Чтобы учитель начал дышать...
Два десятилетия реформ стали серьезным испытанием для российского образования. Причем, никто и никогда не делал серьёзного анализа результатов проведённых экспериментов. Участникам образовательного процесса предлагался единственный вариант - верить на слово реформаторам, что «всё будет хорошо». Но бессмысленно продолжать делать тоже самое и ждать иных результатов. Общественная палата РФ решила запустить экспертизу реформ образования. Члены экспертной группы оценят преобразования прошедших лет - чего удалось достичь и на какие вызовы предстоит ответить?
Секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев, открывая заседание круглого стола по теме: «Проблематика и методика проведения общественной экспертизы реформы российского образования», сказал: "Нужно серьёзно отнестись к проведению общественной экспертизы. Для этого необходимо создать группу общественных экспертов, определить, что мы будем подвергать экспертизе, разработать техзадание, которое позволит ответить на интересующие нас вопросы. Дискуссий очень много по поводу того, что происходит в российском образовании: какие успехи ? Какие недостатки ?
Тема школы стоит особенно остро. Она затрагивает всех - родителей, дедушек, бабушек. Кто-то ругает ЕГЭ - просто изрыгает проклятия, кто-то говорит - ЕГЭ позволил детям из провинции на равных с жителями столичных городов участвовать в конкурсах при поступлении в вузы. Аргументы высказываются разные, но зачастую нет поля, на котором можно содержательно дискутировать. Важно, чтобы дискуссии приводили к результатам. Нет документа, где была бы дана профессиональная общественная оценка того, что случилось с российским образованием. Как профессионально провести общественную экспертизу, чтобы результаты этой экспертизы стали ценностью для принятия решений?".
Профессор кафедры математического анализа ЛГПИ - РГПУ имени А.И. Герцена, народный учитель России Сергей Рукшин, основываясь на результатах исследований и опросов, в том числе и Комитета по общественным проектам Администрации президента, высказал своё мнение о негативном влиянии системы Единого государственного экзамена (ЕГЭ) на российское образование.
«ЕГЭ согласно первоначальным намёткам должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий и дать школьникам возможность поступать в удалённые вузы, не тратя деньги на дорогу – сказал Сергей Рукшин. - Справился ли ЕГЭ с этой задачей ? К сожалению, нет. Он перенёс коррупцию из приёмных комиссий вузов в совершенно другие сферы. Во-первых, это невиданное расширение и удорожание репетиторского рынка. Во-вторых, это сфера олимпиад. То, чем страна гордилась, что было максимально честным и прозрачным, превратилось в коррупциогенный фактор. Известная история, когда руководитель Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко в течение 5 лет выдавала документы строгой отчётности победителей финала всероссийских олимпиад тем, кто в них даже не участвовал. Это в прошлом, но сейчас имеют место другие факты. Когда вузы, проводящие рейтинговые олимпиады, силами своих преподавателей, готовят к ним участников - этот фактор, как минимум, коррупциогенный.
Единый государственный экзамен поставил среднюю школу на грань, за которой начнется тотальная подготовка к ЕГЭ вместо прохождения школьных программ. Сегодня вузы фактически лишены права выбирать себе контингент учащихся, за который отвечают. Обязаны брать тех, кого ЕГЭ пошлет. Это очень странная ситуация, когда вуз, отвечающий за качество подготовки специалистов, не имеет никакого влияния на право выбирать себе абитуриентов. Исчезает целевой контингент – выпускник поступает не туда, куда хотел, а туда, куда по баллам ему удаётся поступить».
«ЕГЭ, действительно, уничтожает образование», - считает доктор физико-математических наук Александр Иванов. Он рассказал о сокращении высокобалльников по профильной математике: количество получивших выше 80 баллов за год сократилось на треть. В Республике Карелии всего четыре человека набрали больше 90 баллов. При этом всё больше выпускников выбирают "тест на дебильность" – базовый ЕГЭ по математике.
Но у ЕГЭ есть не только оппоненты, но и сторонники. Вице-президент Российской Академии наук Алексей Хохлов и ректор РГСУ Наталья Починок считают, что их коллеги слишком пессимистично оценивают ситуацию. «…К ЕГЭ я не стал бы так негативно относиться, - сказал Алексей Хохлов ( до недавнего времени проректор МГУ). – Да, есть проблема с олимпиадами школьников, но благодаря ЕГЭ у нас в ведущих вузах, я сужу по МГУ, учатся студенты, которые иначе бы не поступили».
Алексей Хохлов также высказал мнение о том, что общественная экспертиза должна проводиться строго специалистами системы образования. Затрагивая тему реформирования аспирантуры, отметил, что аспирантура это на сто процентов проектный способ обучения, но ни в коем случае, не высшая ступень образования.
По мнению научного редактора журнала «Эксперт» Александра Привалова: « Общественная палата решила запустить экспертизу реформ образования – это прекрасно, но общественная экспертиза того, что происходит в образовании, идёт ежедневно в социальных сетях. Особенно на тех ресурсах, где «тусят» преподаватели вузов и учителя школ. За одну неделю два президента РАН – бывший и нынешний – разными словами сказали о вредоносности стержня образования – ЕГЭ. Это тоже общественная экспертиза. Это не дворники сказали, а два президента Академии наук».
Главная проблема, по мнению журналиста, не в отсутствии общественной экспертизы, а в отсутствии интереса к ней со стороны чиновников, принимающих решения в сфере образования. Он также посетовал на то, что процесс принятия решений в сфере образования непрозрачен. Общественность не знает - где рождаются реформы, кто их автор, как они обретают форму документов… Не знает фамилий главных конструкторов нашего образования. Повышение статуса учителя должно стать главным результатом общественной экспертизы, считает научный редактор журнала «Эксперт».
«Когда говорят о нынешней школе как о зоне социальной катастрофы – это, наверное, преувеличение. Но статус учителя очень низок – ниже плинтуса. Есть в Москве профсоюз «Учитель», который распространил сведения о том, что ещё два года назад московский Департамент образования, возглавляемый Исааком Калиной, организовал ресурс - «облачный реестр кадров». В этом реестре есть графа, в которой, при увольнении учителя, директор школы ставит «Да» или «Нет». Если поставили «Да», то с последующим трудоустройством проблем не будет. Если поставили «Нет», то этот человек в московской системе образования работу не получит. Слово «Нет» означает, что на вашей карьере поставлен крест.
Вы серьезно полагаете, что ученики не понимают и не видят, что сегодня об учителей вытирают ноги ? А школа должна воспитывать подрастающее поколение личным примером. Как это сделать, если в обществе тиражируется образ учителя-"лузера". Педагог сегодня абсолютно бесправен» – подчеркнул Александр Привалов.
Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства просвещения Анна Хамардюк сказала, что «при всех федеральных органах власти существуют общественные советы. И чиновники на них должны представлять все свои планы и концепции. И только после получения экспертной оценки, документ должен обретать юридическую силу. Это защита от тех грабель, на которые мы наступаем в последние годы». Заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская выразила надежду, что общественная экспертиза поможет системе образования, и заявила о готовности к сотрудничеству.
Подводя итоги, Валерий Фадеев сообщил, что в ближайшие две недели будет решен вопрос по формированию экспертной группы, а также попросил участников круглого стола прислать свои предложения в рамках определения проблематики и методики проведения общественной экспертизы реформы российского образования. «Мы должны по результатам такой экспертизы указать точно и конкретно, что именно можно сделать для того, чтобы учитель начал дышать», - подытожил спикер.
Вернуться назад или поделиться