Первый инженер империи
«Честь и слава Вам и за труды, и за энергию, за технические изобретения, и при этом за неизменную Вашу скромность…»
В.С. Кохмановский
Сегодня имя Владимира Григорьевича Шухова, которого полтора века назад называли русским Эдисоном и русским Леонардо, знакомо разве что студентам технических вузов.
А ведь если пройтись по Москве, можно насчитать десятки его сооружений. В их числе поражающие воображение ажурные металлические своды московского ГУМа, Главпочтамта, Петровского пассажа, Музея изящных искусств, первая в мире вращающаяся сцена МХАТа. Эти конструкции Шухова опередили время, как минимум, на 50 лет.
Владимир Григорьевич Шухов родился в Грайвороновской слободе Белгородской губернии 28 августа 1853 года. В Пятой Петербургской гимназии, которую Шухов закончил с блестящим аттестатом, проявились талант и склонность будущего выдающегося инженера к точным наукам, особенно к математике. В одиннадцать лет на уроке Владимир доказал теорему Пифагора способом, который придумал сам. Удивленный учитель его похвалил, но поставил «двойку», заявив: «Правильно, но нескромно!».
Поняв, что жизнь будет связана с наукой и техникой, Владимир поступил в лучшее Московское Императорское техническое училище – МИТУ, современный Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. В училище он услышал фразу, ставшую его жизненным девизом: «Каких бы успехов в познании природы и обладании ею человек ни достигал, он не должен забывать слов Божественного Учителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Работая и изобретая, Владимир Шухов всегда помнил эту истину.
Требования к студентам в училище были жёсткими, нагрузка – колоссальной, но специалистов выпускали первоклассных. О многом говорят имена преподавателей: создатель аэродинамики Жуковский, известный математик Летников, опытный механик Лебедев. Первое изобретение Владимир Григорьевич совершил в студенческом возрасте. Это была паровая форсунка, которую впоследствии стали применять в нефтепереработке. Устройство было настолько простым и в то же время оригинальным, что великий химик Дмитрий Менделеев поместил его изображение на обложку своей книги «Основы фабрично-заводской промышленности». А Людвиг Нобель, глава громадного нефтяного концерна и брат основателя престижной премии, сразу приобрел у Владимира патент на производство.
В 1876 году Шухов окончил училище с золотой медалью, и был приглашён преподавателем математики в Петербургский университет, но его больше привлекала не теоретическая наука и не преподавательская кафедра, а изобретательство. Решение стать инженером окрепло во время посещения Всемирной выставки в США.
В Филадельфии состоялась судьбоносная встреча Владимира Шухова с Александром Бари, талантливым предпринимателем русского происхождения. Увидев бурный прогресс техники в США, Шухов твердо решил заняться изобретательством на родине. Александр Бари тоже приехал в Россию, понимая, что именно там сейчас начинается стремительная индустриализация, и пригласил Шухова работать в свою контору на должность главного конструктора и главного инженера. Союз гениального изобретателя и умелого предпринимателя с американской деловой хваткой продолжался долгие годы. «Говорят, что Бари эксплуатировал меня, – писал потом Шухов. – Это верно. Но и я эксплуатировал его, заставляя выполнять мои даже самые смелые предложения».
Шухов согласился возглавить отделение фирмы Бари в Баку, но первые впечатления от промыслов у приезжего из столицы были ужасными. Никакой техники, нефть перевозили на ослах, а хранили в лужах – прямо на земле. Но это не остановило и не напугало молодого специалиста, а вдохновило его на ряд полезных изобретений.
По проектам Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, батопорты, мины и т.д.
Шухов стал создателем нефтеналивного флота России – стальных барж для перевозки нефти, которые оказались надежнее танкеров иностранного производства. Он руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских месторождений до нефтепромыслов Баку. Буквально все крупные стройки первых советских пятилеток не обошлись без Владимира Георгиевича – Кузнецкстрой, Магнитострой, Челябинский тракторный и завод «Динамо», восстановление разрушенных в гражданскую войну объектов, первые магистральные трубопроводы. «Формула Шухова», обосновывавшая способ прокачки нефти по нефтепроводу, используется и сегодня. Но самым гениальным изобретением инженера в нефтепереработке по праву считается крекинг – процесс, с помощью которого при перегонке нефти можно получать не только керосин, но и бензин, моторные масла, солярку, мазут, асфальт и массу других ценных продуктов.
Всероссийская выставка 1896 года в Нижнем Новгороде стала крупнейшим событием в культурной, промышленной и технической жизни страны и подлинным триумфом инженерной мысли В. Г. Шухова. Более четырех гектаров площади зданий было покрыто и застроено его конструкциями, превращавшими каждый павильон в новое достижение науки и техники. В общей сложности В. Г. Шухов спроектировал восемь выставочных павильонов площадью около 27 000 кв. м.
Поистине всемирную славу принесло инженеру строительство стальных башен оригинальной конструкции. Всего их было сооружено около двухсот. Самой знаменитой стала Шаболовская радиобашня в Москве. Заказ на нее он получил от Совнаркома в 1919 году. Большевикам срочно требовался рупор, чтобы доносить свои идеи до мирового пролетариата. Долгое время эта ажурная, поражавшая воображение современников башня была самым высоким сооружением в России.
Идея таких сетчатых конструкций пришла в голову инженеру при виде перевернутой вверх дном ивовой корзины из прутьев. «Что красиво смотрится, то – прочно», – говорил он, всегда считавший, что все технические новинки рождаются при внимательном наблюдении за жизнью и природой.
