Олег Митяев: «Лучшие люди нашего общества должны воспитывать детей»
Год 2014-й получил гордый титул Года культуры.
Это повод задуматься – чем наполнен «культурный пласт» нашего столетия?
В обыденном восприятии слово «культура» часто ассоциируется
с понятиями скучными или же элитарными.
Мы забыли о том, что Пушкин и Гоголь – это вовсе не имена из школьной программы. Они были одними из самых читаемых авторов своего времени… И другой популярный поэт девятнадцатого века определял срок повышения культурного населения следующим образом: «Когда народ не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет».
Но так было в девятнадцатом веке. В двадцатом – свои культурные коды, строки,
на которые откликаются, даже если не являешься знатоком автора или жанра.
Например, если кто-нибудь начнет: «Как здорово, что все мы здесь»…
«Сегодня собрались», – непременно подхватят остальные.
Хотя… не обязательно строки прозвучат канонично. У этой песни сегодня
множество переделок, как всегда бывает у текста, который «пошел в народ».
Олег Митяев и бардовская песня
«Изгиб гитары желтой» – одна из первых песен барда Олега Митяева, которая не просто сделала его известным, но стала своеобразным гимном бардовского движения. Она написалась, по рассказам самого автора, очень просто. Он гулял по берегу Ильменского озера, и вышел на костер, вокруг которого собрались люди, поющие под гитару. Это был один из первых Ильменских фестивалей авторской песни – но Митяев пока не знал, что бывают такие фестивали. Зато особенный, теплый и легкий дух этого вечера настолько проник в его душу, что он решил вернуться на фестиваль в следующем году. И что-нибудь обязательно спеть. Но для этого «что-нибудь» следовало сначала написать. И написал – «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Еще одна легенда бардовской песни, Александр Городницкий, вспоминает, как они впервые услышали эту песню:
«… на сцену вышел высокий, немного стеснительный парень с длинными волосами и запел «Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно» – так сразу, с первой песни, очень скоро ставшей знаменитой, вошел в бардовский мир Олег Митяев. Уже через четыре месяца после первого исполнения этой песни с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Митяев поначалу не поверил в такой успех, и, конечно, не было пределов гордости, когда в 1980 году он слушал ее в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары. Потом Олег случайно услышал, как ее пели стройотрядовцы на вокзале. Митяев стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель – ее автор. Вторая песня Митяева – «Волшебный дом», появилась только через год после первой, когда у Олега родился сын. Эта песня – первоначальный набросок к той картине жизни, которую пытается в своих песнях создать автор, – реальности, где прекрасное соседствует с неприглядным, а к истине приходится продираться сквозь тернии ошибок».
Но есть такие дома волшебные,
Особо важные для людей,
Где побывали мы все, наверное,
Где получают отцы детей.
Там на всю жизнь называют Герой,
Или Сережей, или Петром.
И потому в жизни самый первый
И самый главный – родильный дом.
Уже с первых текстов Олега Митяева стала явственной главная особенность его лирики – она понятна всем. Ее мог бы спеть почти любой. Ведь каждый из нас когда-то пел песни с друзьями, или ждал близких из родильного дома. У каждого из нас случался период, когда он погибал от тоски. Или когда с нетерпением ожидал наступления лета…
Олег Митяев и фестиваль песни и поэзии
«Крепитесь люди, скоро лето» – так должен был называться Первый большой фестиваль песни и поэзии, недавно прошедший в Сити Крокус Холле. Инициатором фестиваля стал один из известнейших бардов страны – народный артист Олег Митяев. После фестиваля он ответил на вопросы журналистов.
– Олег Григорьевич, сегодня считается, что бардовская песня – для узкого круга любителей. Но площадка для фестиваля была выбрана достаточно?
– Далеко не все помнят, что когда-то бардовские концерты собирали именно стадионы. «Ревущие шестидесятые» видели возвращение «Вечеров Поэзии в Политехническом», которые потрясали Москву еще в двадцатых годах. Сегодня так хочется, чтобы эта традиция снова вернулась к жизни. Но пока это сложно – уровень аудитории катастрофически упал. Люди сейчас не слушают, не читают поэзию. Когда-то один из телеканалов делал рубрику, где читали свои стихи лучшие из поэтов современности. Это было неудобное время, когда никто не смотрел телевизор – но это хотя бы было. Сейчас и этого нет.
Однако к хорошим песням и стихам далеко не все утратили интерес. Мы выступаем, потому что зал принимает нас, как родных. Я опасался, что мы не сможем собрать аудиторию. Но, к счастью, люди пришли на фестиваль, и это здорово!
– Вы говорили, что фестиваль должен был называться: «Крепитесь, люди, скоро лето»?
