Урок истории от Председателя Госдумы
Урок истории, первый в 2013 году, стал для старшеклассников гимназии «Логос», что находится в Городе воинской славы Дмитрове, особенным и запоминающимся. Из него они усвоили: даже если ты не рассчитываешь стать губернатором, депутатом, руководить экономическим, социальным или политическим ведомством, ты должен знать свою историю, ведь, как гражданин страны, ты имеешь неотъемлемое право участвовать в управлении ею.
Урок, посвящённый 20-летию Конституции РФ, для учеников гимназии «Логос» города Дмитрова провёл Председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин.
Гимназия «Логос» в Дмитрове – одно из старейших учебных заведений Московского региона – в этом году в 137-й раз открыла свои двери для юных горожан. Проводить в школу первоклашек пришли не только родители и учителя школы, но и Председатель Государственной Думы России Сергей Нарышкин. Открывая торжественную линейку, спикер Госдумы сказал: «Хочу обратиться к тем, для кого этот учебный год будет первым в своей жизни. Дорогие первоклассники, у вас начинается самое интересное время – предстоит многое узнать, приобрести новых друзей. Должен сказать, что школьные друзья становятся друзьями на всю жизнь. Каждый день вы будете лучше узнавать окружающий вас мир, да и самих себя – свой характер, свои способности. Я уверен, что каждый из вас по-настоящему талантлив и здесь в гимназии с помощью учителей эти таланты будут раскрываться. Хочу пожелать в этом успехов – и учителям, и вам, и вашим родителям».
После торжественной линейки, где выступили дети со стихами и песнями, а также руководители города Дмитров и Министерства образования Московской области, Сергей Нарышкин проводил детей в гимназию «Логос». Он посетил школьный музей, после чего в актовом зале провёл открытый урок для старшеклассников, посвящённый 20-летию Конституции и Федерального Собрания. Далее – основные тезисы урока.
Зачем знать историю
«Изучение прошлого своей страны позволяет избежать многих ошибок, которые были в деятельности любого государства, в том числе и России, брать всё лучшее для управления, для развития страны. Так ли это важно для каждого из нас? Ведь, не все рассчитывают стать губернаторами, депутатами, руководить экономическим, социальным или политическим ведомством. Тем не менее исторические знания имеют огромное значение, потому что каждый гражданин РФ участвует в управлении страной. Прежде всего путём выборов. Тот, кто не идёт на выборы, передаёт своё право избирать другим людям. И он необязательно будет доволен выбором, который за него сделают другие».
12 декабря 1993 года – начало нового этапа в истории России
«Во фразе из Конституции «Российская Федерация – демократическое правовое государство с республиканской формой правления» определение «демократическое» неслучайно поставлено на первое место. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является народ. Впервые 12 декабря 1993 года Основной Закон России принимался всенародным голосованием. Мы вправе гордиться этим, потому что не каждая Конституция другой страны так прямо связана с волеизъявлением граждан.
12 декабря 1993 года начался новый этап в истории России. Но он неразрывно связан с предыдущими этапами её развития, с нашими победами, с нашими ошибками.
Нормами Конституции создана система институтов государственной власти, которые позволили современной России предотвратить целый ряд кризисных явлений в экономике и политике, сохранить иногда очень хрупкое общественное согласие, привести к общественному диалогу. Российское общество в 1993-1994 годах пришло к развитию нормального политического процесса, это оказалось возможным прежде всего на площадке Парламента. Стало очевидно, что разные взгляды разных слоёв населения и политических партий не должны мешать совместной работе над фундаментальными законами».
Особенности отечественного парламентаризма
Заседание первой Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года. Этот день вошёл в календарь памятных дат РФ как День Российского парламентаризма. Всего до революции существовало 4 созыва Государственной Думы, причем только один из них проработал весь срок своих полномочий, три – по разным причинам распускались досрочно. История их очень богата, интересна и поучительна. В начале XX века наши предки были парламентариями в своих идеях. Уже тогда они поняли, что главное право человека – это право на жизнь.
Незыблемость Конституции – стабильность государства
«Конституция – не самый большой по объёму правовой акт в России, но по значению ни один документ не может встать на уровень Конституции. И ни один закон не может противоречить ей. Все прочие правовые акты, по сути, развивают те положения, которые заложены в Конституции. Но это не значит, что в ней мы найдём окончательные ответы на все вопросы. Она указывает лишь путь, она подсказывает оптимальные решения. Жизнь общества слишком сложна, чтобы прописать её до мелочей.
