Лидеры рейтинга
С большой долей вероятности эти специальности можно считать «современными лидерами» в точных науках, хотя информационные технологии «расположились» на этом месте не так давно, еще на памяти старших поколений, однако представить без них современную действительность не проще, чем, скажем, без электричества. Неудивительно – фактически без участия этого «сегмента исследования» не работает ни одно современное производство и ни одна научная лаборатория. На компьютере сейчас можно смоделировать практически все, что происходит в природе, в технике и даже в обществе. От расщепления атомов до бизнес-процессов – все это позволяет смоделировать экран компьютера. Равно востребованы и специалисты, способные обеспечить бесперебойную и безопасную работу этого необходимого оборудования, и профессионалы, умеющие создавать все более совершенные и эффективные информационные технологии, а также решать с их помощью актуальные задачи науки и практики, и многие другие специалисты, работающие с IT-технологиями. «Объять необъятное» компьютерных специальностей фактически невозможно – да и вряд ли необходимо: эта реальность развивается настолько стремительно, что мы буквально не можем знать ее завтрашних потребностей в пределе ближайшей пары лет.
Отсюда следует вывод, что готовить востребованных специалистов в этой области достаточно сложно. Как ни парадоксально, этому «мешает» сама скорость развития современных информационных технологий.
Поэтому подготовка специалистов в большинстве престижных вузов опирается на три основных принципа. Во-первых, студенты получают базовую фундаментальную подготовку в «точных науках» (в первую очередь – в математических дисциплинах). Во-вторых, будущим мастерам информационных технологий передают навыки и умения работы с информацией, которые позволят быстро адаптироваться к постоянно развивающейся ситуации «профессионального поприща», которая его встретит на реальном рабочем месте. А для лучшей адаптации к рабочей ситуации реально адаптировать профессиональные навыки будущего специалиста к требованиям конкретных работодателей.
Тем более, как уже упоминалось, многие фирмы, работающие в профильной области, охотно идут на сотрудничество с учебными заведениями, предоставляют собственные учебные курсы и программы.
Богатство недр земных
Вне сомнения, реалии нашей планеты изучает множество точных наук. Если говорить о той, что сделала предметом изучения непосредственно саму землю – геологии, то можно сказать, что она возникла на перекрестке точной науки с исторической. Только эта история измеряется миллиардами лет, и важнейшей ее задачей является определение последовательности геологических событий. Однако у этой «глубокой истории» находится повседневное практическое применение. «Абстрактные» свойства горных пород оказываются достаточно «конкретными» – при строительстве, прокладке дорог и тоннелей, изучении техногенного воздействия и возможных последствий – и многие другие повседневные необходимости «следят» за тысячелетней историей. Причем актуальные и востребованные на сегодняшний день. С вероятностью, одно из важнейших подразделений этой науки – геология полезных ископаемых, которая изучает типы месторождений, методы их поисков и разведки, а также ее близкий «родственник» – геология горючих ископаемых – нефти, природного газа, угля.
Предполагают, что в новом веке информационных технологий главной ценностью должна стать информация и умение с ней работать. Однако в настоящий момент «основы производства» и национальную экономику предпочитают «основывать» на более материально ощутимых ресурсах. Можно, конечно, по-разному оценивать долю «ресурсодобывающей» промышленности в реалиях нашей страны в настоящее время. Однако можно с уверенностью сказать: профессионалы в области освоения природных ресурсов всегда будут востребованы в стране с таким объемом добычи полезных ископаемых, как Россия. Заинтересованность студентов в данных специализациях это только подтверждает. Востребованность эта наблюдается на всех областях, от общего теоретического знания о «строении земном» до конкретного применения этих знаний в отношении добычи конкретного ресурса. Специализироваться можно на любом «участке» этой профессиональной области применения. Впрочем, это касается и остальных точных наук.
«Физики» и «лирики», «технари» и «гуманитарии», наверное, никогда не устанут спорить, кто играет большую роль в общем движении человеческой мысли. Однако в одном сходятся и цифры статистики, и мнения обозревателей, и профессиональная оценка работодателей и «политиков от образования» (и не только) – на сегодняшний день практически во всех областях деятельности и по всему миру ощущается острая потребность в качественно подготовленных специалистах «точных наук». Причин тому много – от стремительного движения современного прогресса и высоких вопросов национальной безопасности до повседневной необходимости. Ведь общее определение «точные науки» буквально объемлет необъятное: эти профессионалы занимаются едва ли не всем – от раскрытия тайн вселенной до бытовых «технических потребностей» отдельно взятого человека. Количество возможных «применений себя» в этой области расширяется последовательно – вслед за научно-технической мыслью и ее «усвоением» обществом.
