Безопасный интернет – это важно, но гораздо важнее интернет образовательный
Индустрия электронного обучения, как отрасль экономики и сфера профессиональной деятельности, набирает обороты в России. Но для её продвижения необходимо создание современной правовой базы. Тема развития информатизации системы образования и законодательном обеспечении электронного обучения стала главной на прошедшем заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.
" Уверен, что развитие электронного обучения - это не только вопрос образования, но и вопрос национальной безопасности" - сказал главный докладчик, первый заместитель председателя Комитета Олег Смолин.
Он отметил, что , как показал опыт ряда стран, в том числе и Южной Кореи, вопрос о развитии электронного обучения связан с проблемой технологического прорыва. Олег Смолин привел данные из доклада Алексея Кудрина, согласно которым в Южной Корее на 10 тысяч работников ежегодно вводится 478 многофункциональных робота, в Китае - 30, а в России всего два. В мире сегодня около 500 суперкомпьютеров, из них 476 – в США. Россия по этому показателю на 15-м месте. С другой стороны, это вопрос о сохранении человеческого капитала, а, точнее, вопрос «утечки» мозгов из страны. В настоящее время в значительной степени такая утечка осуществляется посредством электронного обучения. Депутат Олег Смолин сказал, что развитие массовых открытых он-лайн курсов – это стратегия в борьбе за человеческие ресурсы, и озвучил возможные результаты и последствия:
Результат № 1 – ориентация населения страны конкурента на обучение в вузах страны, предоставляющей MOOCs бесплатно или по очень низким ценам. Последствия: потеря национального образовательного рынка; массовый отток финансов в университеты других стран; стремительное нарастание «утечки умов»; качественный рост интеллектуального потенциала в стране, куда перемещаются человеческие ресурсы.
Результат № 2 – ослабление интеллектуального потенциала или торможение его развития в стране, которая теряет человеческие ресурсы. Последствия: разрушение или ослабление национальных систем образования и науки – основного генератора интеллектуальных ресурсов страны.
Результат № 3 – погружение студента иностранного электронного университета в культуру другой страны. Последствия: переориентация на ценности иностранной культуры; размывание национальной идентичности; продвижение интересов страны-конкурента в ущерб национальным интересам; превращение части студентов иностранных он-лайн университетов в потенциальных агентов влияния.
Председатель Комитета Вячеслава Никонов отметил, что в большинстве стран - лидеров в развитии электронного обучения уже действуют законы о развитии индустрии электронного обучения, а также государственные программы поддержки. Создание современной правовой базы электронного обучения позволило многим странам сформировать на этой основе, по сути, новую высокоинтеллектуальную отрасль экономики - индустрию электронного обучения, построенную на применении технологий "больших данных", распределённых цифровых образовательных средах, новых информационно-коммуникационных технологиях в предоставлении и освоении информации.
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Духанина озвучила мнение экспертов – в России сегодня сильнейшее отставание в вопросе внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Что касается электронных систем, которые разрабатываются - РЭШ, МЭШ и другие, учителя считают, что это дополнительный материал для работы.
«Про потребность кадров назову только одну цифру - сегодня в России потребность по специалистам в области IT-технологий – 400 тысяч человек, а вузы могут дать лишь порядка 40 тысяч специалистов, то есть нам нужно очень многие вопросы кардинально пересмотреть» - подытожила Любовь Духанина.
Руководитель Комитета Вячеслав Никонов отметил, что помимо отставания есть и большие возможности, проинформировав, что при Правительстве Российской Федерации создано несколько рабочих групп, которые готовят законопроекты по развитию цифровой экономики. В ближайшие два года в Государственную Думу будет внесено более 50 законопроектов, в том числе,по теме электронного обучения.
В обсуждении приняли участие: Светлана Ермакова, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, Владимир Тихомиров, председатель Экспертного совета по информационным технологиям в образовании и науке при Комитете по образованию и науке, Сергей Рукавишников, начальник управления надзора и контроля за образовательными организациями Рособрнадзора; Руслан Габидуллин, первый проректор Академии ВЭГУ Республики Башкортостан, Артем Аджемов, президент Московского технического университета связи и информатики и другие.
Вернуться назад или поделиться