Екатерина Толстикова: «Федеральным имуществом нужно управлять профессионально»
Сколько устойчивых фразеологизмов пришло в нашу повседневную речь из мира образования! Мы, не задумываясь, произносим «вышел из дверей Alma mater» или «покинул стены родного вуза». И далеко не всегда осознаем, что за этими выражениями стоят самые настоящие стены и двери, без которых не обходится ни одно учебное заведение. И все эти стены, двери, окна российских вузов – в общем, все, что входит в понятие «федеральное имущество» – находится в ведении заместителя министра образования и науки Российской Федерации Екатерины Андреевны Толстиковой. Екатерина Андреевна – совсем молодой управленец, однако о её деловой репутации уже хорошо знают в образовательно-административных кругах.
Наша сегодняшняя беседа – об изменениях в российском образовании, которые затронули абсолютно все его области, в том числе – имущество.
– Екатерина Андреевна, недавние реформы в области образования не могли ограничиться только содержательной частью обучения, не затронув материально-имущественную часть. Какие документы описывают новый порядок управления собственностью, находящейся под эгидой Минобразования?
– Таких документов несколько. После принятия в 2010 году Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» была принята Концепция осуществления Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций (в отношении объектов движимого и недвижимого имущества). Первую часть этого документа коллегия Минобрнауки одобрила в 2012 году. Далее мы сформировали реестр недвижимого имущества, которое закреплено за вузами и иными подведомственными учреждениями. В результате оказалось, что 1093 действующие организации владеют недвижимостью, общая площадь которой составляет 72 млн м2. Согласитесь, что на такой территории смог бы разместиться областной город. Но такое имущество нельзя просто держать в собственности – им нужно управлять. Федеральным имуществом нужно управлять профессионально. А это значит, что тем людям, которые занимаются этой работой сейчас, придется стать профессионалами. И как раз для этого написана вторая часть Концепции. Напомню, что в первой части мы зафиксировали базовые законодательные принципы, которые позволили нам привести все вузы «к одному знаменателю». Теперь мы движемся дальше – и вторая часть Концепции утверждает: мы научились соблюдать законодательство, а теперь надо стать эффективными управляющими имущества вузов. Понимаем, что задача эта не из простых, поэтому нами сформированы пять программ, которые будут помогать достигать эффективных результатов. Это «Менеджмент имущества: общая организация управления имуществом высших учебных заведений»; «Экономика кампуса: эффективность, нормирование и экономическая модель»; «Управление оборудованием: работа ресурсов»; «Эффективный кампус: лучшие процессы в кампусе»; «Модернизация кампуса: механизмы государственно-частного партнерства». Вузы, работающие по этим программам, могут быть уверены, что их студентам будет комфортно учиться и жить в стенах Alma mater.
– Как выстраиваете работу со студенчеством, чтобы у него выработалось бережное отношение ко всему, что окружает?
– Одна из наших пяти программ неспроста называется «Эффективный кампус». Как она работает? В каждом кампусе есть общежитие, физкультурный комп-лекс, столовая, аудитории – все это объекты имущества. И мы организуем нечто вроде студенческих конкурсов – на лучшую столовую, лучшую образовательную и административную среду, лучшее общежитие. Недавно в Ростове-на-Дону проходил Всероссийский студенческий форум, нам удалось пригласить студентов участвовать в проекте. Общаясь с ребятами, стараюсь напоминать им, что именно они сегодня создают репутацию собственного вуза. На сегодняшний день считаем, что лучшее общежитие находится в Сибирском федеральном университете, там действительно всё на высоком уровне. Но речь должна идти не только об общежитиях, но и о других территориях, которые можно оценивать – коридоры, столовые, библиотеки…
Очень важно, чтобы студенты сами оценивали и улучшали среду, в которой учатся и живут. Например, если они сами покрасят стены в цвет, который им нравится, то вряд ли у них возникнет желание на этой стене рисовать. Дайте студентам возможность самим украсить вуз, они потом будут не только гордиться, но и дорожить этим пространством. Это позволит любому кампусу стать более живым.
– Вопрос общежития – болевая точка почти всех вузов. Есть ли какие-то перспективы развития в этом направлении? Что планируется сделать?
– Вопрос действительно болезненный… У нас есть поручение Президента РФ по реализации программы восполнения дефицита мест в общежитиях. И в рамках этой программы проходят отдельные мероприятия по строительству объектов общежитий. Еще одно направление – ремонт общежитий, которое тоже увеличивает количество мест: ведь можно отремонтировать то, что раньше не использовалось. Здесь есть известная проблема: в 70–80-е годы некоторые общежития были преобразованы в служебное жилье, где право проживания предоставляли по ордеру. То есть сегодня эти площади используются вовсе не студентами. Но эту проблему прямым способом не решить: если граждане проживают без нарушений, мы не можем выселить людей, если им больше негде жить.
– Вы говорили о программе ремонта… Сегодня своевременный ремонт и уход требуется многим зданиям. Какие приоритетные задачи стоят перед Министерством образования в области ремонта и реконструкции зданий?