Идеи Шухова явились настоящим прорывом в мировой архитектуре, были подхвачены такими всемирно известными архитекторами, как Ле Корбюзье, Гауди и Нимейер. Все они широко использовали в своем творчестве его гиперболоидные конструкции. Сетчатые оболочки применяют и нынешние инженеры-знаменитости. Неслучайно башня на Шаболовке признана международными экспертами одним из высших достижений мирового инженерного искусства. Участники проходившей в 2006 году в Москве международной научной конференции из 30 стран мира в своей декларации назвали башню в числе семи архитектурных шедевров русского авангарда, рекомендованных для включения в список ЮНЕСКО.
До сих пор помнят гениального инженера в Самарканде, где в 1932 году он провел «выпрямление» знаменитой «башни Улугбека» – минарета медресе, построенного в 1417-1420 годах и покосившегося после сильного землетрясения. Операция прошла успешно, хотя иностранные специалисты предвещали, что минарет, отклонившийся от оси на 1,5 метра, непременно рухнет.
Под руководством Шухова было построено более пятисот мостов, в том числе через Волгу, Оку и Енисей.
Увлекался Владимир Григорьевич не только техникой. Он был заядлым спортсменом, участвовал в велосипедных гонках, катался на коньках и лыжах, играл в шахматы, любил читать стихи, конструировал мебель, фотографировал: «Я по профессии инженер, а в душе – фотограф», – говорил он. Дружил Шухов с писателями, актерами, художниками, а первой любовью его была знаменитая актриса МХАТа Ольга Книппер, которая потом стала женой Антона Павловича Чехова. Позже изобретатель повстречал 18-летнюю зеленоглазую красавицу Анну Мезенцеву, с которой они прожили вместе долгую жизнь, воспитали двух дочерей и трех сыновей.
Увы, расцвет технического творчества великого инженера пришелся в России на страшные годы. В 1917 году он не оставил Родину, хотя его сыновья воевали в Белой армии, а сам он одно время сотрудничал с Колчаком. Инженеры были в СССР в дефиците, и его до поры до времени не трогали. Но когда при строительстве Шаболовской башни обрушилась одна из секций, чекисты были тут как тут. Приговор был скор – «условный расстрел за саботаж». Но замену Шухову на уникальной стройке не нашли, а потому предложили продолжить работу, отложив на время исполнение приговора. И в таких страшных условиях Владимир Григорьевич смог продолжить и успешно завершить беспримерную стройку. Мастер был спокоен, в своем дневнике он записал: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны». Хотя, кто знает, что на самом деле творилось в его душе?
Позже выяснилось, что причиной обрушения был бракованный металл. И Дамоклов меч, нависший над головой гения, был убран. Тем более что любоваться его уникальной башней приходила вся Москва.
Последние годы жизни Владимира Григорьевича были омрачены инквизицией 30-х годов, постоянной боязнью за детей, неоправданными обвинениями, смертью жены, уходом со службы из-за ненавистного бюрократического режима. Все это подорвало здоровье, привело к разочарованию и депрессии. Его последние годы проходят в уединении. Он принимал дома только близких друзей и старых коллег, читал, размышлял. Умер В. Г. Шухов 2 февраля 1939 года, и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Отношение Владимира Григорьевича к новой власти и к тому, что происходило в стране после 1917 года, было неоднозначным. Но, оставаясь истинным русским патриотом, он отверг множество лестных предложений уехать в Европу, в США. Все права на свои изобретения и все гонорары он передал государству.
«Первый нефтепровод, насосы для перекачки нефти, первый трубопровод для транспортировки керосина и резервуары для хранения нефтепродуктов, первые наливные баржи, переработка нефти и создание крекинга – всё это В.Г. Шухов. Мы, по сути, разрабатываем его инженерные идеи, когда сегодня наращиваем добычу, прокладываем трубопроводы, строим танкерный флот, повышаем глубину переработки нефти».
Вагит Алекперов, Президент нефтяной компании «Лукойл»
Шуховская башня (Шаболовская башня) – новаторская для своего времени стальная гиперболоидная конструкция в виде сетчатой оболочки. Построена на улице Шаболовка в 1920-1922 годах по проекту В.Г. Шухова.
Проект предусматривал небывалое сооружение высотой 350 метров, что было выше 305-метровой Эйфелевой башни в Париже, но при этом в три раза легче. Башня имела расчетную массу всего 2200 тонн, а сооружение Эйфеля весит около 7300 тонн. Однако в разоренной стране остро не хватало металла, поэтому власти «урезали» высоту до 152 метров.
Круглый конусный корпус башни состоит из 6 секций высотой 25 метров каждая. Нижняя секция установлена на бетонном фундаменте, элементы башни скреплены заклепками. Строительство велось без лесов и подъемных кранов. Верхние секции по очереди собирались внутри нижней и поднимались друг на друга по технологии уникального «телескопического монтажа».
Шуховская башня служила опорой для антенн крупных радио- и телевизионных станций. Регулярные телетрансляции через передатчики башни начались 10 марта 1939 г., когда телецентр на Шаболовке передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). Долгие годы изображение Шуховской башни было символом советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая «Голубой огонек».
В настоящее время башня не используется для вещания. Она объявлена памятником архитектуры и инженерной мысли, охраняется государством. Шедевру инженерного искусства 19 марта 2012 года исполнилось 90 лет.