Как показывает мировая практика, чем стабильнее текст основного закона, тем стабильнее и вся политическая система государства. Конституция РФ допускает некоторые изменения. Поправки могут вноситься во все главы, кроме трех, которые определяют основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, сам порядок внесения поправок в Конституцию. Изменить положения эти глав можно только принятием новой Конституции. Это даёт Основному Закону России дополнительную прочность и стабильность».
В заключение своего выступления Сергей Нарышкин ответил на многочисленные острые вопросы учащихся и преподавателей Дмитровской гимназии о политике и законотворчестве Государственной Думы России.
– С каждым годом количество бюджетных мест в университетах сокращается. Регулирует ли законодательство количество бюджетных мест в вузах?
– Образование – та стратегическая сфера, которая определяет развитие общества и государства. Недавно Думой был принят Закон «Об образовании в РФ». Нам поступило огромное количество предложений и поправок со стороны профессиональных организаций. С 1 сентября закон вступил в силу. Согласно ему, российское образование будет развиваться, а бюджетных мест станет больше, чтобы люди могли выбрать то высшее учебное заведение, которое им подходит.
– Почему были внесены поправки в Конституцию в части изменения сроков Президента и Государственной Думы?
– Внесение двух поправок было оправдано тем, что 4 года для реализации Президентом и Парламентом своих полномочий – срок небольшой, трудно за это время реализовать программу. Поэтому для Президента, Парламента и Думы срок был увеличен.
– Как государство должно взаимодействовать со СМИ?
– События «арабской весны» показали: государство, жестко контролирующее телеэфир и печатные издания, все равно может оказаться безоружным перед достаточно хаотичным сетевым движением граждан, просто потому, что современные технические средства массовой коммуникации практически не поддаются регулированию. Феномен электронной демократии еще только подлежит изучению. Однако уже сейчас можно сказать, что модель, при которой государство контролирует информационное пространство, используя исключительно административный ресурс и репрессивные меры, не жизнеспособна. Государство просто обязано занимать активную позицию при построении взаимоотношений с медиасообществом. С одной стороны, любое неосторожное движение государства в отношении СМИ будет воспринято как попытка ограничить свободу слова и свободное распространение информации. С другой – одна из функций любого государства – обеспечение безопасности граждан, в том числе информационной. Необходимо выработать общие правила регулирования деятельности СМИ с тем, чтобы это регулирование не мешало развитию демократического общества, но при этом сдерживало возможные негативные формы новой информационной среды. Готовых рецептов пока не существует.
– В 2012 году Вы возглавили научную общественную организацию – Российское историческое общество (РИО). Почему для России так важно его возрождение и какова его миссия?
– Роль Исторического общества была уникальной по многим причинам. Во-первых, оно показало пример объединения вокруг важнейшей консолидирующей идеи представителей высшей государственной власти, научных и общественных сил. Во-вторых, оно обратило внимание государства на необходимость просветительской работы и совместных действий представителей всех гуманитарных наук в этом направлении. В-третьих, РИО заметно укрепило фундамент нашего архивного и музейного дела, дало мощный толчок издательской работе. И, наконец, главное – оно заставило глубоко задуматься об уроках отечественной истории, которые учат нравственному поведению в политике. Тому, что великие достижения и победы возможны лишь на основе консолидации вокруг непреходящих ценностей патриотизма и гражданственности, высокого нравственного служения государству.
Возрождая Историческое общество, мы должны объединить усилия государства и учёных, различных социальных и профессиональных групп для формирования общероссийской исторической культуры. И делать это на основе объективного, непредвзятого изучения событий истории, их популяризации и передачи новым поколениям. Нам предстоит не только поддержать новые научные исследования и проекты, но и содействовать большей доступности российских архивов, глубокому изучению находящихся в них документов. Предстоит также многое сделать для развития исторического образования и поощрения лучших учителей, внедрения в педагогическую практику последних достижений науки, формирования непротиворечивого подхода к написанию учебников истории.
Я хотел бы привести слова первого секретаря Русского Императорского общества, а затем и его председателя, Александра Александровича Половцова. Он писал: «Всякий из нас любит свою Родину, но при ближайшем знакомстве с её историей любовь эта делается всё сознательнее, твёрже и… связует в одно могущественное целое русское государство».