школы-интерната, у нас маленькие классы. Если вы прибавите по “подушевому финансированию” и загоните в класс 30-35-40 человек, то стоимость урока будет выше. Но даже при высокой стоимости, я не уверен, что есть уроки в московских школах, стоящие больше 1000 рублей за час работы».
«Нормально было бы оценивать работу учителя из расчёта 18 часов в неделю. Ставка 18 часов не была высосана из пальца, а была составлена ещё в 1932 году на основании серьёзных исследований. Это нормальная нагрузка для учителя. Я работаю в школе 40-й год, но даже сейчас, у меня уходит достаточно много времени на подготовку к каждому уроку. Говорить о том, что у нас есть какая-то последовательная политика в отношении оплаты труда можно. Она заключается в том, чтобы повесить на учителя максимальное количество обязанностей и платить ему за это чуть-чуть больше. Во всём мире независимые профсоюзы требуют, чтобы была равная, понятная и заранее известная плата. В сентябре появилась информация, что депутат Олег Смолин разработал законопроект, который условно называется “Учителя мрут за ставку”. Минимальная ставка по всей России должна быть не ниже двух МРОТ в регионе. Это первый шаг к выравниванию ситуации с зарплатами учителей" - отметил Всеволод Луховицкий.
Формат пресс-конференции ограничивает спикеров во времени, поэтому журналисты «Столичного образования» обратились к Всеволоду Луховицкому за дополнительной информацией. В эксклюзивном интервью эксперт сказал: « Надо говорить, что система дополнительного стимулирования учителей – система грантов, система поддержки, например, МЭШ – это покупка учителей. Учителей заставляют выполнять то, что хочется чиновникам. Это изначально неправильная постановка вопроса. Несколько лет назад в рейтингах московских школ оценивалось одно, сейчас стало оцениваться другое. Московская власть манипулирует школами как хочет, придумывая различные нововведения. Это очень усложняет работу школ.
Например, несколько лет назад в рейтинге оценивалось количество победителей школьных олимпиад, а сейчас стали учитывать другие показатели, например, сколько детей из 5-8 классов идёт в 9 класс. Какая есть текучка в школе. Может быть, это и правильно, но когда это заявляется незадолго до проведения рейтинга, то возникают сомнения – не является ли этот рейтинг специально подстроенным, чтобы дать высокие места ( и соответственно дополнительное финансирование) одним школам вместо других.
Самое большое беспокойство сейчас вызывает МЭШ - "Московская электронная школа". Учителей активно подталкивают к тому, чтобы они подключались к этому проекту. Вы представляете, сколько миллионов ушло на электронное переоборудование школ ? Но при этом, никто не оценил качество самих уроков. Знаю, что учителя географии, химии, обществознания - просто в ужасе от этих уроков…
Московские чиновники хотят, чтобы больше учителей использовали техническое оборудование. Стимулируют их финансово – доплачивают 10 тысяч рублей ежемесячно.
Большая вероятность, что сейчас заинтересованные чиновники доложат «наверх», что эксперимент с МЭШ прошёл очень удачно и надо московский опыт распространить на всю Россию. В этом и состоит очень большая опасность".
Также Всеволод Луховицкий сообщил о том, что отправлен депутатский запрос на имя руководителя Департамента образования И.И.Калины о "черных метках". Напомним,что ещё два года назад московский Департамент образования, возглавляемый Исааком Калиной, организовал ресурс - «облачный реестр кадров». В этом реестре есть графа, в которой, при увольнении учителя, директор школы ставит «Да» или «Нет». Если поставили «Да», то с последующим трудоустройством проблем не будет. Если поставили «Нет», то этот человек в московской системе образования работу не получит. Слово «Нет» означает, что на вашей карьере поставлен крест.
Вернуться назад или поделиться