– Сейчас больше всего проблем – с текущим ремонтом зданий. В прежние времена конструктив в большинстве зданий делался хорошо – на века. Конструктив – дело сложное и капитальное. Но сейчас требуют решения вопросы с окнами, крышами, входными дверьми, лифтами, системами контроля и доступа... Мы говорили о пяти программах – так вот, стандарт 4-й программы «Экономика кампуса», который мы как раз сейчас формируем, позволит определять экономическую модель финансового обеспечения функционирования здания. В этой программе участвует МГСУ – лидер в области строительного образования. Профессионалы из МГСУ активно разрабатывают концепцию жизненного цикла здания – с момента проектирования и до момента сноса. Описывают процесс амортизации здания... Эта работа обязательно будет учтена в нашей программе – здесь все объясняется понятным языком, и я считаю, что это очень поможет руководству вузов.
– Вы не планируете наладить систему обучения по упомянутым пяти пунктам?
– В каждой из пяти программ, о которых мы говорили, предусмотрена разработка программы повышения квалификации по соответствующему направлению. Сегодня к участию в программе обучения приглашены все вузы, не только Минобрнауки РФ.
– В девяностые годы многие вузы делали несогласованные перепланировки и теперь уже новому руководству приходится исправлять ситуацию. Как Вы боретесь с такими перепланировками и их результатами?
– Обязанности по исправлению таких перепланировок входят в компетенцию ректора. А Минобрнауки России и Росимущество контролируют устранение этого нарушения. Но осуществить такой контроль можно только одним способом – отправиться на объект, взять паспорт БТИ и обнаружить, что здесь есть перепланировка. То есть такой процесс требует большого количества людей. Мы не можем сразу проверить все наши вузы. Но когда мы видим нарушения, мы их фиксируем. В рамках Концепции мы давали администрациям вузов поручение – самостоятельно проверять свои объекты и фиксировать все нарушения. Но даже если перепланировка выявлена – как её исправить? Этот процесс потребует экспертизы, а это – опять финансовые расходы. Очень многое упирается в экономику, то есть в то, чем мы и собираемся сейчас заняться.
– Получить финансы на ремонт – это право нужно заслужить или существуют какие-то другие критерии?
– Думаю, что развиваться будут только те вузы, которые сами к этому стремятся. Сегодня государство финансирует образование в невиданных ранее объемах. В десятки, даже сотни раз увеличился объем финансового обеспечения… Однако и возможностей сегодня гораздо больше: можно участвовать в различных программах, конкурсах, самостоятельно предлагать тематики для мероприятий. Если же вуз активности не проявляет, то возникает вопрос: почему? Если кто-то не хочет использовать имеющиеся возможности, стало быть, и дополнительные стимулы к развитию могут не помочь. При рассмотрении вопроса, кому помогать, мы комплексно оцениваем качество образования и состояние инфраструктуры вуза и только после этого принимаем решение.
– Вам приходится много ездить по регионам страны. Насколько сильно отличается состояние региональных вузов от столичных?
– Мне не хочется отделять регионы от столицы. Каждый вуз, где бы он не находился – уникален, у него свои особенности и свои проблемы. Так что Москва или Питер для меня такие же регионы, как Томск или Нижний Новгород. Какие-то направления могут быть даже более продвинутыми за пределами Москвы. Например, в Севастополе есть Ядерный университет в составе Севастопольского госуниверситета. Я предложила вузу собрать совет по физическому образованию и позвать Физтех. Физтех ответил: «Мы готовы, причем не только учить – но и сами у них учиться». Потому что у каждого вуза имеются собственные уникальные компетенции и направления. Например, во Владикавказе есть Северо-Осетинский государственный университет имени
К.Л. Хетагурова. Там преподает археологию и историю цивилизации замечательный специалист по этому направлению, известный в международной кругу. И как я могу сказать, что этот университет в этом плане хуже какого-то другого? Это невозможно. Любой университет – это, в первую очередь, люди, которые в нём работают.
– Екатерина Андреевна, Вы родились и выросли в Севастополе… Часто ли случается побывать в родном городе?
– Очень люблю Севастополь. Это великий город русской славы, русских моряков… Город, который всегда был частью России независимо ни от чего, и все, кто в нём живут, думают именно так. С весны 2014 года проделана серьёзная работа по координации образования – как исследовательской, так и практической. В 2014 году мы провели мониторинг всей системы образования Крыма. Выяснилось, что образование находится в сложном положении. Из-за отсутствия финансов страдает инфраструктура вузов, школ, детских садов. Была выявлена проблема защищённости объектов: периметры зданий практически нигде не были закрыты. То есть та работа по модернизации системы образования, которую мы давно уже ведем в регионах России, в Крыму не проводилась. Было очевидное отставание по состоянию оборудования: практически нигде не было такого современного оборудования, каким оснащены сейчас классы физики, химии, биологии.
– Если говорить о качестве образования – на каком уровне оно сегодня в крымских учебных заведениях?
