Кто автор проекта МЭШ?
Недавно наша редакция опубликовала пост "ЧТО ЭТО БУДЕТ - МЭШ ИЛИ ТРЭШ ?", который вызвал большой читательский интерес. Только на странице журнала "Столичное образование" в соцсети "Фейсбук" с этой публикацией познакомилось более 25 тысяч человек ! Мы получили большое количество писем, где задают вопросы: Кто автор проекта МЭШ ? Почему вредный для здоровья детей проект внедряется без согласия родителей ? Кто финансирует проект ?
В сентябре 2016 года пилотный проект «Московская электронная школа» запустили в нескольких образовательных комплексах столицы в виде эксперимента, но кто является автором неизвестно до сих пор! Не внёс ясность в вопрос авторства и ректор Московского городского университета (МГПУ) Игорь Реморенко, принявший участие в дискуссии. В сфере образования Игорь Реморенко человек известный - занимал должность статс-секретаря - заместителя министра образования и науки при А.Фурсенко и Д.Ливанове. Одна из участниц дискуссии поинтересовалась у него - кто является автором проекта МЭШ ? Вопрос не праздный. Игорь Реморенко,избежав конкретики, сказал: "...У этого проекта много авторов. И мы предлагали туда свои идеи. Что-то из этого реализуется". Куда "туда" предлагал свои идеи Игорь Реморенко ? Где сидят эти многочисленные авторы ? Кто они - и почему нельзя озвучить хотя бы несколько фамилий ? Всё покрыто тайной - и это обстоятельство не может не настораживать родительскую общественность. Ведь речь идёт не о создании секретной ракеты с ядерным двигателем, а о сегодняшнем и завтрашнем дне московской школы. И касается это абсолютно всех - школьников, педагогов, родителей...
Удивляет та поспешность, с которой пытаются реализовать этот проект. По плану Департамента образования города Москвы в 2016 году в "пилотном проекте" участвовало 6 школ (21 здание), до конца 2017 года - 280 школ ( 694 здания), с сентября 2018 года - 780 школ ( 1125 зданий). Согласитесь,эксперимент для того и проводится, чтобы изучить эффективность проекта, найти его слабые звенья, чтобы внести коррективы. Но ничего подобного не происходит.
И если авторы проекта остаются в тени, то лоббисты и пропагандисты МЭШ хорошо известны - это руководитель ДОгМ Исаак Калина, руководитель Департамента информационных технологий Артём Ермолаев, депутат Мосгордумы, активист, руководитель регионального отделения ОНФ в Москве, председатель Управляющего совета школы "Покровский квартал" Ярослав Кузьминов, а также "эффективные менеджеры" московских школ во главе с директором школы "Покровский квартал" и недавним выпускником магистратуры ВШЭ Ильей Новокрещёновым.
Неравнодушные родители пишут в редакцию, что их категорически не устраивает ситуация при которой столичный Департамент образования не интересует эффективность проекта, не интересует как он скажется на здоровье детей - эти вопросы на повестку не выносятся и не обсуждаются. Вся работа заточена под одну цель - привлечь в проект как можно больше участников. Именно об этом говорит директива ( за подписью заместителя руководителя ДОгМ Татьяны Васильевой) в которой категорично заявляется, что "Все педагогические работники среднего и общего уровней образования школ должны пройти диагностику в июне 2018 года...". Думаете найдутся те, кто попытается ослушаться ? Вероятность этого очень мала. С учителями, у которых есть своё мнение, разговор короткий - увольнение "по собственному желанию". Но кроме "кнута" у Департамента образования есть и "пряник". В этом же документе прописано - "Обращаем внимание, что педагогам - получателям грантов за вклад в развитие проекта "Московская электронная школа" успешное прохождение тестирования засчитывается в автоматическом режиме". Посыл чиновников от образования понятен: будьте послушны и исполнительны, тогда у вас будут - и грамоты ДОгМ, и гранты Мэрии Москвы, и крем "Марго" будете кушать...
Путь любого проекта от задумки до финиша очень непростой. Финансирование часто является главным препятствием в процессе реализации проектов, но это не про случай с МЭШ. На вопрос, кто финансирует Проект - федеральные власти или московские ? Тоже нет ответа. Очевидным является лишь то, что одним из соавторов участвующим в реализации Проекта можно назвать Мэра Москвы Сергея Собянина. Именно под патронатом столичного градоначальника реализуется проект "Московская электронная школа" (видео https://www.mos.ru/mayor/media/video/5972057/ ).
Известна сумма, которую необходимо освоить - на WiFi и ноутбуки для московских школ - 16 млрд. рублей ! Для сравнения - на строительство новых школ в России и ремонт старых Правительство смогло выделить в 2017 году лишь 25 миллиардов при необходимых 76 млрд.рублей. В регионах немало школ, где дети учатся в две, а порой и в три смены ! Во многих зданиях школ нет не только скоростного Интернета, но и комфортных туалетов. Все удобства находятся в школьном дворе. Совсем недавно многих потряс трагический случай, когда в выгребной яме одной из сельских школ Брянской области утонул дошкольник. Сегодня, думая о Едином образовательном пространстве, нельзя забывать о том, в каких разных условиях оказались дети в нашей стране. У одних - сплошной WiFi и интерактивные доски, а у других - удобства во дворе (в России у 3400 школ туалеты расположены во дворе).
