Российская школа: ЧП государственного масштаба
Волна чрезвычайных происшествий в школах встревожила общественность. Поэтому Комитет Госдумы по образованию и науке на расширенном заседании отдельным вопросом вынес на обсуждение тему безопасности учащихся, в котором приняли участие не только депутаты Госдумы, но и чиновники Минобрнауки, Минэкономики, учёные РАН, эксперты в сфере образования и права...
Открывая обсуждение по заявленной теме, председатель Комитета Вячеслав Никонов сказал: «…Брошен очень серьёзный вызов – и образовательной системе, и всей системе жизнедеятельности нашего общества… Для меня очевидно, что центральный вопрос - это духовное развитие, понимание нашими детьми того, что высшей ценностью является человеческая жизнь. И это то, что должны воспитывать семья, школа, церковь…».
Председатель Комитета отметил, что в контексте трагических событий - проблема стоит особенно остро и требует всестороннего анализа. Участники заседания выделили ряд проблем, которые провоцируют подобные случаи.
Зампред Комитета Любовь Духанина обратила внимание на направление, которое требует серьёзного осмысления – изучение реального психологического состояния школьников и педагогических коллективов.По её мнению, именно здесь кроется причина трагедий. Депутат сказала: «В подростковом возрасте тревоги и психологические проблемы есть у каждого ребенка. Именно в этом возрасте ребенок нередко чувствует себя одиноким. Недавний опрос ОНФ показал, что таких ребят 40 %... В такой ситуации мог бы помочь опытный педагог и воспитатель, тот, кто каждый день встречается с детьми в классах. Но школьные учителя перегружены, поэтому крайне снижена работа учителей по направлению внеурочной деятельности. То есть то пространство, где учитель может поговорить с ребёнком, заметить и понять его тревоги, помочь позитивно самореализоваться… Чтобы ребята понимали, что во второй половине дня они не брошены, они находятся в рамках дополнительного образования…».Резюмируя, Любовь Духанина отметила необходимость снижения урочной нагрузки учителей при сохранении достойной зарплаты.
С её мнением согласилась вице-президент РАН Ирина Донник, которая сказала, что при существующей бюрократической нагрузке «…у педагога просто нет времени присмотреться, что представляет собой тот или иной ученик». Ирина Донник предложила, чтобы «патриотическое воспитание входило в обязанность каждого педагога. Назрела необходимость вернуться к старым нормам, когда педагог был одновременно и воспитателем. Иначе никакая система безопасности не поможет. У каждого ученика не поставишь охранника. Это нереально».
Член Комитета Госдумы по образованию Алексей Силанов отметил, что в части безопасности на уровне субъектов исполнение в полной мере нереально - в силу нехватки финансовых средств. И сегодня, те охранные предприятия, которые существуют в школах, содержатся на средства родителей. Получается, что государство переложило проблему на плечи родителей». И у медико-психологического сопровождения в школе, по его мнению, проблема та же, финансовая: новая система оплаты труда значительно оптимизировала штатное расписание.
«В последнее годы мы значительно увлеклись анализом учебных достижений учащихся, выстраивая топ-100, 200, 500. Сегодня учителя в большей степени сосредоточены на достижении количественно-качественных показателей участия в олимпиадах, конкурсах. А то, что таится в душе ребенка, как правило, остается в стороне. Вынужден констатировать, что все усилия сосредоточены на образовательном процессе, а воспитательный – выглядит в нашей системе образования, к сожалению, недостойно», - подытожил Алексей Силанов.
Подводя итоги обсуждения, Вячеслав Никонов отметил: «Безопасность детей должна быть абсолютным приоритетом для всего нашего общества. Проблема требует комплексных решений. Недофинансирование образования преступно по отношению к будущему нашей страны».
ЧП государственного масштаба
ЧП в школе… Прошли те времена, когда это означало разбитое стекло, общеклассный бойкот, сорванный урок у нелюбимого учителя. Сегодня все эти события – далеко не «чрезвычайные», а самые рядовые происшествия. А настоящее ЧП в школе – это ружье, нож или топор, пронесенные в школу. Это «коктейль Молотова», запрятанный на этаже. Это машины МЧС у школьного крыльца и многочисленные статьи в региональной и центральной прессе, пытающиеся ответить на вечные вопросы: «Как такое могло произойти ?» и «Кто виноват, что это случилось?».
Что же произошло?
Новости образовательной жизни в 2018 году начались страшно.
…15 января 2018 года. В школу № 127 в Перми ворвались двое подростков с ножами, напали на педагога и учеников. Затем – нанесли ножевые ранения друг другу. Один из результатов расследования – выяснилось, что налетчик был поклонником истории «Колумбайн». (Той, где двое учащихся американской школы в 1999 году напали на учителей и учеников. Ранили 37 человек, из них 13 – смертельно. Затем – застрелились сами).
…19 января 2018 года. В одну из школ микрорайона «Сосновый бор» в Улан-Удэ ворвался девятиклассник с топором. Этим топором он стал рубить учеников седьмого класса, затем поджег помещение при помощи бутылки воспламеняющейся жидкости».
Эти два происшествия всколыхнули власти и блогосферу. Заставили говорить о необходимости суровых мер – усиления пропускного режима в школы, закрытие отдельных групп в социальных сетях. Но ведь эти ЧП – далеко не первые в цепи насильственных событий подобного рода.
…5 сентября 2017 года девятиклассник из школы №1 в подмосковной Ивантеевке принес с собой на урок ружье и дымовые шашки. Учителя, сделавшего ему замечание, ударил тесаком по голове и начал разбрасывать «дымовуху» по классу с криками: «Я пришел сюда сдохнуть!». Некоторые ученики выпрыгнули со второго этажа, спасаясь от «маньяка». Другие закрылись в лаборантской и спрятались под парты. Началась паника. К счастью, ее виновника быстро задержали.