– Качество образования в Крыму – на очень достойном уровне. Хорошие учителя, дети замечательные, и все тянутся к знаниям. Поэтому никак нельзя говорить о том, что крымские школьники подготовлены хуже. Бесспорно, им было бы легче, если бы у них было такое же оборудование, как здесь. Но и за этот небольшой срок мы провели огромную работу по переоснащению школ – сейчас даже в сельских школах открывают спортивные залы. По всей Республике Крым и вокруг Севастополя есть сельские территории, где школам необходимы спортивные площадки. И эти площадки мы строим. Радуемся, когда сравниваем фотографии территории этих школ – какими они были и какими стали. Вновь оборудованные территории получились очень красивыми, в будущем году мы обязательно продолжим эту работу.
– Хорошо работать на результат, но результаты не всегда одинаковые… Вы сами знаете, Минобразования сегодня и хвалят, и ругают.
– Вы говорите, нас ругают… Здесь важно осознать, кто ругает и почему. Например, если мы обсуждаем какой-либо вопрос, сущность которого мы понимаем, а другая сторона – нет, мы всегда будем находиться в конфликте, потому что у нас разный понятийный аппарат. Нам нужно учиться приходить к одинаковому пониманию вопроса.
– В Вашу зону ответственности входит и информационная политика Минобрнауки. Какими Вы хотели бы видеть публикации по образовательной тематике?
– В этом году мы начали, а в следующем продолжим работу над Концепцией по информационному взаимодействию…Тема сложная и актуальная. Думаю, что, прежде всего, люди, которые работают по тематике образования, должны быть заинтересованы в его конструктивном развитии, в благополучном разрешении того вопроса, который поднимается. Мы же не говорим, что мы против критики. Мы за критику, но за ту, которая обоснована. Думаю, что нам всем нужно учиться обсуждать проблемы образования, рассказывать о его успехах, например, с точки зрения университетов. Сегодня в каждом вузе происходит огромное количество позитивных событий. Каждый университет – как город. Когда туда приезжаешь, все знают о том, что в нем происходит, рассказывают о последних новостях. Но если Вы посмотрите на сайт вуза, там далеко не всегда и не всё можно обнаружить. Все мы, в том числе и пресс-службы вузов, должны научиться рассказывать о достижениях университетов и ведомств в области образования. Знаю, что сегодня многие ошибочно считают, что журналистам нужны только плохие новости. Я уверена, если мы будем предоставлять кроме плохих новостей (которые случаются сами по себе без нашего участия) также позитивные результаты нашей работы – то это обязательно вызовет интерес.
– По образованию Вы – юрист. Расскажите, пожалуйста, насколько Ваше образование помогает в повседневной работе?
– Очень сильно помогает. Сегодня, если вы серьезно занимаетесь какой-либо деятельностью, даже творческой, без минимальных знаний в области юриспруденции никак. Нужно знать законы, понимать, как можно поступать и как нельзя. Поэтому в моей работе я бы не смогла без юридического образования. Ведь в той сфере, которой я занимаюсь, нужно изучать много документов. Здесь нельзя совершать ошибок, нельзя допускать нарушений законодательства. Если чего-то не знаешь, то можешь что-то сделать неправильно – случайно, но иногда непоправимо.
– Очевидно, что у Вас много работы. Получается что-то успеть, помимо служебных дел? Книгу, например, почитать…
– На государственной службе – у всех много работы и ненормированный день. Но время на книги я всегда нахожу. Какие это книги? Самые разные. С хорошими книгами всегда так – их читаешь так, что дух захватывает, и неважно, сколько раз перечитываешь – каждый раз узнаешь что-то новое.
– Какие планы на будущий год? Что хочется сделать?
– Весь будущий год будет проходить под знаком работы над проектами по тем программам, о которых мы говорили. Планирую много поездок по регионам. Страна большая, и все не могут приехать в Москву, поэтому мы будем делать выездные сессии, чтобы встретиться с как можно большим количеством людей. Не только с проректорами и ректорами, а еще с начальниками управлений, сотрудниками, чтобы они тоже могли ознакомиться с нашей работой, скоординировать её со своей. Ведь когда общаешься онлайн, это одно. А когда идет личное обсуждение, то все начинают думать немного по-другому. И, конечно, продолжим работу по информационному взаимодействию. Мы должны научиться общаться, понимать друг друга, добиваясь нужного всем результата.
Наша справка
Толстикова Екатерина Андреевна,
заместитель министра образования и науки Российской Федерации.
Родилась 18 марта 1981 года в Севастополе.
Окончила с отличием Московскую государственную юридическую академию (2004 г.).
В 2001 году работала специалистом в Арбитражном суде Московской области.
2001-2003 гг. – ведущий специалист Агентства федерального имущества по Москве Минимущества России.
В 2003-2004 годах – ведущий специалист Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
В 2004 году – главный специалист Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
2004-2005 гг. – заместитель начальника отдела Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Москве.
В 2005-2010 гг. – начальник отдела, заместитель начальника Управления Федерального агентства по науке и инновациям.
2010-2012 гг. – помощник министра, заместитель директора, директор Департамента инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки России.
С июля 2012 года – директор Департамента управления сетью подведомственных организаций Министерства образования и науки Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2014 г. № 1797 назначена заместителем министра образования и науки Российской Федерации.