Образование через киноискусство, или чему нас научат Линч, Хичкок и Эйзенштейн?
Кино – великая сила, если продуманы все кадры.
Георгий Александров
Однажды итальянский кинорежиссёр, драматург и поэт Бернардо Бертолуччи сказал: «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту». А что ещё даёт нам кино? И может ли оно чему-то научить? Режиссёры, драматурги и сценаристы говорят в один голос, что может, ведь с фильмами всё точно так же, как и с книгами, только нужно уметь подобрать правильные. А ещё требуется хороший учитель – мастер, который способен взять вас за руку и открыть этот удивительный мир кино…
В колледже № 40 в течение десяти дней проходила конференция «Кинообразование в современном мире». Для обмена международным опытом сюда приехали специалисты из разных стран, в том числе из Германии, Франции, США, Японии и Ирландии. Здесь обсуждались темы экранного языка, искусства и технологии в современной культуре и образовании, а также темы границы между средним профессиональным и высшим профессиональным образованием в сегодняшнем мире. Большой интерес присутствующих вызвали дискуссии на тему экранной грамотности и обучения языку кино для всеобщего базового общегуманитарного уровня образования, а не только для будущих кинопрофессионалов.
Сама идея проведения этой конференции связана с созданием нового учебного заведения – первого в России государственного многопрофильного киноколледжа (структуры среднего профессионального образования на базе Московской международной киношколы, работавшей с 1991 по 2012 год в статусе средней школы с ознакомительным изучением кинематографа). Не случайно именно колледж № 40 был выбран площадкой для нового учебного заведения, ведь сама история этого колледжа началась благодаря любви к киноискусству.
С самого начала своего существования киношкола работала с теми детьми, которые не могли найти себе места в окружающем мире, с теми, кто «не вписывался» в существующий порядок жизни, кто оказался «за бортом». Эта школа давала им возможность осуществить то, о чем они мечтают, развернуть мир на себя, а не подстраиваться под него. В работе над проектами здесь используют принципы искусства – законы развития конфликта, законы композиции, монтажные принципы, способы увязывания частей в целое. Здесь просматривают на занятиях работы Сергея Эйзенштейна и других культовых режиссёров. Ребята изучают кадры по нотам, из которых они сотканы, по сплетениям аккордов и созвучий, по мелочам, из которых они вырастали в великие и известные на весь мир фильмы.
Директор колледжа Ольга Керзина как-то сказала об искусстве: «Искусство многие неправильно понимают, как иллюзию или бегство от настоящей жизни. На наш взгляд, современный мир более иллюзорен, состоит из покровов, оболочек, а чтобы суметь прорваться через них, нужно увидеть стоящие за ними подлинные связи. Настоящее искусство выходит к этому миру подлинных связей, проявляет его в конкретных обстоятельствах данного места и времени, пронизывает подлинным смыслом мир подобий и внешних форм. Фактически человек искусства оказывается способным каждое мгновение жить в вечности и воссоздавать новый мир в каждом конкретном месте и времени, соотнося этот мир с вечным».
В залах и аудиториях колледжа слышатся разговоры не только на русском, но и на различных иностранных языках: учащиеся обсуждают и спорят с творческими деятелями о киноискусстве. Студенты актёрского факультета в этот момент репетируют свои номера, танцуют, поют, примеряют на себя различные роли. Творческий дух колледжа естественен, как и само искусство, пытающееся себя выразить в различных формах и форматах.
В перерывах между репетициями и творческими мас-терскими с деятелями искусств ребята с радостью рассказывают о своей учёбе. Саша Кононова (3 курс, факультет Мультипликации): «90% того, что я сейчас знаю, дало мне обучение здесь. Я открыла для себя целый мир, который раньше мне был неизвестен». Её мысль подхватывает София Панкевич (2 курс, факультет Режиссуры): «В нашем колледже я познакомилась с режиссурой и основами операторского мастерства. А ещё я стала лучше знать историю нашей великой страны. Я поняла, как правильно читать книги и видеть произведение, разбирать его по частицам. Учёба у нас очень насыщенная и интересная, с 9 утра до 9 вечера. И, да – это пространство меняет и делает всех нас лучше…»
В рамках международной конференции «Кинообразование в современном мире» в колледже прошла пресс-конференция, на которой присутствовали руководители Департамента образования, многочисленные зарубежные гости, студенты и педагоги колледжа, журналисты. Формат встречи был весьма необыченым: в самом начале учащиеся исполнили мелодичную песню, а в конце пустились в пляс.
На пресс-конференции стало известно, что вскоре власти Москвы предложат школам проводить уроки по основам кинограмотности, а колледжи получат финан-сирование на открытие программ по кинообразованию. Заместитель руководителя столичного Департамента образования Маргарита Русецкая рассказала: «Необходимо найти подходящий формат, проработать программу и подготовить педагогов. Планируем, что реализация проекта начнется в киноколледже № 40».
В свою очередь, глава Департамента Исаак Калина подчеркнул, что образование школьников в Москве должно отличаться от образования в других городах России: «Они имеют возможность использовать огромное культурное наследие, которое есть в столице».
Затем о международном сотрудничестве в сфере кинообразования рассказала представитель французского посольства в России, пресс-атташе Вирджиния Телье: «Кино занимает всё более важное место в системе образования. И цель французского правительства – сформировать вкус и вызвать любопытство у учеников, чтобы они могли понимать язык кино, которому необходимо учиться. Поэтому французское посольство готово сотрудничать с целью ознакомления российских учащихся с французскими кинолентами и ор-ганизации просмотров французских фильмов в российских кинотеатрах и других совместных проектах в области кинообразования». Она добавила: «Французы плохо знают современный российский кинематограф, однако знают известные советские фильмы, которые им очень нравятся. Надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться, и мы будем восполнять эти пробелы».
Тему международного сотрудничества продолжил директор Немецкого культурного центра в Москве Иро Вольф: «Чтобы стать состоявшимися личностями, необ-ходимо понимать самого себя. Только так можно стать самостоятельным человеком. Международный обмен помогает понять не только друг друга, но и свою собственную суть».
На вопрос журналистов о востребованности специалистов в сфере кинопроизводства и телевидения, которых готовит «Московская международная киношкола», директор колледжа № 40 Ольга Керзина сказала: «Из стен нашего колледжа вышло много известных актёров и операторов. Но главное для нас не это – очень важно, чтобы наши студенты достойно представляли страну на мировом кинематографическом Олимпе, свободно мыслили и сражались за своё дело. С трудоустройством всё хорошо – они работают на самых известных киноплощадках».