И многие уже стали забывать первое в этой кровавой череде событие, в свое время потрясшее общественность Москвы.
…3 февраля 2014 года. Десятиклассник Сергей Гордеев принес в школу винтовку и карабин, застрелил учителя географии и взял в заложники собственных одноклассников. Затем он стал стрелять по полицейским, прибывшим на место преступления, тяжело ранил патрульного и убил сотрудника вневедомственной охраны. После долгих переговоров отпустил заложников и был задержан. 3 марта 2015 года С. Гордеев был направлен на принудительное психиатрическое лечение.
Частное – или общее?
Все эти происшествия произошли в разных школах и в разных городах. И все-таки даже неискушенный взгляд просматривает в инцидентах нечто общее. И это вовсе не недостаток охраны при входе в школу. Самая главная общая черта – «типовой портрет» нападавших. Только одного из них можно назвать «грозой школы». В остальном, по словам учеников и учителей – это были обычные подростки. Даже тихие, достаточно закрытые для сверстников. Над ними иногда подсмеивались. И никто не мог предположить, что они решатся взять в руки оружие.
Другое «общее» - эти самые насмешки. Конфликты – с учениками и с учителями. Конфликты, которые не получилось разрешить никак, только с помощью самых «убойных аргументов».
И третье – социальные сети. Та самая группа «Колумбайн», и ей подобные, которые активно набирают обороты в Сети под влиянием подобных происшествий.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Лариса Тутова описала ситуацию так: «Новая субкультура, приверженцы которой называют себя колумбайнерами, пропагандирует политический акт против публичного унижения, травли и запугивания учеников учителями и сверстниками».
Теперь у пермских колумбайнеров свои «поклонники», точно так же, как и у американских. На странице одного из нападавших на школу комментарии особенно показательны. Один из подписчиков пишет: «Правильно все сделали». Другой отвечает ему: «У нас тоже школа – ад».
Когда школа – это ад…
Честно скажем, в любые времена и эпохи далеко не все ученики любили собственную школу, но чтобы называть ее адом… Что это, обыкновенный максимализм ? На это легко все можно списать … А если нет ? Страшно об этом говорить, но если – серия кровавых школьных разборок не закончится на Улан-Удэ ? Потому, что ситуация, вынуждающая детей стрелять и размахивать топорами сложилась тоже не одномоментно. Вдумайтесь только – с 6 до 17 лет ученик проводит в школе 50-70% процентов личного времени, исключая сон. Даже родители не могут проводить с собственным ребенком столько же времени, сколько учителя. И оттого, какая среда складывается в школе, в классе, во многом зависит и то, что происходит в душе подростка. А школьная среда складывается из следующих факторов – слабость образовательной системы, загруженность учителей, дележ класса на касты, рост насилия в Сети и в мире. И в голове у школьника ценность жизни начинает обнулятся…
Можно ли предотвратить последующие «колумбайны» запретительными мерами – ограничивая соцсети, ужесточая уголовную ответственность, превращая школы в бункера ? Сомнительно. Вспомним – в двух случаях школьных нападений были попытки самоубийства. Возможно, это тоже попытки подражания знаменитой американской истории – но, скорее, зашкаливающая степень отчаяния. Ведь в большинстве случаев речь идет о внешне благополучных «закрытых» подростках. А у таких-то как раз сильнее всего может «рвануть» - и они уже не заботятся ни о родителях, ни об учителях, ни об одноклассниках. Им нет дела не до кого – вот в этом и есть ЧП государственного масштаба.
Живая вода воспитания
Были (да и сейчас встречаются) школы, которые перевоспитывали самых «трудных» подростков, взращивая в них уважение к личности, чужой и своей, желание учиться, развиваться, думать. Но для того, чтобы расти – надо видеть нравственный ориентир. Могут ли этим ориентиром стать современные учителя ? А современные директора школ ? Согласитесь, что современная образовательная жизнь сложилась так, что многие не всегда заняты заботой о школе, об учениках и учителях…Они заняты укреплением собственной «властной вертикали». А учителя с одной стороны находятся под прессингом директора, с другой – родителей и «правозащитников». Как «люди подневольные», они зачастую тоже не могут быть личным примером для подростка-максималиста. Какие же меры воздействия остались ? Только формальные… Сейчас же «на публику» отдельные директора школ, говорят о необходимости воспитания. А сами, при этом, называют школьников «обучающимися», кричат на учителей и на родителей, не обращают внимание ни на чье мнение, кроме как на свое собственное. Подросток смотрит на такого директора – и начинает понимать, что эффективнее всего вопросы решает тот, кто сильнее. И чтобы быть сильнее всех – приносит в школу оружие.
Сейчас очень многие стали искать виноватых… Конечно, среди них: министр образования ,директор школы, учителя, родители … Но не стоит забывать, что сегодня власть над школами – в руках территориальных департаментов образования. Это особенно хорошо видно на примере Москвы, когда под «чутким руководством» Исаака Калины одна за другой «сводятся к общему знаменателю» школы, в которых, как раз, придавалось серьёзное значение воспитанию.
P.S. Министр образования Ольга Васильева, навестившая в Перми учителя Наталью Шагулину, заслонившую собой детей, сказала о ней так : «Наталья Васильевна очень мужественный человек. Когда она пришла в себя, первое, что она спросила, - как дети, все ли в порядке. Жалко, что я не смогла спасти всех». К счастью – все школьники Перми остались живы. К счастью, что такие учителя пока еще встречаются…
Вернуться назад или поделиться