– Да, но на плакате элементарно не хватило места. И вот неожиданно появилась такая многозначительность, многоплановость в названии – «Крепитесь, люди». Этими строками своей песни я хотел высказать слова поддержки людям нашей страны.
Когда на сердце покоя нету,
Когда оно промозглым днем чего-то ждет:
«Крепитесь люди, скоро лето!»
К нам наше лето обязательно придет!
Олег Митяев и образование
Сегодня Олег Митяев – член Совета по дополнительному образованию при Министерстве образования и науки РФ. Его путь в образовательную среду – не самый прямой. В 1975 году юноша, выросший в окрестностях Челябинского трубопрокатного завода, заканчивает техникум с дипломом техника-электрика. Дальше он полгода работал, занимался плаванием, получил 1-й разряд. А потом – армия. И после окончания службы Митяев осознал, что выбранная когда-то специальность – «не его». Он поступает в Челябинский институт физкультуры. Одно из главных убеждений Олега – что физический труд в сочетании с природой, может способствовать воспитанию гармоничной личности. Еще в период учебы Олег Митяев побуждал народ устроить субботник, соревнования «на картошке», когда студенческие отряды действительно начинали бороться за победу. Именно в студенческие годы, во время практики в пионерлагере, он знакомится с песнями Юрия Визбора и Владимира Ланцберга и сам увлекается самодеятельной песней. Первые песни Митяева написаны в 1978 году.
– Можете ли Вы оценить реакцию аудитории во время концертов 10 лет назад и сейчас – насколько она разная?
– Если судить по моим личным концертам – у нас всё осталось в тех же традициях: тепло и сердечно. Публика принимает по-прежнему хорошо. А что касается интереса к поэзии, – я заметил только его падение, как уже говорил.
– С чем Вы связываете это падение?
– С отсутствием в стране национальной идеи и её воплощения в виде воспитания и образования. Если бы мы могли исправить это упущение – мы могли бы заметно сократить расходы на экономику, ЖКХ, физкультуру, ГТО … Не нужно было бы убеждать – люди сами с удовольствием стали бы всем этим заниматься, стремясь развивать себя гармонично. Без образования, без усиления роли учителя – у страны нет будущего.
– Вы можете донести эту мысль до правительства, ведь Вы являетесь членом Совета по дополнительному образованию при Министерстве образования и науки РФ.
– Да, я действительно вхожу в Совет. И утверждаю, что главное, что надо сделать, – это пригласить зарекомендовавших себя, талантливых, гениальных педагогов. Именно они должны консультировать, подсказывать, решать, как поступать в том или ином вопросе, связанном, с образованием и воспитанием. Я бы поручил это ответственное дело, например, Евгению Ямбургу, Михаилу Казинику, – они бы распорядились ресурсами правильно. Лучшие люди нашего общества должны воспитывать детей.
Олег Митяев и Год Культуры
– Олег Григорьевич, 2014 год объявлен Годом культуры. Считаете Вы это значимой или формальной датой?
– 2014 год вмещает в себя множество значимых дат, которые связаны с юбилеями отечественных поэтов и композиторов. В этом году Булат Окуджава отметил бы свое 90-летие… Исполняется 70 лет Сергею Никитину, 80 лет – Юрию Визбору, Новелле Матвеевой, Владимиру Дашкевичу, Аде Якушевой, Евгению Клячкину… Все эти имена составляют золотой фонд нашей поэзии и поэтической песни.
– За особые заслуги в развитии поэтической песни создана премия «Дежурный по апрелю». Какие заслуги Вы считаете особыми?
– Особые заслуги – это всю жизнь трудиться и творить в жанре поэтической песни, достигая в ней все новых и новых высот. Особые заслуги – это честь, достоинство, творчество. Надо успеть говорить друг другу комплименты, не упустить время, ведь многим авторам, исполнителям уже за 80, за 90! Надо спешить сказать этим людям хорошие слова, слова признания. В этот раз мы вручили премию «Дежурный по апрелю» Дмитрию Сухареву и Александру Городницкому, а также музею Булата Окуджавы. А у нас есть ещё Юлий Ким, Сергей Никитин, Новелла Матвеева и многие другие.
Но Год культуры – это все-же мало. У нас должен быть не год культуры, а каждый день – с утра и до вечера. Огромные пласты нашей культуры мы ещё не охватили этим фестивалем. Поэтому хотелось бы видеть его ежегодным… Сергей Есенин, Анна Ахматова, Иосиф Бродский… нам читать – не перечитать! Вернее – читать и перечитывать…
Ты только мне не говоpи
Пpо невезенье всякий вздоp
И степь напpасно не бpани
За бесконечность и пpостоp.
Давай с тобой поговоpим,
Быть может, все еще пpидет...
Ведь кто-то же сейчас не спит,
Ведь кто-то этот поезд ждет....