Что же касается студенческого спроса… С одной стороны, он ориентируется на повышенную востребованность. На отдельные современные «высокотехнологичные» специализации студентов стремится ничуть не меньше, чем, скажем, в юриспруденцию или экономику – в первую очередь, это, конечно, информационные технологии. Благо, этот фаворит сегодняшнего спроса обладает таким многообразием, что востребованную науку преподают во многих вузах. С другой стороны, как утверждают первые лица профильных университетов, спрос на большинство этих специальностей есть всегда – и он стабильный и постоянный. Действительно, сильная сторона «точных наук» в том, что в большинстве своем в качестве «жизненного поприща» их выбирают люди увлеченные, отдающие себе отчет в сложности будущей специальности – трудно себе представить человека, «ради престижа» отправляющегося учиться на мехмат или в физтех.
У вузов, специализирующихся в подобных областях, есть в свою очередь и немалые «плюсы», которые предоставляются студентам. Стоит сразу отметить, практически все эти учебные заведения – государственные, с соответственным уровнем социальных гарантий и преподавания. О преподавании стоит сказать отдельно – как правило, эти вузы отличаются «солидным возрастом», что не означает отсутствия в них новых специальностей или современного оборудования, однако гарантирует качественный профессорско-преподавательский состав, отработанные образовательные стратегии, внимание к качеству материальной базы, отлаженные связи с научным сообществом (не только российских масштабов), а также с «производственными мощностями». Кроме того, за время своего существования большинство этих учебных заведений сумели создать себе имя – или, как сейчас принято говорить, «бренд». Неслучайно многие вузы, ставшие из институтов университетами, не спешат менять принятую аббревиатуру, ставшую уже узнаваемым «товарным знаком» – в том числе, и первой и главной продукции любого высшего учебного заведения – студентов. Их дипломы соответственно аттестуют качество подготовки специалистов для будущих работодателей. Впрочем, те относятся к «продукции» этих вузов не только потребительски, просто приглашая на практику, а впоследствии на работу, студентов. Современные фирмы и компании «присоединяются» к учебному процессу, создают собственные обучающие программы и курсы, такой «специалист со знанием специфики производства» еще на студенческой скамье может стать достойным сотрудником. Кстати, эта практика используется не только отечественными компаниями.
С другой стороны, стать таким востребованным сотрудником не так-то и просто. Конечно, нет ни одной специальности, которая давалась бы легко и непринужденно, однако точные науки по трудности восприятия легко дадут фору всем остальным – неслучайно их в качестве жизненного поприща выбирают люди увлеченные. Впрочем, в современности список этих дисциплин велик и многообразен. И тому, кто умеет понимать «поэзию цифр», открыты многие жизненные пути – сложно перечислить их многообразие.
«Царица всех наук»
Математику «царицей всех наук» называли еще тысячелетия назад. И с тех же времен эта наука сочетает в себе несочетаемое. С одной стороны, математику часто приводят как классический пример абстрактной науки: для чего нужны ее загадочные функции, интегралы, логарифмы и т.д. сложно объяснить не только старшекласснику-гуманитарию, «страдающему» над алгеброй и началами анализа для старших классов, но и многим специалистам из числа тех, чьи «школьные годы чудесные» остались далеко позади. С другой стороны – эта «абстрактная» наука оказывается одной из… наиболее прикладных. Без математических дисциплин не обходится не только любая техническая подготовка (базовый блок фундаментальных математических дисциплин обязательно входит в подготовку любого специалиста-«технаря»). Находящаяся в центре общественного мнения (и на вершине студенческой популярности) – экономика – также предполагает объемный багаж соответственных знаний. Математические модели «работают» и в самых далеких и неожиданных областях – например, в биологии и психологии. Что говорить о более близких технологических областях? Областью их применения являются не только высокие информационные технологии (фактически «выросшие» из вычислительной математики и кибернетики); на «абстрактные цифры» опираются и космические программы, и уже ставшая привычной сотовая связь. Так что «царица всех наук» и в XXI веке сохраняет и приумножает «свои владения».
Как правило, путь «в математики» начинается задолго до студенческой скамьи. Подготавливать будущие математические кадры начинают со школьных лет. Варианты довузовского образования и отбора будущих студентов разнообразны. Будущих абитуриентов ждут специализированные школы (такая, например, существует при самом известном механико-математическом факультете страны – МГУ), юные знатоки цифр и интегралов могут проверить свои таланты на многочисленных олимпиадах, где призом победителю становится льготная возможность поступления в вуз.