Здоровье детей - тема, которая больше всего тревожит родителей. Многочисленные эксперты на состоявшемся в Общественной палате РФ мероприятии на тему: "О необходимости обеспечения информационной безопасности и снижения рисков экранной зависимости детей" выражали беспокойство в связи с масштабным внедрением электронного обучения в школах Москвы.
Серьёзные вопросы подняла в своем выступлении специалист НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко Лилия Иванова: " ... Развитие ребёнка требует огромного количества информации. Но нагрузка на мозг должна быть правильной - только тогда психическое развитие ребёнка проходит гармонично. Если мы с детства начинаем давать ребёнку "костыли", то на выходе мы получим человека неспособного ходить самостоятельно. Вещи надо называть своими именами - гаджеты, мобильные и интернет-технологии - это "костыли", которые мешают нормально развиваться мозгу ребёнка. Чем позже ребёнок встретится с электронными девайсами - тем здоровее будет его психика в дальнейшем.
Память - это основа всей когнитивной деятельности. Израильские коллеги провели исследование на простые тесты на память среди трёх групп: 15-летних подростков, 40-летних граждан и людей пенсионного возраста. В итоге - лучшие показатели оказались у пенсионеров. Почему ? Они росли в то время, когда не было никаких гаджетов. Запоминали огромное количество информации: номера телефонов, исторические даты, события, учили наизусть стихи... Мозг тренировался... У сегодняшних подростков нет системы запоминания, нет навыка концентрироваться на материале, анализировать его, делать выводы... Многие школьники считают - зачем напрягаться, если можно быстро найти нужную информацию в Интернете. В результате это приводит к тому, что они не могут обходиться без гаджетов, становятся зависимыми людьми. Замедляется развитие мозга и в более взрослом возрасте у такого человека могут быть провалы в памяти. Зарубежные специалисты уже бьют тревогу - в мире молодеет болезнь Альцгеймера. Это заболевание теперь диагностируют в возрасте 35-40 лет ! В долгосрочной перспективе возможен резкий рост заболеваемости. Профилактика болезни Альцгеймера - это развитие мозга, тренировка памяти. А для это нужно максимально уменьшить количество времени проводимое подростками с электронными технологиями. Нужно делать разумные ограничения и не бояться слова "запрет", когда речь идёт о гаджетах. Начальная школа однозначно не должна попадать под сети электронного обучения. В старших классах - в очень ограниченном режиме. Так называемые, развивающие интернет-ресурсы, в которые загоняют детей (посмотрите, сколько там у нас материалов !) надо брать под контроль, потому что реально школьники проводят там неоправданно много времени.
У любого организма есть периоды роста и развития, когда закладываются базовые навыки и функции. В этот период нужно соблюдать физиологию и давать правильную нагрузку. И когда мы убираем у детей мел у обычной школьной доски и заменяем его на интерактивное тыканье пальчиком - мы убираем огромный пласт развития мозга. И избыток электронных помощников в учебном процессе - это слишком дорогая для нас цена. Одна из задач школы научить ребёнка поиску информации не через "Гугл", а через бумажные носители - научиться пользоваться информационной базой библиотек. Во взрослой жизни такой человек сможет легко пользоваться любыми источниками, включая электронные устройства.
Есть ещё одна страшная вещь - это отсутствие навыка письма. Идёт примитивизация - смс-тексты максимально короткие. Хорошо, если там орфография и пунктуация соблюдены. Мысли выражаются предельно лаконично, речь оскудевает, атрофируются участки мозга, которые отвечают за эти процессы. Частое явление, что ребята не могут правильно построить предложение. Из письма и речи уходят красота и богатство русского языка. Игра в ассоциации со школьниками зачастую превращается в трудную задачу для педагога, потому что у многих детей ограничен словарный запас и мыслительное воображение. Преподаватели вузов констатируют, что студенты с трудом усваивают материал. У многих ребят - плохая память. И ЭТО СТРАШНО !".
P.S. Новые технологии должны помогать образованию, а не заменять его. Сегодня только консолидация родительской и педагогической общественности может остановить беспредел дельцов от образования, которые готовы делать деньги на всём - даже на здоровье детей. Может быть, именно поэтому и не озвучиваются фамилии авторов проекта МЭШ - ведь деньги любят тишину.
Редакция журнала "Столичное образование" уже писала на тему Московской электронной школы:
"ЧТО ЭТО БУДЕТ - МЭШ ИЛИ ТРЭШ ?" - https://www.facebook.com/StolichnoeObrazovanie/posts/2173822276184244
Стратегия-2025: СТАРТ или ФАЛЬСТАРТ ? https://www.facebook.com/StolichnoeObrazovanie/posts/2160199237546548
В материале использованы фотографии с официального сайта Мэра Москвы, Мосгордумы и архива редакции журнала "Столичное образование".
Вернуться назад или поделиться