От космических пространств до нанотехнологий
Радиотехника и кибернетика, широко обсуждаемые сейчас нанотехнологии, астрофизика и космические исследования, аэромеханика и летательная техника, энергетика, высокие технологии – таков примерный перечень областей занятий, которые ожидают сегодняшних выпускников физико-технических факультетов и высших учебных заведений. Профильных специальностей и областей деятельности в данной области не перечесть: это и все направления современной физики, от квантовых полей и космологии до материаловедения и теории климата. Кроме того, современная тенденция развития специальностей «на стыке» дисциплин добавляет в перечень различные варианты «смежных» профессий – «пограничных» – не только с чисто техническими, инженерными специальностями. Сотрудничают «физики» и с другими специальностями естественно-научного направления – такими как химия или биология. Кстати, последнее направление в настоящее время активно развивается и пользуется повышенным спросом – медицина, молекулярные химия и биология, биофизика, экология – разработка инновационных программ в этих областях становится практически жизненной необходимостью, следовательно, понадобятся и профессиональные разработчики. «Сотрудничает» физика и с такой популярной ныне областью, как экономика – в современных условиях новые научные открытия и разработанные программы нуждаются в специалистах, способных «донести» их до производства и повседневного использования. Следовательно, насущной необходимостью стало наличие высококлассных специалистов в области разработки и внедрения наукоемких технологий, а также разработки инновационной системы механизмов вывода наукоемких новшеств на рынок. Соответственно и мест профессионального применения своих способностей будущему специалисту предлагается «великое множество» – от научной сферы деятельности до производственной и экономической.
Правда, стать таким специалистом непросто. Традиционно высокий конкурс дополняется не менее традиционной высокой учебной нагрузкой. «Физтех» считался одним из самых сложных для обучения и во времена споров «физиков» и «лириков». Сохраняет он эту особенность и в настоящий момент.
Специфика материала
Эта сфера профессионального применения упоминалась как один из вариантов «мест применения» в сфере физики. Однако если быть точным, материаловедение можно отнести к тем разделам физики и химии, которые занимаются изучением свойств материалов. Если внимательно оценить программы различных технических вузов, будет видно, что эта дисциплина как самостоятельное профессиональное поприще или необходимый фундаментальный багаж знаний входит практически во все производственные специальности. Неудивительно, для того чтобы работать в абсолютно любой сфере производства, необходимо прежде всего знать качества и свойства того, с чем предстоит работать. Различные свойства (структура веществ, электронные, термические, химические, магнитные, оптические свойства этих веществ) самых разнообразных материалов – наука исследует многое – кристаллография, металлургия, специфические свойства полупроводников и композитных материалов – все это входит в число «сферы интересов» специальности материаловедения. Главная задача ученых-материаловедов не только «совершенствовать известное» (полученные данные используются для устранения проблем, расширения ассортимента продукции, повышения безопасности и понижения стоимости производства), но и создавать новое – знание структуры и свойств материалов приводит к созданию принципиально новых продуктов и даже отраслей индустрии. Например, при изготовлении наукоемких изделий в промышленности, особенно при работе с объектами микро- и наноразмеров, необходимо детально знать характеристику, свойства и строение материалов. Так что актуальная область нанотехнологий тоже требует труда своих материаловедов. Возможно, тех, кто садится сегодня на студенческую скамью.
Человеческий материал
Еще одной «пограничной» специальностью можно назвать современную биоинженерию. Возникла она на стыке инженерии, биологии и медицины. В настоящий момент ее главной задачей считается решение самого актуального вопроса – человеческого здоровья – и «постановки» самых современных технологий для достижения этой цели. Ее область – использование знаний и опыта для нахождения и решения проблем биологии и медицины, междисциплинарные разработки, которые объединяют в себе инженерные подходы с достижениями биомедицинской науки и клинической практики.. Поэтому и работают эти факультеты в технических университетах. Специальность эта многогранная, поэтому у молодых профессионалов существует большой выбор профессиональных применений собственных сил – «дипломированные специалисты» по биомедицинской инженерии могут участвовать в создании приборов и оборудования (среди уже полученных разработок – разработка искусственных суставов, кардиостимуляторов, биоинженерных протезов кожи, аппаратов искусственного кровообращения и т.д.), в разработке новых процедур на основе междисциплинарных знаний, в исследованиях, направленных на получение новой информации для решения новых задач. Специальность эта востребованная, причем скорей всего эта востребованность будет только расти – все больше и больше технических средств вовлекается в дело охраны человеческого здоровья, причем по всему миру. Наконец, эта специальность – как и все, связанные с медициной, дает возможность реально помочь людям.